Оригинал взят у
decalog в
Егор Холмогоров: Не НойПеревранная Дарреном Аронофски история Ноя оказалась гораздо скучнее и по идее, и по сюжету, и по исполнению, чем подлинная, библейская, в которой есть место и трагедии, и соблазну, и сверхчеловечеству.
В начале было слово. Свет (lumiere) стал потом. По этой причине зритель, нравится это сценаристам и режиссерам или нет, предъявляет определенные требования к экранизациям. «Война и мир» не может заканчиваться тем, что Наташа Ростова выходит замуж за Наполеона. Анна Каренина не должна вместо поезда отбивать Левина у Китти. Раскольникову надлежит убивать старушек, а не переводить их через дорогу, а вот Тимуру и его команде следует поступать наоборот.
Это разумное требование вполне относится и к истории праотца Ноя и его плавания в Ковчеге в водах Всемирного Потопа. Можно воспринимать Библию как истину, как достаточно буквальное, хотя и символическое, описание реально бывших событий и происшествий. Можно относиться к Библии как к литературному произведению древних евреев - эпосу на манер «Илиады» или фэнтези в духе «Властелина колец».
Но точно так же, как Питеру Джексону немыслимо было бы снимать фильм о том, что Фродо поссорился с Гендальфом, украл у него кольцо, сбежал в Мордор, где подрался с Леголасом и уронил того с кольцом в кратер Везувия, Даррену Аронофски не следовало снимать ту скучную киберпанковскую нелепицу, подозрительно напоминающую «Безумного Макса», которую он почему-то назвал «Ной».
Фильм не спасают ни Гладиатор, ни Гермиона, ни даже Добрый Доктор Лектор. В нем затянутый мутный сюжет, неприятный грязный пейзаж, а на спецэффектах явно решили сэкономить по случаю экономического кризиса. Зрители, пришедшие посмотреть на «Титаник», в котором воды Всемирного Потопа будут смывать нечестивцев с лика земли, явно были разочарованы, получив историю параноидального сектанта, уверенного в том, что его миссия - помочь Богу уничтожить все человечество, а потому бегающего с ножом за собственными новорожденными внучками.
Не знаю даже, что смешнее - земляные черв... простите, падшие ангелы-нефилимы, похожие на грязевых трансформеров, изгнанные с неба за... сочувствие Адаму, или мучимый пубертатом Хам, который в обиду за то, что ему не добыли девчонку, выхаживает на Ковчеге злейшего врага-каинита.
Об этом, возможно, вообще не стоило бы писать, если бы не давно замеченный мною факт: ничто так не застревает в мозгу обывателя, как походя брошенная масскультом ахинея.
Мне встречалось несчетное множество людей, которые были уверены, что Екатерина II продала Аляску, на том основании, что в песне группы «Любэ» сказано: «Екатерина, ты была не права». Убедить этих людей, что при Екатерине Шелехов только начал присоединять Аляску, а продана она была при Александре II, оказалось чрезвычайно трудно.
Поэтому, сталкиваясь с искаженной версией тех или иных исторических событий в кино, песнях, книгах, я стараюсь хотя бы своим читателям эти ошибки разъяснить. Недавно вот пришлось написать текст про «300 спартанцев», чтобы у зрителей очередного блокбастера не сложилось ошибочного мнения о Фемистокле, Артемисии и великой Саламинской Битве.
В этом тексте я постараюсь дать некоторые пояснения к «Ною». Понятно, что во многом это вопрос веры. Человеку, которого сотворили за шесть дней, не всегда просто объясниться с теми, кто произошел от обезьяны.
Но Аронофски претендует на то, что он рассказывает историю библейского Ноя, что он рассказывает библейское предание, было получено даже благословение от нового странноватого папы Франциска. Мэлу Гибсону в «Страстях Христовых» (надо ли напоминать, что Гибсон - католик-традиционалист?) замечательно удалось передать и букву, и дух Евангелия, так что в воспроизведении Священного Писания средствами кинематографа нет ничего невозможного.
