Леон Бакст (1866 - 1924) - Родился в Гродно в 1866 году в семье мелкого коммерсанта. Учился в гимназии, четыре года был вольнослушателем в Академии Художеств, но, разочаровавшись в академической подготовке, покинул это заведение. Занимался живописью самостоятельно, подрабатывая иллюстратором детских книг и журналов.
В начале 1890-х годов выставлял свои работы, в основном, пейзажи, в «Обществе акварелистов». С середины 1890-х примкнул к кружку писателей и художников, объединившихся вокруг С. Дягилева и А. Бенуа, и в дальнейшем стал одним из инициаторов создания «Мира искусства».
К концу 1900-х г.г. Бакст ограничил себя работой в театре, благодаря которой и вошел в историю как выдающийся театральный художник. Бакст стал ведущим художником «Русских сезонов» и «Русского балета С. Дягилева» и создал декорации и костюмы к таким балетным спектаклям как «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912) и др., поражавшие зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов.
В 1914 г. Бакст был избран членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств.
Нараставшее напряжение в отношениях Бакста и Дягилева привели к тому, что в 1918 г. художник был вынужден покинуть труппу.
Умер 27 декабря 1924 г. в Париже от отека легких.
О художнике Льве Самойловиче Баксте писать невероятно трудно. Трудно потому, что его творчество не укладывается ни в какие стандартные рамки: он не только портретист, но и пейзажист, он не только иллюстратор, но и театральный декоратор, он не только реалист, но и большой фантазер и сказочник.
Ребенок в розовом. Ранее это полотно находилось в частной коллекции в Париже. но сейчас оно находится в коллекции "Белгазпромбанка". Банк возвращает в Беларуссию картины художников, родившихся в Белоруссии.
Ужин в кафе, 1902.
Белые и голубые линии и плоскости изображения образуют особый ритм со своей специфической динамикой. Этот живописный танец останавливает фигура женщины, сидящей за столиком. Её руки, лицо, непропорционально большая шляпка выстраиваются в одну линию. Само лицо женщины неуловимо, словно незакончено, это подчёркивает нереальность таинственной незнакомки в ночном кафе Парижа.
Портрет рыбака с трубкой. 1890.
Для написания картины «Древний ужас», Лев Бакст несколько раз посещал Грецию. Каждый раз при посещении этой страны с древней историей, он выносил для себя новую идею для своего будущего шедевра. Центральным композиционным объектом стала статуя богини Афродиты, держащей в руке голубя. За ее спиной видна катастрофа, уносящая некую цивилизацию (быть может, Атлантиду?) в небытие. Произведение задумывалось во время первой русской революции 1905 года. Может быть художник хотел показать неотвратимость гибели старого уклада для обретения новых идеалов и целей?
В 1909 году она экспонировалась в Париже, в следующем году она получает золотую медаль на выставке в Брюсселе.
Средиземноморский пейзаж.
Дорога к храму.
Портрет Сергея Дягилева с няней. 1906.
Портрет сына Андрюши.
Бакст работал и в области книжной графики, иллюстрируя, например, Н.В.Гоголя или же А.Блока. Но все же самые значительные его достижения относятся к театру.
Сиамский священный танец.
Балет "Шехкркзада", декорации. 1912.
Т. Карсавина и В. Нмжинский в балете "Жар - птица",
Костюм от Л. Бакста.
Сюрпризом на выставке станет знакомство с малоизвестной страницей творчества Бакста - дизайнера тканей.
Ткани с рисунком, разработанным Бакстом, были очень популярны в Америке: «Вот в таких тканях щеголяли американские модницы в начале 20-х гг. Эти ткани ценились исключительно высоко. Даже одна лекция Бакста о тканях стоила 2000 долларов," - рассказала Надежда Усова ( Национальный музей искусств, Минск).
http://www.liveinternet.ru/users/nadynrom/post165575987/ https://artchive.ru/news/1538~Leon_Bakst_vystavki_k_jubilejnomu_godu_khudozhnika