«Портрет четы Арнольфини»
Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами, аллегориями и разнообразными отсылками - вплоть до подписи «Ян ван Эйк был здесь», превратившей картину не просто в произведение искусства, а в исторический документ, подтверждающий реальность события, на котором присутствовал художник.
Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения. Он был создан в 1434 году в Брюгге, ныне находится в Лондонской национальной галерее.
Мужчина и женщина, повидимому, принадлежат к зажиточному бюргерству. Об этом говорит их одежда: на женщине платье ("пелисон"), подбитое мехом. Носить такое платье непросто. Это умели делать только богатые женщины. Мужчина в хуке (тип верхней одежды), тоже подбитом мехом и в нижней одежде черного цвета. Он - не аристократ, он был обут в деревянные башмаки. Господа такую обувь не носили, они не ходили по грязи, а передвигались на лошади или на носилках. Мужчина очень худой, у него тонкие ноги и руки, лицо бледное. Женщина миловидна, но лицо незапоминающееся. Цвет одежды женщины говорит о верности и влюбленности. Большой живот символизирует плодовитость.
О богатстве хозяина свидетельствует восточный ковер, зеркало, стекло в окне, апельсины на столе, люстра.
Может быть, это сочетание законным браком. В ХV веке священник еще был не нужен. Брачный договор заключали при свидетелях. В зеркале видны два человека, входящие в комнату. Лица их смазаны. Предположительно, один из них сам художник.
Женщина вложила свою руку в руку мужчины, это символ клятвы в верности. Эта клятва в этот момент и произносилась.
Предметы, находящиеся в комнате, выписаны очень тщательно и имеют свой смысл.
Зеркало.
Зеркало в городском интерьере было необычным явлением во времена ван Эйка, обычно вместо него использовался полированный металл. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии. На раме зеркала расположены медальоны - Страсти господни. Причем по эпизодам на медальонах можно сделать вывод, что этот портрет женщины - посмертный (справа на зеркале размещены эпизоды, связанные с Христом после его смерти).
В люстре горит только одна свеча со стороны мужчины, а со стороны женщины свеча погасла: это подтверждает смерть женщины, возможно при родах.
Собачка в ногах у пары - символ преданности и верности.
Обувь мужчины валяется на полу. Это деревянные башмаки (см. выше). Обувь женщины стоит на ковре у кровати. Они оба стоят на полу без обуви - это символизирует "святую землю" - они брачуются на "святой земле".
Апельсины говорят о богатстве семьи.
Расположение фигур на портрете символизирует принадлежность женщины дому (стоит в глубине комнаты у кровати), а мужчины - внешнему миру (стоит у окна).
Справа от часов находится деревянная фигура святой Маргариты, поражающей
дракона. Она считается покровительницей рожениц. Рядом висит метелочка для подметания пола - своего рода очищение среды обитания.
Ковер перед кроватью показывает, что в доме была роженица, т.к. когда знатная женщина рожала ребенка, вся комната покрывалась дорогими коврами.
Одни эксперты предполагали, что на портрете запечатлен момент бракосочетания Джованни ди Арнольфини с его тринадцатилетней женой Констанцией (найдены документы), но более поздние выводы показывают, что это портрет, заказанный в память об его умершей при родах жене. Так же этот портрет демонстрирует союз двух могущественных купеческих семей - Арнольфини и Трента. Констанция Трента по матери была в родстве с влиятельной семьей Медичи.
Ван Эйк написал еще один портрет Арнольфини, поэтому эксперты считают, что они были друзьями.
http://Источник: http://www.adme.ru/hudozhniki-i-art-proekty/samye-strannye-kartiny-328505/ © AdMe.ru