Национальный археологический музей Неаполя ( Museo Archeologico Nazionale di Napoli) - крупнейший археологический музей в Южной Италии. Самыми ценными экспонатами в нем являются предметы, скульптуры и фрески из городов в окрестностях Везувия : Помпей, Геркуланума, Стабии. Здание музея построено в 1615 году, сначала в нем располагался университет, затем его перепланировали для размещения перешедшей по наследству королевской семье Бурбонов коллекции семьи Фарнезе, которую начал собирать папа римский Павел III и его потомки. После переноса картинной галереи в музей Каподимонте он стал археологическим музеем.
Я смотрела видео об этом музее и его экспонатах, читала разные статьи и решила написать про скульптуры и фрески, которые привлекли особое внимание.
Поверженные :
Эта коллекция была выставлена в Эрмитаже в 2017 году. В музее Неаполя эти фигуры расположены в одном пространстве : умерший от ран перс, амазонка, гигант и умирающий галл. Раны на телах показаны очень символично.
В составе экспозиции − уникальные памятники, дошедшие до наших дней римские копии с бронзовых оригиналов афинских посвящений: скульптуры Умирающего Галла, Амазонки, Перса и Гиганта. Античные статуи восходят к знаменитому монументу победы над галлами, воздвигнутому около 200 года до н.э. на афинском Акрополе правителем Пергамского царства Атталом I.
Четыре фигуры поверженных воинов : слева персидский воин, напротив него - поверженный гигант.
Фигура Перса идентифицируется по тонким шароварам и восточному головному убору. Он лежит ничком, полузакрывшись, он уже убит.
Гигант : Мертвый гигант - несомненно правитель, поскольку лента, лежащая рядом с телом, означает, что побежденный был царем. Лицом он напоминает кентавра, голова запрокинута, рот широко раскрыт, пряди волос похожи на змей. Изображение можно посчитать гротескным, при этом, созерцание его неподвижного тела вызывает не торжество, а трагическое чувство.
Амазонка : Римская копия первой четверти II в. с греческого оригинала конца III в. до н. э. пергамской работы. Мрамор.
Одна из самых выразительных - статуя мертвой женщины, царицы амазонок, Антиопы, с полуобнаженной грудью и прекрасным лицом. Как показали рисунки статуи, сделанные в XVI веке, изначально Амазонки изображалась с младенцем. Образ юной матери, погибшей в битве, был заведомо рассчитан на скорбь и сочувствие зрителя.
Умирающий галл : фигура Умирающего галла почти полностью повторяет знаменитого «Галла» из Капитолийского музея, лишь отсутствуют ошейник и рог. Зрительный акцент на ранах соответствует описанию галлов у античных авторов. «Галлы идут в бой нагими, но в иных случаях никогда не обнажаются, и оттого на их бледных дюжих телах видна была любая рана» (Liv. XXXVIII, 21).
Исторические обстоятельства, послужившие поводом к воздвижению скульптур, были связаны с военными кампаниями Атталидов. Памятники, изображавшие мифологические и исторические битвы с врагами Пергама и Греческого мира − битвы с гигантами и амазонками, отражение галльских набегов, победа над персами − получили название «Малые посвящения», отличавшиеся от «Больших посвящений», установленных в Пергаме, меньшими размерами.
Давно замечено, что из всей композиции сохранились только скульптуры поверженных, нет ни одной фигуры в атакующей позе. Хотя наказание и гибель в греческом искусстве были традиционными сюжетами, прежде никогда человек не представлялся столь беспомощным. В пергамских «битвах» ужас смерти становится не только главным, но и единственным посылом. Присущее древним трагическое переживание истории и убеждение в неотвратимости судьбы возрождается в образах войн, революций и всемирных катаклизмов.