«Мать и дитя»: Елизавета, чем Вы занимаетесь, что это за проект?
Елизавета Лавинская: Я - художник, скульптор. Примерно год назад появилась Мастерская «Маленькие дети и большое искусство», которой я руковожу. В Мастерской занимаются дети от двух лет и до шестнадцати, но, в основном, мы занимаемся именно с маленькими детьми. Мне с самого начала хотелось рассказать детям действительно о большом искусстве. Я считаю, что дети должны расти в красоте, в настоящей красоте, а не в модной красивости. Настоящая красота - в музеях, в древних городах, в концертных залах, в библиотеках, а не в роскоши гламурных финтифлюшек и золотых унитазов. В ребенке надо воспитывать вкус с самого начала, окружая его жизнь искусством.
«М. и д.»: Почему Вы начали этим заниматься?
Е. Л.: Желание работать с детьми пришло, когда у меня самой родился ребенок. Я родила ребенка в позднем возрасте, и вся моя жизнь от этого замечательного события перевернулась. Я изменилась, надеюсь, в лучшую сторону. И я поняла, что у меня есть что-то, что я могу ему дать: это некоторый багаж знаний, можно сказать, некоторый духовный капитал. А потом я подумала, что я могу передать этот капитал не только своему ребенку, но и другим детям. Главное, что мы все - и я, и дети - получаем от этого огромное удовольствие. Процесс передачи капитала - он на редкость приятный для всех своих участников.
«М. и д.»: Чего, по Вашему мнению, не хватает детям в Москве/России?
Е. Л.: Разным детям не хватает разного. Например, я, в том числе, занимаюсь с детьми-ментальными инвалидами. Им не хватает очень многого, к сожалению, иногда элементарного человеческого отношения. К ним очень плохо относится окружающий социум. У всех на слуху чудовищные случаи, когда детей-аутистов не пустили в Океанариум, или когда в Театре Дурова детей-ментальных инвалидов отсадили на плохие места, «чтобы они не мешали другим детям». А обычная практика состоит в том, что когда ребенок-ментальный инвалид просто гуляет у себя во дворе, то его другие дети сгоняют с
качелей, взрослые называют его «идиотом», не разрешают своим детям общаться с ним... И это дети, которые растут в семьях. Я сталкивалась и с детьми, которые находятся на попечении государства. Им вообще не хватает всего. Обычным детям из, мягко говоря, небогатых семей, порой не хватает просто человеческих условий для жизни и развития. Им и их родителям, если честно, «не до жиру» в виде художественных студий и спортивных секций. Мы с сыном один день гостили этим летом в Ярославле у чудесной молодой женщины, с которой познакомились этой зимой в Белоруссии. Сама она из детдома, работает на заводе. Живёт с восемнадцатилетним сыном и одиннадцатилетней дочерью в общежитии. Мечтает дать детям высшее образование. И я уверена, что они его получат, так как оба - замечательные ребята, стремящиеся к знаниям. Чего не хватает? Денег не хватает, наверное.
«М. и д.»: Зачем детям заниматься живописью/различными творческими практиками, что им это дает?
Е. Л.: Я считаю, что абсолютно всем детям нужно учиться рисовать, лепить, делать коллажи и что-то придумывать. Прежде всего, потому что им это нравится. Я ещё не встречала маленького ребенка, который не любил бы рисовать. Дети постарше иногда, бывает, «не любят» рисовать, потому что стесняются, считают, что у них «ничего не получается». Это не так. Здесь задача преподавателя объяснить, показать, что именно получилось, объяснить, как сделать ещё лучше. Вообще, понятно, что любые творческие занятия развивают правое полушарие мозга, то есть образное мышление, творческие способности. Но, в целом, важно не только развить творческие способности ребенка. Сейчас стало очень много так называемых «творческих личностей», которым зачастую не хватает элементарных знаний. «Творческая личность» должна быть ещё и интеллигентным человеком, а с этим сейчас большая проблема. Поэтому очень важно рассказать ребенку, показать самые великие произведения мирового искусства, научить его красоте. Это, мягко говоря, очень непросто, но без этого нельзя, если мы хотим, чтобы наши дети выросли интеллигентными людьми.