Когда перечитывала крайний раз Гиппенрейтер, у меня аж все струны звенели - про меня, про меня, надо отрыть и проработать. Момент упустила, но чувствую, что мне очень важно это пройти. Села читать заново.
А у меня жуткие проблемы с тем, чтобы взять и сделать что-то. Я некоторые дела могу годами саботировать. Могу сидеть перед чем-то, чем очень хочется заняться, и не делать, и всех ненавидеть при этом. Частично это сдвинулось с места после инсайта про активность-пассивность. Но еще копать и копать.
Глава "Помощь родителей. Осторожно!" - о том, что не нужно лезть с помощью и вообще вмешиваться, если ребенок чем-то занят и не просит о помощи. Уххххх сколько всего.
Второклассник пишет письмо бабушке. Вы заглядываете ему через плечо. Письмо трогательное, да вот только почерк корявый, да и ошибок много: все эти знаменитые детские «ищо», «сенце», «чюствую»... Как же не заметить и не поправить? Но ребенок после замечаний расстраивается, скисает, не хочет писать дальше.
Однажды мать заметила уже довольно взрослому сыну: «Ой, как у тебя получается неуклюже, ты бы сначала научился...». Это был день рождения сына, и он в приподнятом настроении азартно танцевал со всеми - как умел. После этих слов он сел на стул и мрачно просидел весь остаток вечера, мать же обиделась на его обиду. День рождения был испорчен.
Про себя сразу не вспоминается, всплывает пример - мы подарили сестре пазл на ДР, она села его собирать, папа подсел "помогать" и в итоге просидел один с ним до вечера, собрал весь. И че дальше? Разбирать, чтобы собрать заново? Уже неинтересно. Так и пропал подарок.
У меня был какой-то конструктор с проводками, где надо было по схемам собирать что-то там, чтобы было радио или зажигалась лампочка. Очень хотелось разобраться, но с ним тоже сидел папа, мне не объяснял, ковырялся сам. И эта игрушка осталась для меня непонятной хреновиной, про которую мне ничего не объяснили.
Не знаю, сюда ли... но помню, как впервые открыла тетрадь и начала делать первое задание в школе. Письмо. Там на первой же странице нужно было рисовать букву И. Вообще письмо само по себе было сложным делом!!! И сумасшедшее количество изгибов в каждой букве, и каждый изгиб имеет значение, тонна информации! Это было прямо сложно, и я мучилась, и хотелось бросить, но пахала дальше. И вот у меня буква И получалась как V, с расходящимися рогами. Остальные, наверное, хорошо, но помню я только эти сраные рога, потому что меня в них ткнули носом, когда я их принесла показать.
А всякие школьные поделки или апликации. Я вообще не помню, как я их делала. Сестра потом что-то сама мастерила, придумывала, я ей страшно завидовала! у меня дыра на этом месте . Все поделки сделаны и сданы (видимо, я долго крутила в руках всякие сухие листики, и родители мне помогли, показали как надо и не дали сообразить самой), а я нихрена не умею.
А ремонт - я очень хотела делать, а родители мне объясняли, почему у меня ничего не получится и даже не надо пытаться за него браться!!! А вообще любое дело - о нееет, это слооожно. Или это тоже уже из другой оперы.
А зато было наоборот один раз. Мы были в Латвии в гостях у друзей, в лесном домике. Нам там разрешали все: гулять по глухому лесу одним! кататься (детям!) на лодке по лесному озеру, топить камин дровами!!! Как хотим! Лазить под крышу в мансарду на лестнице! Мои родители, когда мы оставались без хозяев, сразу же все запрещали, но я там была вроде как под присмотром хозяйского мальчика, поэтому больше времени проводили по их свободным правилам. Как же это было круто! Мы там какие-то не те дрова сожгли - которые легко горели и быстро сгорали, а надо было подкинуть долгоиграющих, но хозяева сказали не париться.
И еще было здорово в походах в лес (без ночевок, потому что близко от дома), когда мы сами разжигали костер и готовили еду.
У Гиппенрейтер 4 результата учебного процесса: 1. знание или умение, 2. тренировка общей способности учиться, 3. эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах; 4. эмоциональный след на взаимоотношениях с ребенком (взаимное удовольствие или недовольство).
Такое ощущение, что с 2 у меня нет проблем, вместо 1. - знания или умения - нужен был сделанный результат. То есть не научиться забивать гвозди, а принести забитый гвоздь. Не научиться шить, а получить сшитую вещь. И родители вклинивались, чтобы перепрыгнуть через нужный мне 1 к результату. В результате разочарование, неуверенность в моих силах, недовольство.
Наверное, отсюда у меня раздражение на мужа, когда он пытается мне давать советы в том, что я делаю. И поэтому я сразу психую и складываю ручки - ну и делай сам за меня.
Что-то в эту тему больше ничего не пишется уже несколько дней. Сохраню и пойду следующую главу щупать.