Но даваемая в фильме Аронофски картинка противоречит и букве Библии - прямо противоречит тексту и духу ее - создает совершенно ложное представление о Боге, творении, суде и спасении. Причем противоречит она не только христианскому толкованию истории о Ное (что еще можно было бы понять у сына преподавателя ешивы), но и толкованию иудейскому.
Поэтому послушайте, как было дело, даже если не верите, что дело было именно так.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
(Бытие 1:26)
Бог сотворил человека, чтобы человек стал Богом. Весь наш мир - живой и неживой: камни, змеи, птицы, яблоки, ангелы - сотворен для того, чтобы человек Адам, помещенный в центре этого мира, Эдеме, соединил весь космос под своей властью и попечительством и вознес его к Богу, став новым Богом, не по природе, но по благодати.
Об этом пишут все святые отцы Православной Церкви, но яснее и ярче всех - преподобный Максим Исповедник, величайший богослов, живший в VII веке в Византии. Для исполнения его миссии человеку были даны необычайные способности - он был преисполнен жизни, ему повиновалась природа, подчинялись звери и птицы, он мог с ними разговаривать и был властен над пространством и временем.
Однако тот, кто должен стать Богом, не может быть Богом. Чтобы стать тем, кем ты не являешься, надо измениться. Чтобы было возможно изменение - нужно движение. Движение же есть возможность свободы. Возможность свободы - это возможность и риск ошибки (по-гречески «амартия» - ошибка, грех). Именно такую ошибку и совершили прародители Адам и Ева под влиянием зависти дьявола.
В фильме Аронофски дьявол вообще отсутствует, он как бы ни при чем. А падшие с небес ангелы - как некогда учили древние еретики-гностики - это светоносные духи, томящиеся в материальных телах. Между тем именно восстание дьявола, а не грех людей - начало зла в мире.
Один из ангелов, денница, решил, что сможет править миром и землей без Творца и против Творца, и за это был навсегда вместе со своими приспешниками-бесами проклят, низвергнут с духовного Неба в область воздушную, где причинял, причиняет и будет причинять миру и человеку неприятности, главной из которых и было соблазнение человека на грех через искушение. То есть подсказывание злых ложных мыслей, которые человек не в силах отличить от своих собственных, принимает за собственное мнение.
Поскольку Адам был еще всесилен и мудр, он, несомненно, узнал бы дьявола, и тот заговорил с Евой устами змея и подбил ее попробовать запретный плод. Любители всё опошлять выдумали идиотскую версию, что этим «запретным плодом» было занятие сексом. Ничего подобного. В Библии сказано ясно, что речь шла о плоде с Дерева познания добра и зла, про которое дьявол устами змея сказал: «Будете как боги, знающие добро и зло».
Если вдуматься, это адская ложь от начала и до конца. Бог Сам создал человека для богоподобия и призвал его к работе по его достижению. Но богоподобие это состояло отнюдь не в том, чтобы «знать добро и зло», Бог не тем отличается от не-Бога, что Он «знает добро и зло», а напротив - тем, что Он зла не сотворил и призывал человека только к добру. Так что, предложив людям «быть как боги, знающие добро и зло», дьявол предложил им стать такими же, как он - изобретатель зла - и его бесы.
Чем закончилось для человека принятие этого предложения, хорошо известно. Согласившись познавать наравне добро и зло, Адам и Ева обнаружили, что они «наги», то есть оказались бессильными перед лицом Бога, дьявола и мира. Попытавшись отовраться, Адам и Ева были изгнаны из Эдема, и на их существование был наложен целый ряд жестких ограничений.
Человек стал смертен, потому что если бы не смерть, зло в его слабой душе победило бы. Бог облек Адама и Еву в ризы кожаные - нынешние наши плотные, подверженные усталости, тлению, боли, жажде и страстям тела. Это значит, что физические, умственные и психические силы человека ограничены. Что мы стали нетерпеливы, тупы и ленивы. Беспредельное всемогущество человека рухнуло, а с ним рухнула и покорность ему земли - отныне только после тяжкого труда земля отдает ему свои плоды, и произрастают на ней тернии и волчцы.
