Мои ветераны. Помним. Гордимся!

May 09, 2023 11:08

Константинов Виктор Ильич
Был призван в армию Московским военкоматом в возрасте 29 лет, когда началась Великая Отечественная война. Воевал в составе 67 армии, рядовой красноармеец. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда (12.01. - 30.01. 1943 г), в Красноборско-Смердыньской наступательной операции (с 10.02.1943 по 23.02.1943 г). Под г. Кировском Ленинградской области получил тяжелое осколочное ранение в живот с повреждением кишечника, от которого и умер в тот же день -  20 марта 1943 года. Ему был 31 год. Похоронен в г. Ленинград на Преображенском кладбище, в одной из братских могил (16 траншея). Вдовой осталась его жена Екатерина, осиротели двое детей - Юрий и Галина...

Литвинова (Константинова) Татьяна Ильинична
С августа 1941 г. по март 1943 г. инженер службы пути Ленинградской железной дороги, с марта 1943 г по ноябрь 1945 г - старший инженер по портовым сооружениям Наркомречфлота СССР.  Когда наши войска стали гнать фашистов, появилась потребность срочно восстанавливать разрушенные коммуникации, дороги, мосты. Они шли за нашими наступающими войсками и порой ещё под обстрелом восстанавливали разрушенное, разминировали дороги, чтобы не прерывалась связь передовой с тылом. Была контужена.
Один раз ехала она на машине с водителем. С разгона въехали на мост, а он полуразрушен. Осталась небольшая колея. Как проскочили, даже не поняли. Долго не было сил пошевелиться. Потом измерили дорожку, по которой проехали и оказалось, что колёса наполовину нависали над пропастью...
С ноября 1945 года по февраль 1949 г находилась в Германии в командировке.
Награждена медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (09.05.1945 г) и Орденом Красной Звезды (08.06.1945 г).

Коврижкин Василий Иванович
Кадровый военный. Вступил в ряды Вооружённых сил СССР в октябре 1940 года, военную присягу принял 5 декабря 1940 года. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Москвы в составе 2-го мотострелкового полка 1-ой отдельной мотострелковой дивизии особого назначения войск НКВД в должности командира миномётного расчёта. Звание - старший лейтенант. Службу окончил в июне 1962 года.

Бондаренко Пётр Павлович
Кадровый военный. Службу начал 15.07.1922 г. красноармейцем кавалерийского эскадрона 13-ой стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. К началу Великой Отечественной войны Пётр Павлович стал начальником 4 отделения отдела устройства тыла, снабжения и дорожной службы МВО (Московского военного округа), звание военинженер 1 ранга. С декабря 1941 г - Начальник автодорожного Управления Западного фронта. В 1942 году - начальник Управления автотранспортной и дорожной службы Северо-Кавказского фронта, полковник. С октября 1944 года - Начальник автодорожного отдела Штаба Московского военного округа.

