12 great Families / 06. Фабрика любви.

Jun 24, 2014 11:32

Оригинал взят у taily_loom в 12 great Families / 06. Фабрика любви.

Мы встретились с Ниной в парке и быстро дошли до живописной полянки с огромным дубом посередине. "Какое прекрасное место и какая чудесная получится съемка", подумала я в тот момент :) Недолго думая, дети бросились врассыпную. Пока мы пытались собрать разбежавшихся детей в одну кучу, подтянулись еще "друзья и знакомые кролика", и в итоге фотосессия совсем перестала походить на семейную съемку, она скорее напоминала выездной детский сад, а Нина посреди всего этого веселья больше была похожа на юную пионервожатую, а вовсе не на маму четверых детей. В какой-то момент я поняла, что снимаю в основном затылки - убегающих детей и Нины, пытающейся их поймать, а также ноги и руки, и бросила все попытки повлиять на ситуацию. Но сейчас мне кажется, что именно такой формат очень хорошо характеризует Нину и ее подход к детям, поэтому после долгих размышлений я решила показать вам все, как было :)









Нина, на правах интервьюера, начну сразу с наглого вопроса в лоб, молодая, красивая, умная, планировала в таком возрасте иметь четверых детей?
Ну что же тут наглого (кроме совершенно беспардонной лести)? :) Резонный вопрос. Вообще, я планировала иметь много детей. Считаю, что если что-то делаешь, то надо делать это наилучшим образом. Поэтому, сама имея опыт взросления в семье с двумя детьми, наблюдая друзей, рожденный в гордом одиночестве, я всегда хотела иметь троих детей. Один - одиночка, два - конкуренция, трое - иерархия. А потом как-то прочитала, что трое детей - слишком жесткая структура, а вот четверо и больше - уже более вариативная группа, больше возможностей для взаимодействия. То есть, роли у детей не такие жестко закрепленные, все время есть дестабилизирующий фактор в виде четвертого ребенка, который эту трехслойную башню иерархическую разрушает. В моем случае, когда третий ребенок получился в двойном экземпляре, наблюдать за сменой ролей детей очень интересно. И я считаю, что моему среднему очень полезно иметь двух младших. Хотя первый год было очень сложно, всем нам.








Расскажи про свое отношение к детям? Как так получилось, что оно отличается от классического - умиления и всякого "мимими" ?)))
Дело в том, что я не слишком люблю детей. В классическом, сентиментальном смысле.Они меня не умиляют, не трогают. Я люблю в детях личность, что-то настоящее, то, что делает их людьми. И они ценят этот интерес, потому что ими в жизни мало кто интересуется, на самом деле. Дети это очень быстро понимают, приучаются носить маски, прятаться. Но все-таки они очень открыты к тем, кто ищет в них эту искру Божью. Я сейчас говорю о благополучных, семейных детях, которые попадают в ситуацию "семейных игр", родительских амбиций, каких-то социальных реализаций, да и просто - в общество, где их обучают, развлекают, развивают. Но где до них самих никому нет никакого дела. Мне хочется думать, что я даю своим детям ощущение того, что они мне интересны, важны. Хотя я довольно жесткий родитель, при этом.
А любить детей как особую категорию людей, мне кажется, это какой-то хитрый способ не любить их вовсе.










Три девочки и мальчик - есть разница? ))))
Разница огромная. Пропасть! Есть такие мальчики, очень мамины, они удобные чрезвычайно, послушные, романтические. А есть мальчики с сильным мужским началом. Вот так: бах по столу кулаком, и баста. Вот это наш вариант. С моим мальчиком работает классика: позитивная мотивация, приплясывания и щедрая лесть. Он, конечно, значительно более свободолюбив, любые рамки его очень сковывают. Девочки более ведомы, причем у них есть чувство лидера, они инстинктивно ведомы, а мальчику нужно об'яснить, почему надо сделать именно так. Для него лидер - тот, кто заслужил право быть лидером. Не знаю, насколько эти наблюдения можно экстраполировать на других мальчиков и девочек. Ведь даже мои двойняшки различаются кардинально. Одна классическая принцесса-кривляка, вторая - сорванец полнейший.








