Вчера мы с Аней начали проходить дроби и доли и играли с четвертинками, половинками и целыми пиццами с карточками с заданиями. И она в них разобралась.
Я так и знала, что мы дойдем до них до 7 лет :) (ей, напомню, 4,5). Так что пришло время рассказать о том, как начинать играть в Делиссимо.
Вообще, неправильно будет сказать, что мы начали играть в игру, и все сразу стало ясно. Аня не любитель пиццы, поэтому игра сначала вообще ее не интересовала. И сложно назвать момент, с которого пришло понимание, и где последний кусочек, превращающий знание в понимание.
Как можно начинать копить "кусочки"? Делим яблоко и обсуждаем, как сделать так, чтобы одно яблоко досталось поровну двум людям, трем, четырем. Потом складываем половинки обратно и видим, что из них опять получается целое яблоко. Сравниваем половинки и видим, что они одинаковые. (Вот она, польза совместной готовки на кухне %)) Еще очень наглядно резать апельсин. И витамины к тому же.
Следующее, что мы делали-делили палочки. Берем кучку палочек и начинаем делить. Тебе-мне-тебе мне. Одинаково досталось каждому?
Да!-Значит, число делится на 2. Это я еще пытаюсь заложить понятие четное-нечетное. Осталась одна? У кого-то будет больше, а у кого-то меньше. Что сделать, чтобы было одинаково? (сломать палочку пополам, но может быть ответ и выкинуть одну ;))
Кстати, задания на симметрию (как у Жени) тоже способствуют пониманию "половинок"-когда дорисовываем зеркально рисунок или букву, и картинка становится целой.
Потом переходим к абстракциям. Это мы делали вчера. Я рисовала круг - это было "яблоко" и делила его чертой пополам. Важно-для наглядности я делила его горизонтальной чертой. Вот я поделила его на двоих, порезала "ножом", вот разрез-это горизонтальная черта.
Также и в дробях есть черта-разрез. На сколько частей поделили-пишется внизу. А сколько кусочков взяли-вверху. В половинках Аня быстро разобралась, и я ей разрезала на четвертинки. Тут было сложнее. Для наглядности можно вырезать настоящие круги и разрезать их ножницами и складывать. Будет видно, что из двух четвертинок сложили половинку, а из двух половинок-целая. Потом Аня для тренировки показывала на размеченных мной кругах половинки, четвертинки и три четвертые. И только после мы перешли к Делиссимо с заданиями-карточками.
В простой версии игры карточки-задания не используются, только круглые карточки с пиццами. На всех карточках обозначена сложность: 1, 2 и 3 точки.
В оригинале правил раскладываем по 3 карточки (с 1 точкой или по 4 с 2 и 3) в середине стола и каждому игроку на руки. Играем в "открытую", не на скорость.
Самое простое, что автоматом начинают делать некоторые дети-собирать целые пиццы из всех имеющихся перед глазами карточками. Этого нет в правилах, но если ребенок это видит-пусть делает, не важно.
Потом объясняем, (это, по-моему, самое сложное для понимания), что карточки на руках и на столе это разное и заказы с пиццей нельзя перемешивать, а нужно собирать или заказ из нескольких кусочков или несколько заказов на один кусочек.
Для начала я просто вытаскиваю один из заказов на руках у моего младшего оппонента и прошу собрать его из пицц на столе. И так несколько раз, сужая круг поиска но не осуществляя поиск за игрока. Почувствовал как-ищи сам. Сложно найти? Пересчитай пальцем "восьмушки" на своей карточке и на карточках на кухне. Дети часто стесняются показать, что им нужно пересчитать, поэтому я стараюсь подсказать эту возможность еще до того, как возникло затруднение.
Дальше можно усложнять, добавляя 2 и 3 точки. А потом, когда ребенок готов понимать написание дробей (готовность проверить просто-объясняем, смотрим-ни капли понимания в глазах-откладываем, через некоторое время возвращаемся к теме. Момент обязательно наступит, вы не упустите!)
А с очень шустро соображающими игроками мы на одной из последних игротек придумали блиц-версию: без срыва заказа искали одновременно свои заказы на открытых пиццах. Кто успел-тот и съел! :)