Из воспоминаний П.П. Бондаренко: « Осенью 41 года генерал Телегин К.Ф. (член военного совета МЗО и МВО) передал мне обращение главнокомандующего к командирам Красной Армии: «Враг под Москвой, наступает критический момент. Надо довести до всего начальствующего состава армии требование о незамедлительном принятии мер по спасению столицы.» Немедленно вызвал я командиров подчинённых мне частей и попросил подумать об использовании резервов для дополнительной помощи войскам МЗО. Необходимо было сделать всё возможное, чтобы задержать немцев. На совещании командиров автобатальонов было решено создать «батальон огня на колесах».
Через некоторое время явились к нему командир 801-го отдельного автотранспортного батальона капитан Ф. Мелеков с политруком А. Молдавановым и попросили разрешения переформировать батальон в огневую подвижную часть. Они предоставили проект штата, требование укомплектования станковыми пулемётами и миномётами. Командование пошло навстречу желанию воинов. Так появился автопулемётный батальон особого назначения, за которым оставили его старый номер. Личный состав укомплектовали (до повара включительно) только добровольцами. Все люди были «взаимозаменяемыми»: они и водители, они же и пулемётчики-наводчики, они же и миномётчики.
Несмотря на трудности, которые испытывала обороняющаяся Москва, это подразделение отлично оснастили. По поручению Петра Павловича отделом артснабжения МВО новому формированию были выданы 56 станковых, 25 ручных пулемёта и 14 миномётов разного калибра. Грузовых автомобилей марки ГАЗ-АА (полуторки) было 64, в их кузовах установили специальные металлические крепления для пулемётов так, чтобы они могли действовать и по наземным и по воздушным целям, на месте и в движении (вкруговую). Весь личный состав вооружили автоматами.
После быстрого переобучения уникальный (ни до, ни после таких не было) батальон передали в распоряжение начальника штаба Московской Зоны Обороны генерала Кудряшова, который включил его в состав охраны Военного совета МВО и МЗО.
Из воспоминаний П.П. Бондаренко: При моих встречах с генералом тот всегда лестно отзывался о 801-м автопулемётном батальоне. В народе новое формирование тоже быстро снискало уважение и его даже называли «Батальоном паники» - имея в виду фашистов.
17 ноября 1941 года немецкие войска прорвались севернее Волоколамска к Ленинградскому шоссе. Возникла угроза для Клина. В помощь небольшому гарнизону города (два истребительных батальона) был срочно сформирован сводный Клинский отряд под командованием майора Дорогина численностью 1500 человек, куда вошёл и 801-й автопулемётный батальон.
Из воспоминаний П.П. Бондаренко: Маршал Шапошников приказал командующему войсками МЗО, не оголяя фронт Московской Зоны Обороны, изыскать возможность прикрыть город Клин, находящийся на стыке двух армий - 16-ой и 30-ой. Утром 18 ноября 1941 года после рекогносцировки отряд занял оборону города с задачей любой ценой задержать немцев, давая ставке главнокомандующего время для сосредоточения войск, прибывавших с Дальнего Востока, Средней Азии и Сибири.
Утром 22 ноября в Ямуге (5 км северо-западнее Клина) разгорелся бой между превосходящими силами противника и остатками 58-й танковой дивизии. Фашисты потеснили танкистов к Клину и там наткнулись на Клинский отряд. Не собираясь терять на него много времени, немцы попытались смести отряд мощной артподготовкой. После чего стали обходить оборонявшихся с правого фланга. Несколько атак врага было отбито с большими для него потерями. И только к концу следующего дня, когда фашистские автоматчики зашли с тыла, отряд оставил город. В архиве Министерства Обороны СССР сохранился отчёт командира Клинского отряда майора Дорогина, подписанный им 9 декабря 1941 г.: «24 ноября 1941 года, после четырёхчасового привала в деревне Сохино, отряд выступил на деревню Борозду. При выходе на высоту западнее Борозды, отряд попал под артиллерийско-миномётный огонь и огонь пулемётчиков. Завязавшийся бой длился до наступления темноты. В этом бою материальная часть сводного отряда частью была уничтожена огнём противника, а часть её пришлось подорвать из-за отсутствия шофёров и горючего. В результате боевых действий было уничтожено до 850 солдат и офицеров противника, подбито три танка, 1 миномётная батарея и десять грузовых автомобилей с пехотой. Потери отряда: три 85-миллиметровых орудия, четыре 45-миллиметровые пушки, 6 противотанковых ружей, 25 станковых пулемётов и до 300 человек убитыми и ранеными».

Великую Отечественную войну окончил в звании генерал-майора технических войск. Награждён многими орденами и медалями: Орден Отечественной войны 1 степени, Орден Красной Звезды, Орден Красного Знамени, Орден Ленина, Медаль «За оборону Севастополя», Медаль «За оборону Москвы», Медаль «За оборону Кавказа» и другими.



Константинов Виктор Ильич


Литвинова (Константинова) Татьяна Ильинична

Коврижкин Василий Иванович

Бондаренко Пётр Павлович

воспоминания, праздники

Previous post Next post
Up
[]