Этой статьи не должно было быть: я не киноман от слов "не смотрю, но осуждаю". Но - пишу и ликую! Хоакин Феникс - лучший драматический актер года по версии жюри "Золотого глобуса". Джокер - выиграл.
А просто не мог не выиграть. Ведь адская же роль: нормальный человек два часа экранного времени живет в маске сумасшедшего. Еще и клоуна. А переигрывать - нельзя. Надо по Станиславскому.
Как по мне, это на грани возможностей человеческой психики и за гранью мастерства.
Но Хоакин смог. Ему - веришь. Он - Джокер. Маска, приклеенная обществом, нарисованная матерью - которая, оказалось, и не мать. Самый близкий, как он считал, человек необратимо искалечил ему жизнь. Тройная трагедия: сирота и душевнобольной, которого предали и родные родители, и приемные, стал абсолютным изгоем и слетел с катушек.
- Такой человек и в нормальном обществе обречен, - возразила подруга. - Все равно бы пошел на преступления. У него же диагноз психиатрический.
- Так болезни могло и не быть. Он мог родиться вполне нормальным, а приемные родители oтypoдовали. В нормальном обществе ребенка не позволили бы усыновить маргиналам, у которых нелады с психикой.
Вот это меня особенно потрясло. Когда из-за родителей вся жизнь ребенка летит под откос. С рождения и навсегда. Вообще не выношу, когда страдают люди, а уж когда дети...
В так называемых рецензиях я много раз читала, что этот фильм показывает преступника "хорошим", косвенно призывая "yбивaть богатых". По-моему, ежу ясно, что такого призыва нет. А есть жесткая и отчаянная попытка разуть глаза тем, кто не соображает, что слово "неудачник" - людоедское. Как и весь социальный дарвинизм. Ведь человек может изначально, с рождения быть обречен. Это не его вина, это его беда. Трагедия. Необратимая и неисправимая. Бруклинские "жертвы" Джокера родились у богатых папаш, сами ничего выдающегося для своего "успеха" не сделали: взяли деньги с папиных счетов и получили модную специальность. Они не сироты, они со старта имели всё. А Артур - ничего. Нищий подкидыш, усыновленный зверями, которым нельзя доверить даже плюшевого мишку.
Так что нет, "Джокер" не про то, что клоуны-нищеброды хотят ликвидировать богатых как класс. Он про то, как общество может отуродовать взрослых, а взрослые - ребенка. Про то, до какой степени больно современное общество. Оно гораздо больнее, чем отдельный человек с аффективным расстройством.
Если неуместный смех говорит о психической болезни, о чем говорит неуместная улыбка? До чего может довести человека призыв всегда улыбаться, рисовать себе неистинное лицо?
Об этом рассказал Джокер. Об этом предлагает задуматься режиссер.
И похоже, задумались. Тодд Филипс получил Золотого льва, а Хоакин Феникс - Золотой глобус. Награды нашли героев.
Спасибо им.