Вопрос, который меня всегда волнует в случае многодетных семей - как получается равномерно распределять свое внимание между всеми детьми, чтобы никого не упустить?
А никак. Это невозможно. Когда до меня дошел данный факт, я ощутила свое бессилие, было сложно. Сложно было отказаться от многих планов, да и в принципе вдруг принять физическую ограниченность своего тела оказалось непросто, как и наличие 24 часов в сутки. Но, как только расслабляешься, семья начинает жить своей жизнью. Для человека, привыкшего держать ситуацию под контролем, это выглядит странновато, но оно работает. А как только я впадаю в роль "бедные брошенные дети, надо им нанести добро", все идет наперекосяк. Дети впадают в какое-то невротическое состояние, потому что не понимают, что происходит. Поэтому я стараюсь общаться и проводить время с детьми, когда мне этого хочется, когда есть на это силы и средства. От  щедрот, а не от таракана в голове. И тогда все получается. Потому что всем интересно друг с другом, общение очень насыщенное, возникает эффект синергии, которого хватает надолго. А когда у меня нет на полноценное общение сил, я не пытаюсь его сымитировать. Фальшь дети чувствуют очень хорошо. На днях я заболела довольно сильно, попросила оставить меня в покое, дать мне отдохнуть. И только что скакавшие по мне дети чинно уселись у постели и начали меня гладить, это было очень трогательно. Хотя, казалось бы, скакать веселее. А сегодня дети рисовали в комнате, и вдруг прибежали, смеются, счастливые, - раскрасили гуашью друг другу лица. Натуральный цирк. Посмеялись все вместе, отправила их в ванну, они там друг друга сейчас отмывают. Для меня очень ценны такие моменты единения, я хочу, чтобы мои дети их запомнили, запомнили это чувство, когда рядом с близким, родным человеком тебе хорошо. И у меня не стоит цели стать тем единственным человеком, рядом с которым хорошо, который дает ощущение семьи и принятия. Для меня важнее, чтобы они все стали друг другу такими людьми. Моя самая большая мечта - что мои дети, когда вырастут, смогут сохранить друг друга. Именно в этой плоскости я прилагаю наибольшее количество усилий.






Можешь ли ты четко сформулировать про каждого из своих детей - какой он? И как ты думаешь, полезно ли иметь относительно своих детей такие стереотипы? Мне иногда кажется, что мы сами (родители), воспринимая наших детей определенным образом, невольно укрепляем эти их черты, и не даем развиваться другим.
Могу. У них есть свои характеры, свои темпераменты, свои физиологические особенности, наконец, которые тоже влияют на поведение, на интересы. Родители, конечно, своим пониманием несколько мешают детям развиваться свободно и хаотично. Но я не уверена, что хаотичное развитие есть однозначное добро. Рамки необходимы, это еще Голдинг убедительно описал. При этом, на моей памяти, мои дети сменили несколько вариантов поведения и интересов. И каждый раз, когда я закостеневаю, они находят способ напомнить мне, что я имею дело с вольнолюбивым человеческим духом, а не с просчитанной плоской структурой. Как только я начинаю думать, что все поняла, тут же происходит что-то, что рушит мое представление о них. Так что это такой взаимный обмен. Я создаю детям рамки, они их громят, так мы учимся житейской мудрости: уступать и сопротивляться. Поэтому, мне кажется, если мы чего-то укрепляем, то это до тех пор, пока дети нам это позволяют.




Расскажи, пожалуйста, про среду общения, какая среда нужна ребенку для полноценного развития?
Ну, тут, я думаю, довольно банально все. Как известно, дети учатся не по книгам и учебникам, а от людей, с которыми они общаются. Если рядом человек, увлеченный своим делом, они научатся любить труд. Если рядом человек, любящий физкультуру, они научатся заниматься гимнастикой. Если рядом человек, любящий знания, они научатся уважать науку. И так далее. Если дети будут жить в среде, где идеалами является любознательность, открытость, честность, то это станет их нормой. Поэтому мы с мамами других детей об'единяемся в какие-то образовательные проекты, мастерские "Аура", "АртТочка", создаем альтернативную реальность детям, чтобы у них была возможность не столько учиться, не думаю, что такого рода занятия имеют большую педагогическую значимость, сколько общаться. Творить что-то вместе, исследовать, играть, да и просто дружить с хорошими ребятами. Чтобы, выражаясь поэтически, в минуту испытаний детям было что вспомнить, чтобы где-то ждала их своя маленькая Нарния. Детство, прошедшее в радости познания и общения, дает человеку силы преодолевать очень многие невзгоды. А жизнь - штука длинная и противоречивая.


















Ты производишь впечатление очень целостного и самодостаточного человека, поэтому мне интересно спросить, какова, на твой взгляд, роль мужчины в семье, в воспитании детей, как ты это видишь?
Роль мужчины, как и роль женщины, в семье заключается в производстве огромного количества любви. Из этой любви потом рождаются дети, ею они питаются. Любовью, а не супчиками с тефтелями. Семья - это фабрика любви, а родители в ней стахановцы. Как именно организована эта фабрика, дело индивидуальное, тут у каждого свое понимание эффективного рабочего процесса.












Что помогает тебе приходить в равновесие в каких-то тяжелых бытовых ситуациях (никто не спит, все скандалят, например), если такие бывают? Откуда черпаешь энергию и вдохновение?
Сложный вопрос. Потому что с годами меняются точки равновесия. Я могу взорваться, рявкнуть от души, это очень помогает: выпустила пар и успокоилась. А в более глобальном смысле помогает поработать. Чувство юмора помогает, особенно посмеяться над собой. Помогает остановиться и задуматься, а чего тяжелого в том, что все истерят? И тут же дети  успокаиваются. Получается, это они мои эмоции ретранслировали. Помогает иметь интересы вне семьи. Помогает ездить с мужем на бездетные выходные. Помогает увидеть своих детей после бездетных выходных. Вкусная еда помогает. Сделать новую прическу тоже хорошо помогает. А энергию и вдохновение черпать несложно, - четыре батарейки бегают и генерируют мощнейшее поле. Черпай - полной ложкой!

Previous post Next post
Up