Каждый раз, оказываясь в Александро - Невской Лавре, я с любопытством заглядывала в открытые ворота некрополей, но всегда что-то мешало зайти внутрь. Я спешила на концерт, экскурсию или уже устала. На этот раз, увидев приглашение
spbblog, решила, что надо идти!
Большинство старых кладбищ - это память человечества, своеобразные исторические музеи. Многие кладбища имеют свою собственную любопытную историю. Тоже самое можно сказать про некрополи Александро - Невской Лавры. Здесь порой забываешь, что это последний приют ушедших в мир иной, и только надгробные плиты возвращают нас в действительность.
Лазаревское кладбище (некрополь XVIII века) и Тихвинское кладбище (Некрополь мастеров искусств) входят в состав Государственного музея городской скульптуры, основанного в 1932 году.
Музей Городской Скульптуры представляет собой не простой музей в классическом понимании этого слова. Это единственное музейное учреждение, которое, помимо основной деятельности, занимается демонстрацией, изучением, сохранением и ремонтом памятников в открытой городской среде. Сегодня в его владении более 200 объектов. К ним относятся Триумфальные ворота, Ростральные колонны, сфинксы, скульптуры П. К. Клодта на Аничковом мосту.
История:
Датой основания музея считается 1932 год. Именно тогда по решению Президиума Ленсовета Лазаревское кладбище превратилось в Музей надгробий, затем ему передали Благовещенскую церковь, Тихвинское кладбище и часть надгробий Смоленского армянского кладбища.
Когда через 7 лет после основания учреждению отошли все лучшие памятники города, он превратился в Музей Городской Скульптуры. В начале 70-х годов ХХ века при музее была открыта мастерская, занимающаяся реставрационными работами по камню. Специалисты работают с гипсом, графикой, мрамором и металлом.
Летом 1992 года было принято решение, что все объекты, представляющие собой культурную ценность, которые убрали с улиц города по тем или иным причинам, будут передаваться на хранение именно в Музей Городской скульптуры.
Мы же с вами начнём знакомство с Музеем Городской скульптуры с Некрополей Александро-Невской Лавры. Давайте же заглянем за ворота Некрополя VIII века.
Лазаревское кладбище было основано одновременно со зданиями Алексанро-Невского монастыря и служило местом погребения представителей привилегированных слоев петербургского общества. Первоначально для погребения на нем требовалось личное разрешение Петра I. К концу столетия разрешалось хоронить и лиц из купеческого сословия, но при условии внесения очень большой суммы. Многие надгробия и памятники этого кладбища являются произведениями искусства и слепки с них хранятся в Государственном Русском музее и Музее Российской академии художеств.
В 1717 году для захоронения сестры Петра, Натальи Алексеевны, на территории некрополя была возведена церковь Праведного Лазаря, или Лазаревская усыпальница. Территория рядом с ней считалась самой почетной. С самого основания Некрополя здесь стали размещаться высокохудожественные надгробия и памятники. Сейчас их около тысячи. Не зря с первой половины XX века кладбище является музеем под открытым небом. Здесь просто нагромождения памятников, практически друг на друге.
Можно долго ходить по тропинкам, вглядываясь в детали и удивляясь известности имён. Что не имя, то "Википедия". Поздней осенью мраморные памятники закрывают. Жалко,что не получилось увидеть их в оригинале(((
Здесь покоится Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), гениальный русский ученый, поэт, художник, первый русский академик Петербургской академии наук. Монумент был изготовлен в 1760-е гг. в Карраре (Италия) и доставлен в Петербург на средства известного государственного деятеля графа М.И. Воронцова. Рядом похоронена единственная дочь М.В. Ломоносова Елена, умершая в возрасте 23 лет, и ее муж А.А. Константинов, переводчик, библиотекарь Екатерины II, переживший её на 26 лет.
Чугунное надгробие - И.Рейсига - было перенесено сюда с Волковского лютеранского кладбища, как имеющее высокую художественную ценность.
Легенда о скоропостижной смерти молодого офицера была широко известна в аристократических кругах Петербурга.
Как-то раз офицер Семеновского полка Карл-Иоганн-Христиан-Рейсиг, находясь в дворцовом карауле, случайно заснул на посту. Проходивший мимо Николай I невольно разбудил незадачливого гвардейца. Очнувшись и увидев склонившегося над ним императора, офицер тут же умер от разрыва сердца. Действительные обстоятельства кончины тридцатилетнего майора не известны, но именно так, спящим, скульптор изобразил его на крышке саркофага:
Надгробие с фигурой спящего офицера. Эта скульптура по модели берлинского скульптора Августа Штрейхенберга была отлита из чугуна на Александровском литейном заводе в 1840 г. Памятник сооружался над могилой умершего в 1839 г. И.X. фон Рейссига, штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка. Позднее у этого же памятника были похоронены его брат и родители.
Гранитная барка со снастью и якорями с крестообразными стволами, помещенная на постамент в виде волн. Неизвестный мастер конца XVIII. Могила купца Симона Дмитриева (1729-1799).