Страстный человек может родить в муках (еще одно проклятие, адресованное Еве при изгнании из Рая) и воспитать только других таких же страстных людей, будучи сам болен злом, может только передать семя зла дальше. В этом и состоит первородный грех, о котором говорят богословы.
Картина человека после грехопадения довольно точно описывает тот разрыв, который переживает каждый из нас сегодня: мы ощущаем себя почти богами, чувствуем в себе силы властвовать над миром, проникать в тайны вселенной, любить, совершать благородные поступки, быть почти богами. Именно это мы ощущаем как свое призвание.
Но мы непрерывно и на каждом шагу упираемся в то, что реальность вокруг нас и внутри нас, часто вопреки нашей воле, устроена совершенно иначе, унизительно для нас - мы слабы, глупы, озлоблены, раздражены, бедны и ограничены со всех сторон. И сколько бы мы ни бились, перескочить от того человека, который мы есть, к тому человеку, которого мы в себе иногда чувствуем, оказывается почти невозможно.
Когда будете в следующий раз смеяться над сказкой про съеденное яблоко, попробуйте поговорить с птицами или сосчитать звезды. Может быть, будет уже не так смешно.
Но вернемся к Адаму и его семейству после депортации. Адам и Ева жили у врат Рая, откуда были изгнаны. Причем люди сохраняли еще некоторую часть своего могущества и власти над природой. Они жили около тысячи лет, еще могли повелевать зверьми и обладали определенными духовными способностями. У них родился первенец Каин, затем родился Авель.
Первенцы выросли, Каин стал земледельцем, Авель - скотоводом. И вот однажды они решили принести Богу в жертву плоды своего труда. Авель взял первенцев от своих овец, Каин - выращенные им плоды, Бог проявил благосклонность к жертве первого и отверг жертву второго. Причина вполне прозрачна - Авель принес лучшее, Каин - по принципу «на тебе, Боже, что нам негоже».
Каина съела зависть, и он убил Авеля. Возможно, даже не только убил, но и съел. Во всяком случае, на это подозрение наводит вопрос Бога: «Где брат твой Авель?» - и слова о голосе крови, вопиющем к Богу.
Каин был изгнан Богом еще дальше от Рая (Адам и Ева жили еще у его врат и могли его видеть), и земля была проклята для Каина насовсем. Каиниты в фильме Аронофски почему-то повторяют фразу про «в поте лица», хотя к ним она уже не относилась - Каину было сказано ясно: «Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Бытие 4:12).
Ни для одного каинита земля не родила, поэтому каиниты волей-неволей заделались креативным классом. Каин изобрел города, был первым урбанистом; Иувал изобрел игру на гуслях и свирели; Тувалкаин изобрел металлургию. Лишившись силы земли, гонимые по земле каиниты вложили все свои навыки в хитроумие и искусство, создав высокую цивилизацию, которую Аронофски изображает какими-то дремучими примитивными дикарями.
Еще в «Ное» сделана классическая невежественная ошибка - предполагается, что человечество состоит из потомков Каина и потомков Сифа. Ничего подобного - жившие почти тысячу лет патриархи производили на свет первенца, достигнув столетнего возраста, и оставляли после себя десятки сыновей.
«Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер. Сиф жил сто пять лет и родил Еноса. По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь лет и родил сынов и дочерей» (Бытие 5:3-7).
Так что никаких «последних потомков Сифа», загнанных в угол каинитами, быть не могло. Напротив, каиниты были меньшинством среди многочисленных потомков Адама, среди которых дети Сифа составляли, так сказать, духовную аристократию, в наибольшей степени сохранявшую свойства первоначальных людей. Вымирали, по мнению толковавших Писание святых отцов, как раз каиниты, у которых остались в основном женщины.
Тогда-то и случилась духовная коллизия, приведшая к Потопу. «Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6:2-4).
