В 1973 году мы с мужем начали искать квартиру, чтобы съехаться со свекровью. Мне этого совсем не хотелось, но умерла бабушка, свекровь осталась одна, сын решил, что надо жить вместе, тем более, что дочке осенью идти в первый класс. Мы стали искать квартиру на Арбате в многочисленных тихих переулках. Дома там встречались удивительно странные: комнаты хорошие, а кухня крошечная, ее позднее выгородили из соседних помещений. Оказывается, это были дома для советских чиновников. Для них в доме были предусмотрены столовые, можно было взять еду домой в судках. Я помню эти судки : несколько емкостей для супа и второго блюда, они скреплялись в общую конструкцию с ручкой. У нас тоже были такие судки, хотя мы ими не пользовались. На фото красивый набор судков, наши были попроще, алюминиевые.
Но после войны уже не было столовых, а еду надо было готовить, пришлось выгораживать пространство для кухни за счет комнат. Кажется, и с ванной была такая же история. Такой же дом был около Киевского вокзала: комнаты большие, а кухня и ванная крошечные. Когда мы смотрели квартиру, нам тихонько шепнули, что эти дома вскоре будут передавать какому-то ведомству только для его работников, а жильцов выселят на окраину Москвы. Словом, на Арбате нам жить не пришлось. Как мы не старались, все время оставался только дом рядом с домом родителей и школой, где мы все учились. Так мы попали в дом 42/20 на Земляном валу. Дочь пошла в нашу школу, там сразу вспомнили нашу историю, когда все учителя были в панике, и родителей ввели в состояние паники, потому что хорошая девочка Ира стала дружить с плохим парнем из 10В. Мы выстояли, дружить не перестали, а через три года поженились.
В те годы квартиры не покупали, а совершали обмен. У нас обмен был сложный: две маленькие квартиры в Кузьминках мы обменяли на большую трехкомнатную квартиру на 8 этаже соседнего со школой дома.
Земляной вал, дом 42/20.
Квартира была коммунальная, стены были в дырах, как будто кто-то стрелял по стенам из пулемета. Но никто не стрелял, просто там висели ковры. Путь приобретения маленьких квартир в Кузьминках был очень длинным и начинался с шестиметровой комнаты в доме за углом дома родителей в переулке Обуха, куда я вышла замуж из большой папиной квартиры. Потом нашу комнату и комнату деда в другом доме отдали рабочим какой-то строительной организации, а взамен эта организация дала нам квартиру в панельном доме в Кузьминках, а вторую квартиру там же свекровь оформила через своё КБ (конструкторское бюро) с условием, что сама отработает на стройке какое-то время. Кажется, все это называлось кооперативное строительство: платишь деньги и работаешь на стройке своего дома, где у тебя будет своя квартира. Садовый участок, в который дед вложил все свои силы, пришлось продать. Вот так усилиями моей свекрови мы прожили семь счастливых лет в квартирке в Кузьминках - молодая семья с маленькой дочкой.
1971 -1972 1962
1971 - Фотография стоит на полке. Уже начала выцветать. Сфотографировала через стекло на память о нас, таких молодых.
В эту квартиру мы въезжали летом. Я уже год как работала в НИИ пожаротушения (ВНИИПО МВД СССР) в Балашихе. Ребята из отдела помогли нам перевезти мебель, вид квартиры всех, конечно, удивил, но мы жили в этой раздолбанной квартире еще год, потому что в доме намечался капитальный ремонт, который длился еще год: меняли все трубы, подводку газа, дыры в полу позволяли разной живности расползаться по дому, но в результате всех мытарств мы получили большую светлую квартиру с высокими потолками, в которой прожили 34 года. Мы вернулись в места своего детства, дочь ходила в нашу школу, родители жили в соседнем доме.
Дом родителей. Земляной вал, 46/48.
Фотографии из видео, которое сделал наш знакомый, когда приехал снимать модели кораблей, сделанные мужем. Заодно снял и квартиру, и свекровь, и кота Васю. Качество неважное, но что есть, то есть.
Это я - рыжая у стенки "Коперник" .
Муж здесь с бородой, за ним шкафы с книгами, финиковая пальма, выращенная из косточки. На переднем плане телевизор на столе у мужа.
А между этими комнатами - средняя, столовая.
Свекровь Татьяна Георгиевна с котом Васей. Здесь ей уже за 80. Она тогда как-то сразу похудела и решила. что жить ей осталось немного, потому что худеют от болезни, но она прожила почти до 90 лет. Это она смотрит телевизор.
1946 1976
В результате капремонта у нас образовалась еще одна прихожая. А прежняя прихожая стала началом длинного коридора, проходящего мимо всех комнат и заканчивающегося у кухни. В ней висел андреевский флаг (слева), стоял шкаф, который муж сделал сам, и в нем за стеклом стоял весь (ну, почти весь) советский флот. Модели муж делал с 15 лет. В школе об этом и не знали, хулиган же. Но он ходил в дом пионеров в кружок судомоделирования. Потом он делал модели танков, с каждым разом все изящнее, но корабли всегда были и есть его любовью, делом его жизни : он был конструктором военных кораблей и оружейником.
Потом он напишет три книги о разных проектах, осуществленных и неосуществленных, об авианосцах. Он и сейчас все справочники дополнил, только успеваю ему бумагу покупать. Схемы чертит, а все у него в ЖЖ все читают и себе забирают. Любителей флота много.