Карнеева (урожд. Лашкарева) Елена Сергеевна (1786-1830) -тайная советница, жена генерал-лейтенанта, директора департамента горных и соляных дел и Горного кадетского корпуса (Горного института) Е.В. Карнеева. Скульптура коленопреклоненного крылатого Гения со склоненной головой на прямоугольном постаменте из чугунных плит и ступенчатом подиуме - работа скульптора И.П. Мартоса.
Колонна, увенчанная скульптурой крылатого Гения с атрибутами наук и искусств, и с высеченным изображением Казанского собора. Это могила архитектора, живописца, академика Академии художеств (1797), преподавателя Академии - Андрея Никифоровича Воронихина (1759-1814). По его проекту построены в Петербурге и пригородах Горный институт, колоннада и каскад в Петергофе, дворцы в Стрельне, Гатчине, Павловске и др. С 1801-1811 руководил строительством Казанского собора.
Могила Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792) - известный писателя-драматурга, создатель русской бытовой комедии (известного всем «Недоросля»), публициста, переводчика, статского советника, известного масона, личного секретаря начальника Иностранной коллегии Н.И. Панина.
Шубин - выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, создавший галерею портретов наиболее видных представителей дворянства и выдающихся людей своего времени: Екатерины II, Павла I, М. В. Ломоносова, И. И. Шувалова, Демидова, Потемкина, братьев Орловых, А. М. Голицына, А. Н. Самойлова, И. И. Бецкого, З. Г. Чернышева, Н. В. Репнина, П. В. Завадовского.
Это дорогое надгробие установлено на могиле младенца - сына графа Мусина-Пушкина, Ивана. Глыба - голгофа - полированный лабрадорит; крест изготовлен из литых розочек.
Добрались мы, пожалуй, до самого интересного захоронения.
Наталья Николаевна Пушкина-Ланская (урожденная Гончарова) (1812-1863), супруга великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. После семи лет вдовства, летом 1844 г., вышла замуж за генерала Петра Петровича Ланского (1799-1877). Похоронена вместе с ним.
А одном посте просто невозможно показать все памятники Некрополя VIII века. От обилия известных имён голова кругом. Известных захоронений здесь очень много. В заключение добавлю фотографии нескольких интересных памятников.
Надгробие графа Завадского
Атмосферу кладбища XIII века поддерживают кованые ажурные скамеечки, расставленные между захоронениями.
Известный историк искусства Н.Н. Врангель писал в начале ХХ в: "Как будто здесь собрались после смерти все те, кто когда-то составляли тесный кружок придворного общества. На маленьком пространстве Лазаревского кладбища погребена целая эпоха, целый мир отживших идей, почти все придворное общество Елизаветы, Екатерины и Павла".
Основная часть могил на Лазаревском кладбище относится к XVIII cтолетию, хотя хоронить продолжали еще в XIX и даже в ХХ вв. Одним из последних стало захоронение в 1915 г. выдающегося государственного деятеля графа С.Ю. Витте.
В 1919 г. кладбище было закрыто для погребений, и в начале 1930-х гг. на его основе стал создаваться музей художественных надгробий. Некоторые памятники, не представлявшие по мнению "экспертов" исторической и художественной ценности, были уничтожены, зато с других петербургских кладбищ, разрушавшихся или упраздненных, были сделаны перезахоронения (Л. Эйлер, К.И. Росси, Дж. Кваренги, Т. де Томон, М.И. Козловский, И.П. Мартос и др.).
Дальше наш путь лежал в Некрополь мастеров искусств (Тихвинское кладбище), названное в честь построенной на его территории церкви-усыпальницы во имя чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери в 1869 году. В 1934 г. на кладбище прекратили захоронения и было принято решение о создании на его территории музея-некрополя. Организация музея-некрополя находилась в непосредственной связи с планами уничтожения целого ряда исторических кладбищ города. Музейно-массовый сектор Политпросветцентра просил Ленсовет признать срочной мерой перевозку ценных памятников с этих кладбищ в музей-заповедник и перенесение в него прахов известных общественных деятелей, писателей и художников. В результате реконструкции Тихвинское кладбище перестало существовать. Из множества его памятников, в мемориальном парке сохранилось менее ста надгробий. Ряд памятников был перенесён в соседний «Некрополь XVIII века».
В этом Некрополе могилы известных людей располагаются "кучками". Есть аллеи с могилами известных художников, писателей, композиторов, а так же множество других деятелей искусства и культуры. В своём рассказе отмечу только самые-самые оригинальные и известные. Скажу честно, не думала я, что столько выдающихся людей захоронены у нас в Лавре. Теперь знаю:)))
1. Богатейший памятник на могиле Косиковского Андрея Ивановича. При жизни он был откупщиком, снабжал продовольствием русскую армию в Отечественную войну 1812 г. Владелец доходного дома на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы. Памятник расположен прямо у входа в Некрополь.
