Когда я поняла, что не хочу отдавать детей в школу, моя подруга
vtulova уже обучала своих детей по системе "экстернат". Так что мы пошли по их стопам. Записались в 26 школу и даже первое время сдавали там экзамены. Но все это время мне было очень некомфортно. Мне совершенно не нравилось наседать на Машу с математикой, которая ей давалась с большим трудом. При том, что чтение и окружающий мир были интересны и осваивались с удовольствием. Т.е. насчет чтения вообще не было необходимости даже заикаться - дочка и так с удовольствием глотала одну книгу за другой. Итак математика была проблемой, экзамены приближались неотвратимо, я нервничала от того, что мне приходилось прессовать ребенка, который в результате о математике вообще слышать ничего не хотел. А если и делала что-то, то тупила по-страшному, как-будто назло, хотя какие только занятные уроки я ни устраивала. И вот, в какой-то момент я поняла, что мне надо расслабиться, забыть об экзаменах и пустить все в естественное русло. И как же сразу все стало на свои места.
Все противники анскулинга утверждают, что если с ребенком не заниматься, он целыми днями будет сидеть перед телевизором или играть в комьютерные игры, ну в лучшем случае играть с сетрой/братом. Эти опасения беспочвенны. Ребенок до школы с удовольствием узнает что-то новое, задает кучу вопросов, просит почитать ему книгу. А тут вдруг, ему исполнилось 7 лет и весь познавательный интерес испарился? Это так же абсурдно, как и утверждать, что после года в мамином молоке нет ничего полезного. Конечно, дети много играют, но на то они и дети. А чтобы не было совсем пустого времяпрепровождения, надо и самим телевизор не смотреть (а если смотреть, то познавательные передачи) и компьютерные игры в доме не держать. Если родители сами много и с удовольствием читают, учатся чему-то, то и ребенок, глядя на них обязательно будет читать, учиться и не увидит в этом какого-то особенного подвига.
Что еще меня напрягало в системе экстернат?
1. Необходимость соответствовать требованиям школьной программы, с которой я не согласна. Например, мы с мужем считаем, что незачем ребенку в 7-8 лет заниматься разбором предложения или разложением слов на составные части. Грамотнее он от этого не становитя. А вот писать сказки, переписываться с родителями по скайпу или эл.почте, записывать что-либо в собственный ЖЖ, читать книги, наконец, - как раз то, что нужно для грамотности и развития речи.
2. Узкий выбор предметов, на который делается акцент. Т.е. сейчас мы вообще не занимаемся школьными предметами. Зато дети изучают два языка с носителями этого языка (английский и болгарский), учатся плавать с болгарским тренером, который вообще не говорит по-русски. С удовольствием читают книги. Осваивают компьютерную грамотность, делая записи в собственном ЖЖ (со ссылками, фотографиями, метками и пр.). И конечно мы много разговариваем, отвечаем на многочисленные детские вопросы (недавно серьезно обсуждали с Машей вопросы близости мужчины и женщины до брака с точки зрения христианской морали).
3. Нужно перед кем-то отчитываться. И очень важный момент - зависеть от этого кого-то.
4. Я считаю, что оценки - это вообще зло. Мы недавно нашли чудесный сайт для изучения языков. Ты выполняешь там задания и отправляешь их на проверку носителям языка. Они хвалят, но исправляют твои ошибки очень доброжелательно, указывают, над чем еще стоит поработать. Вот в чем смысл, а не в том, чтобы получить 2, 3 или 4 за экзамен (на котором ты волнуешься, торопишься) с невозможностью улучшить свой результат, поработав над собственными ошибками.
Пока что-то ничего больше в голову не приходит. Но мне и этого достаточно. Что скажете, друзья?
Конечно, у всех сразу возникает вопрос, что делать с аттестатом. Я пока не очень изучала эту тему, но уверена, что варианты есть. Знаю, что в некоторые европейские вузы анскулеров уже принимают без всяких аттестатов, по результатам собеседования.