Наш путь к абсолютному отказу от программы для детей лежал через экстернат (вариант, когда ребенок занимается дома по предложенной школой программе, а потом сдает экзамены или зачеты). Пытаясь втиснуть ежедневные занятия в рамки программы, мы увидели, насколько она не соответствует собственным увлечениям и способностям ребенка. Да и сама идея, что кто-то, малознакомый с ребенком, в довольно стрессовых условиях будет оценивать по пятибалльной шкале, насколько хорошо ребенок читает, пишет или считает, сейчас кажется мне странной.
Анскулинг (unschooling), к которому мы постепенно пришли - это не совсем верный термин. Каждый наш день наполнен открытиями, новыми идеями и достиженями. Это не "безшколинг", это школа жизни.
Девочкам сейчас 13 и 11 лет. Их ежедневная жизнь состоит из множества интересных занятий: они читают, рукодельничают, рисуют, пишут рассказы, смотрят познавательные фильмы и передачи в интернете, слушают аудиокниги и смотрят художественные фильмы, поют и играют на пианино или гитаре, готовят и помогают по хозяйству, гуляют сами и с друзьями. И да, они все еще играют - в кукол, придумывают ролевые игры по сюжетам прочитанных книг, в настольные игры.
Есть ряд познавательных приложений на iPad, которые также им интересны: геометрия (
Пифагория), арифметика (
Quick Math +,
Arithmemouse), анатомия (
The Human Body by Tinybop,
My Incredible Body), игры в слова (
Эрудит), приложения для изучения английского языка (
Duolingo,
Learn English) и другие.
Кроме того, они занимаются плаванием и английским с преподавателями. Периодически возникали и другие разные занятия: театральная студия, рисование, вокал, танцы.
Дети постоянно рассказывают нам с папой что-то интересное, что даже и мы не знали, из самых разных областей. Они часто задают вопросы - про политику, экономику, про людей, про еду и здоровье, про отношения между полами и другие.
Каждое их увлечение приносит с собой множество удивительных открытий, порой даже не связанных с основной темой. Так, например, старшая дочка Маша решила написать историю про девочку и ее семью. При этом местом действия дочка выбрала Норвегию середины прошлого века. Благодаря этой идее, ей необходимо было изучить, как жили люди в этой стране, чем они зарабатывали, как согревались зимой, какая там природа. Я помогала с поиском, поскольку это оказалось не так просто. Пишет дочка в программе Word, попутно ее осваивая.
Другое ее увлечение, истории про котов-воителей, вылилось в идею создать
сайт про котов. Так она познакомилась с WordPress, поиском картинок нужного качества и размера, поиском и правкой текстов, форматированием текста.
Также Маша любит фотографировать. Лучше всего у нее получается макросъемка.
Младшая дочка Настя любит рисовать. Сюжеты придумывает сама или смотрит обучающие ролики на Youtube. Недавно стала пытаться осваивать Фотошоп.
А вот совсем свежая история. Дети уже не верят в Деда Мороза как волшебника, но знают, что во всех странах мира есть его аналоги, которые отвечают детям на письма. В этом году они решили написать письма Санта Клаусу на английском языке. Писали сами, используя переводчик в интернете и мои подсказки. Также мы почитали, кто и как приносит детям подарки в Испании.
Помимо таких исследований и открытий, дети постоянно делают небольшие или даже гигантские шаги в собственном взрослении. Еще полгода назад мне сложно было поверить, что когда-нибудь они будут самостоятельно ездить на автобусе на занятия или гулять в приморский парк. Но буквально на днях это случилось первый раз. Старшая дочка давно хотела, а вот что на это решится младшая так скоро - очень неожиданно. Ведь совсем недавно она не хотела оставаться дома, когда нам с мужем надо было уехать, до слез расстраивалась.
Я вот это все написала и сама удивляюсь, как много всего мои девочки, оказывается, делают. Ведь в течение дня это не выглядит так, что они сидят и учатся. Они делают все легко и с интересом.
Конечно, бывают периоды, когда кажется, что дети ничего нового не узнают. Но всякий раз выясняется, что затишье было перед новым резким скачком в развитии или новым большим увлечением. Детям, не меньше, чем взрослым, бывают нужны периоды отдыха (даже если они заняты только интересными вещами).
Безусловно, не обходится и без трудностей, которые приходится преодолевать самостоятельно или с нашей помощью. Например, письмо Санта Клаусу каждая из них переписывала несколько раз, поскольку всякий раз находились какие-то ошибки, а письмо хочется отправлять без помарок. Идеи писать черновик, потом переписывать и не один раз - тоже не мои. Я вообще почти не участвовала в этом процессе - только читала и вносила правку (он-лайн переводчик не всегда адекватно справляется).
К сложностям также можно отнести и то, что мы живем в Болгарии, и изучение языка происходит только в общении - с другими детьми, с преподавателями. Так, изучая английский, они осваивают параллельно и болгарский язык. Дети уже все понимают, многое могут сказать, но не все. Вопреки распространенному мнению, что чем младше ребенок, тем легче ему даются языки, у нас старшая дочка быстрее и эффективнее осваивает болгарский и помогает сестренке.
Предвижу закономерный вопрос: где девочки находят ровесников для общения?
Всю жизнь, где бы мы ни жили, первое время я прикладываю много сил и времени для приобретения большого количества разнообразных связей на новом месте. Преимущественно все наши приятели здесь - русскоговорящие, но дети гуляют вместе с болгарами и так или иначе общаются и с ними тоже.
Все это, конечно, стало возможно благодаря тому, что мы с мужем работаем из дома, но это было сознательным желанием, и мы прикладывали усилия к созданию такой ситуации.
Уверена, что наш путь подойдет не всем. В каждой семье свои особенности: количество и возраст детей, профессия родителей, не позволяющая работать дома, даже размер жилья - все имеет значение. Единственное возражение, которое мне кажется, необдуманным: "А как же аттестат?!". - Но неужели получение аттестата стоит того, чтобы ребенок 12 лет (м)учился в школе? Неужели, при необходимости, ваш ребенок не сможет подготовиться и сдать ЕГЭ? Кроме того, современные технологии позволяют получать образование в зарубежных вузах или на специальных образовательных площадках через интернет - без всякого аттестата.
Нас приучили к существующей системе. Малышей готовят поступать в школу, школьников - в институт, студенты готовятся, чтобы работать. А ведь может быть иначе: человек может жить здесь и сейчас, узнавать что-то новое, потому что это интересно и нужно ему самому.
Мы не можем планировать, кем будут работать наши дети, когда вырастут. Современный мир меняется настолько быстро, что задача родителей и преподавателей - не подготовить конкретного работника, а научить ребенка самостоятельно искать информацию, находить собственную мотивацию и жить полной жизнью в настоящем моменте, а не находиться в ожидании: "Вот когда ..., тогда я...".
http://semeynoe.com/magazine/personal/zhit-zdes-i-sejchas/