2. Очень красивый памятник на могиле Владимира Стасова. Он был художественным и музыкальным критиком, историком искусства, почетным член Петербургской Академии наук. Был идейным вдохновителем художников-передвижников и композиторов «Могучей кучки». Памятник обнесен чугунной оградой в «русском» стиле с четырьмя круглыми медальонами и мозаичными надписями в них: «живопись», «музыка», «ваяние», «зодчество», «литература», «археология».
3. Могила князя Трубецкого в готическом стиле. Я почему-то подумала, что это беседка:))
4. Могила и памятник живописцу-пейзажисту, ученику Айвазовского, профессору Императорской академии художеств Куинджи Архипу Ивановичу.
5. Могила Стравинского Федора Игнатьевича, солиста Мариинского театра. Слева на фоне обелиска бронзовая аллегория Музы.
6. Могилы великих композитов Бородина и Мусоргского. Памятник Бородину создали архитектор Ропет, скульптор Гинцбург, мозаику выполнил Фролов. Надгробный памятник Мусоргскому выполнили архитектор Богомолов и скульптор Гинцбург.
7. Рядом с Бородиным и Мусоргским могила Петра Ильича Чайковского. Памятник П.И. Чайковскому (1840-1893) был сооружен на средства, собранные от двух благотворительных концертов, устроенных в Москве и Петербурге и дополненные Дирекцией Императорских театров, по инициативе которой создавалось надгробие. И.А. Всеволожский (автор проекта), скульптор П.П. Каменский, литейщик К. Берто. Открытие памятника состоялось 25 октября 1897 г. Современники прохладно отнеслись к этому произведению мемориальной скульптуры.
8.Самая почитаемая могила Федора Михайловича Достоевского. Захоронен 1 февраля 1881 г. на Тихвинском кладбище, спустя два года был установлен памятник по проекту архитектора Х.К. Васильева и скульптора Н.А. Лаверецкого. В 1968 г. рядом с памятником Ф.М. Достоевскому был предан земле прах вдовы писателя, Анны Григорьевны, скончавшейся в 1918 г. в Ялте, и внука - А. Ф. Достоевского.
9. Встречаются весьма необычные надгробия. Например, как это подобие пирамиды - надгробие могилы Тартакова Иоакима. Он был оперным певцом, главный режиссеро Мариинского театра. Архитектор Фомин, скульптор Я.А. Троупянский (маски-акротерии); скульптор барельефа Синайский. 1923-1924 гг. Выполнено из песчаника и гранита.
10. Шишкин Иван Иванович (1832-1898) - живописец, график. Профессор Императорской АХ, мастер пейзажной живописи. Член-учредитель Товарищества передвижных выставок. Среди его популярных полотен: «Сосновый бор», «Рожь», «Утро в сосновом лесу».
Памятник имеет одну особенность - в дате рождения допущена ошибка. Иван Шишкин родился в 1832 году, а на памятнике стоит 1812. Исправлять оплошность не стали, решив, что это добавит особую "изюминку".
Нашла в интернете его картину.
11. Нельзя равнодушно пройти мимо этого памятника. Тарханов (Тарханишвили) Иван Рамазович (1846-1908) - князь, ученый-физиолог, профессор Медико-хирургической академии. Исследовал функции нервной системы, описал кожно-гальваническую реакцию, обнаружил действие рентгеновских лучей на организм. Надгробие - редкий в петербургском некрополе образец мемориальной архитектуры северного модерна. Проект был разработан вдовой Тарханова, художницей Е.П. Тархановой-Антокольской, похороненной здесь же в 1930 г.
12. Витали Иван Петрович (1794-1855) - скульптор, монументалист-портретист, педагог, профессор Императорской АХ. Среди его работ - скульптурное оформление Исаакиевского собора, Георгиевского зала в Большом Кремлевском дворце и др. Бюст - копия прижизненного портрета, скульптор А.Е. Фолетти, 1849 г.
13. Могила Георгия Александровича Товстоногова с памятником в виде распятия работы скульптора Лазарева на Черкасовской дорожке стала последним по времени захоронением в некрополе в 1989 году.
Это лишь малая часть памятников Некрополя мастеров искусств. Каждый памятник имеет какую-то свою отличительную особенность. Вовремя осмотра Некрополя наткнулись на оригинальные скульптуры львов. Каким ветром их сюда занесло, я так и не нашла на просторах интернета. Лёвы очень прикольные)))
Поскольку в настоящее время Некрополи имеют статус музея, вход в платный. Один Некрополь - 150 руб. Для желающих проводятся экскурсии.
За приглашение спасибо:
spbblog и
zaoblachnaya.
"Организаторы и партнеры проекта:
Генеральный партнер:
Московский кредитный банкОфициальный партнер: Социальная сеть
"Одноклассники"Организаторы проекта:
газета Metro,
Карта Гостя Санкт-Петербурга и Сообщество Питерских блогеров.
Сайт проекта -
http://petersburginside.com