Детство. Юность. Москва. Часть 9.

Aug 10, 2017 00:06

http://mama-zima2013.livejournal.com/297139.html - Часть 7.
http://mama-zima2013.livejournal.com/298902.html#%2Ft2659222 -  часть 8.

В  1951  в  нашем  доме  в  подъездах  на  лестнице  при  входе  лежала  ковровая  дорожка,  а  у  лифта  стоял  часовой.  Но  это  быстро  изменилось:  часовой  исчез  вместе  с  ковровой  дорожкой,  но  все  равно  подъезд  был  величественный.  Одно  время  у  лифта  сидела  лифтерша,  но  и  она  исчезла.  На  каждом  этаже  дома  было  по  две  квартиры,  наша  была  № 25.
В  соседней  квартире  сначала  жили  Воронины,  их  дети  учились  в  той  школе,  где  раньше  учились  дети  Сталина,  а  сейчас  то  ли  дети,  то  ли  внуки  Буденного.  Они  очень  этим  гордились.  Но  наша  школа  была  ничуть  не  хуже: в  старших  классах  у  нас  были  очень  хорошие  учителя,  учителя  старой  закалки.  Математику  преподавала  Антонина  Николаевна,  я  от  маминых  родственников  получила  способности  к  математике,  так  что  ее  уроки  я  любила.  Она  давала  нам  усложненные  задачи.  Кто  хотел,  решал  их,  а  кто  не  хотел,  решал  попроще.  Это  был 1956 - 1957 год,  Антонине  Николаевне  и  другим  учителям  было  за  шестьдесят,  значит  учились  они  уже  в  советское  время  в  20-х  годах,  но  гимназии  заканчивали  до  революции.  Математичка  прочила  меня  в  математики,  но  волею  судеб  я  пошла  в  химики.  И  этой  "судьбой"  была  учительница  химии  Анна  Павловна.  Сначала  она  меня  невзлюбила,  ведь  я  была  из  чекистского  дома.  Вид  у  нее  был,  как  у  выпускницы  института  благородных  девиц:  высокая  стройная  с  гладко  зачесанными  седыми  волосами,  собранными  в  пучок.  Всегда  сдержанная,  немного  замкнутая,  она  явно  была  из  дворян.
Класса  с  шестого  она  всегда  меня  замечала,  всегда  одергивала: " Посмотри,  никого  за  косички  не  дергают,  только  тебя" .  И  мне  казалось,  что,  действительно,  мальчишки  только  меня  за  косички  дергают.  Но  несмотря  на  это  я  химию  любила,  она  казалась  мне  такой  таинственной,  загадочной.  Где-то  внутри  меня  шло  понимание  механизмов  этих  процессов,  которое  я  никогда  не  могла  объяснить.  В  девятом  классе  Анна  Павловна  попросила  кого-нибудь  из  нас  съездить  на  ВДНХ  и  взять  образцы  натуральных  и  искусственных  волокон.  Мне  было  это  интересно,  я  съездила  и  сделала  небольшую  выставку  этих  волокон.  Помню,  как  выпрашивала  коконы  шелкопряда,  и  мне  много  разных  образцов  волокон  подарили.

И  произошло  чудо:  Анна  Павловна  меня  полюбила. Мы  с  ней  много  разговаривали,  она  даже  приглашала  меня  домой,  но  спросить  о  ее  семье  я  тогда  не  догадалась, тогда  думалось  о  необыкновенном  будущем, а   не  о  прошлом.  Жила  она  около  завода "Манометр"  в  доме,  где  тогда  была  наша  почта.  Кончилась  наша  дружба  моим  поступлением  в  Московский  химико - технологический  институт  им.  Д.И.  Менделеева.  Но  это  будет  еще  не  скоро.


1956 - 1957.
Литературу  сначала  преподавала  Августа  Александровна,  но  вскоре  в  школу  пришла  Нелли  Эмильевна  Гашек,  она  стала  нашей  классной  руководительницей,  в  это  же  время  физику  стала  преподавать  ее  ровесница, Надежда  Федоровна.  Им  было  лет  по  35 - 37.  Обе  были  одиноки.
В 1954  ввели  совместное  обучение  мальчиков  и  девочек,  в  класс  пришли  Витя  Ткаченко,  Слава  Полянин,  Юра  Булатов.  В  доме  в  соседней  квартире  поселилась  новая  семья,  их  сын  Вадим  Абудеев  пришел  к  нам  в  класс. Он  был  небольшого  роста,  очень  нервный.  Его  появление  в  классе  и  на  нашей  лестничной  площадке  оказалось  для  меня  не  очень  приятным  сюрпризом: это  он  дергал  меня  за  косички,  а  встречая  на  лестнице,  старался  меня  толкнуть,  ударить.  Так  что  я  была  всегда  очень  бдительна,  идя  домой.  Конечно,  я  никому  не  говорила  об  этих  проявлениях  ненависти  ко  мне.  Но  в  последнем  классе  оказалось,  что  это  была  вовсе  не  ненависть.
Самым  любимым  днем  у  меня  была  суббота  (хотела  написать,  что  пятница,  но  мы  учились  по  субботам  тоже),  потому  что  не  надо  на  следующий  день  идти  в  школу.  Я  забиралась  в  комнату  родителей,  зажигала  настольную  лампу,  чтобы  был  загадочный  полумрак  и  играла  в  какие-то  виртуальные  игры  без  кукол,  без  игрушек.  Что  за  игры,  я  не  помню,  но  этот  покой  в  душе (завтра  не  надо  в  школу)  и ощущение  радости  запомнились.
В  нашей  квартире   две  комнаты,  выходящие  на  улицу,  были  одинаковыми.  В  одной  жили  мы  с  Валей,  в  другой  родители.  Подчас  я  ложилась  спать,  когда  сестра  еще  занималась  за  нашим  письменным  столом.  Лежа  на  своем  диване  я  что-то  придумывала,  иногда  я  даже  брала  с  собой  корочку  черного  хлеба  и  представляла,  что  я  заблудилась  в  лесу  или  попала  еще  в  какую-то  трудную  ситуацию.  Похоже,  что  я  с  детства,  не  зная  голода,  готовила  себя  к  каким - то  трудностям.  И  потом  в  жизни,   если  трудностей  не  было,  надо  было  их  выдумать.  Такой  у  меня  был  водолейский  характер.  Может,  поэтому  в  лагере,  когда  возникали  проблемы,  я  могла  с  ними  справиться.    Я  никогда  не  жаловалась  не  потому  что  была  такая  сильная,  просто  не  любила  суету,  когда  все  ринуться  помогать  тебе,  лучше  я  тихо  помогу  себе  сама.
В  школе  классе  в  четвертом  были  такие  соревнования -  кто  быстрее  вденет  нитку  в  иголку  или  сделает  еще  что-нибудь,  показав  свое  умение.  Обычно,  все  смотрели  на  меня  во  все  глаза,  потому  что  считалось,  что  я  ничего  не  умею,  что  за  меня  все  делает  кто-то  другой,  но  у  нас  "кого-то  другого",  кроме  мамы  не  было,  а  пуговицу  пришить  я  и  сама  могла.  На  таких  соревнованиях  я  волновалась,  руки  становились  деревянными,  но  я  все  же  справлялась  с  заданием  неплохо.
А  еще  я  любила  удивлять.  Помню  мама  заболела,  и  я  сварила  ей  клюквенный  кисель.  Мне  было  лет  12.  А  в  другой  раз  привезли  грибы,  но  родители  были  заняты,  уехали  куда-то,  и  я  эти  грибы  отварила,  положила  в  банку  и  залила  горячим  отваром,  даже  немного  уксуса  добавила.  Ничего  удивительного  в  этом  не  было,  потому  что  кухня  была  большая,  я  сидела  с  тетрадками  и  учебниками  за  столом,  а  мама  у  плиты  готовила  обед  и  попутно  говорила,  что  она  делает,  так  я  и  училась  готовить  теоретически.  Потом  мы  с  мамой  делали  заготовки  огурцов  и  помидоров  на  две  семьи,  Валя  к  консервированию  относилась  с  недоверием.

# воспоминание, # школа, #семья

Previous post Next post
Up