Гностики и оккультисты немедленно придумали, что имеются в виду браки между ангелами и людьми. Ангелы бесплотны, и это, конечно же, совершенно невозможно. Речь идет о том, что сыновья Сифа польстились на дочерей каинитов и начали вступать с ними в браки.
Родившееся потомство (исполины) обладало долголетием, силой, особыми способностями сифитов, зато их нравственный уровень был каинитским - они были подлы, беспредельно жестоки и изобретательны. В руки каинитов попала та сила, которая не должна была к ним попасть.
Возможно, именно из этого источника происходят многочисленные предания о магии, волшебстве, об атлантах и древних богах. Никаких эмпирических подтверждений существования магии не имеется. И однако же люди верят в нее с таким упорством, что это не может быть просто банальной ошибкой.
Очевидно, что в памяти человечества сохранились те времена и существа, которые обладали «крадеными» сверхъестественными способностями в сочетании со злым расположением воли. Потомки Каина и Сифа - исполины - превращались в материализованных бесов. И именно это побудило Творца произвести зачистку с такой решительностью.
Причем уничтожить надо было не только людей, но и все живое. Слова Писания «И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт 6:12). То есть извращены оказались не только люди, но и животные. И вновь вспоминаются предания о драконах, остатки вполне реальных ходячих змей - динозавров. Вполне возможно, что исполины сделали с частью животного мира что-то такое, что оставалось и его только истребить вместе с людьми.
Ной, как уже было сказано выше, был не последним в роду изгоем, скитавшимся по пустыням, а одним из многочисленных потомков Сифа, сохранявшим традиции благочестия, которые завещал этому роду праведный Енох, живым взятый к Богу и, как предречено, грядущий в конце времен вместе с пророком Илией как предвестник Второго Пришествия. При его рождении его отец Ламех предсказал: «Он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших на земле, которую проклял Господь» (Бытие 5:29).
По рождении Ноя его отец Ламех прожил 595 лет и оставил множество сыновей и дочерей, так что от сцены с убийством отца при посвящении первенца веет, как и от многого в фильме Аронофски, идиотизмом. Не получается, кстати, и веселого дедушки Мафусаила. Тот, конечно, прожил 969 лет, но после рождения Ламеха его жизнь длилась 782 года, а Ламех прожил 777 лет. Так что Мафусаил пережил Ламеха всего на 5 лет, что с придуманной Аронофски историей никак не согласуется.
Разумеется, у Ноя было множество братьев, сестер, дядьев и теть, и он был постоянно окружен множеством родни, а не прятался и отбивался от вымышленных варваров-каинитов.
Драма Ноя - это не драма фанатика, решившего помочь Богу уничтожить людей, а история о человеческом неверии. Бог дал людям 120 лет, которые Ной должен был строить Ковчег, чтобы осознать неотвратимость гибели. Он послал им твердого волей и духом человека, который годами, десятилетиями говорил о том, что гибель неизбежна, что либо покаяние, либо смерть. А люди вокруг - даже самые близкие родственники - не верили.
Они приходили смотреть на то, как Ной строит этот огромный деревянный ящик, посмеивались, перешучивались, может быть, даже охотно подносили бревно или брались за чан, чтобы просмолить борт, другие кричали, обзывали безумцем, может быть, даже кидались камнями и доносили начальству, если оно уже имелось. Но никто, ни один не поверил в то, что гибель всего живого реальна, неотвратима и требует духовного изменения.
Когда открылись источники вод, никаких толп штурмующих Ковчег, скорее всего, не было и быть не могло, и не от кого было отбиваться, так как эти люди до последнего верили, что это просто дождь, а если что-то случится - надеялись на свои магические способности, которые внезапно отказали.
Потому что Потоп, и это очевидно из Писания, был не просто водным стихийным бедствием, а переформатированием всех условий жизни на земле - вплоть до физических констант. То, что было возможно прежде, стало невозможно. Единое пространство суши раскололось на континенты. Многие формы жизни - те, которые не были взяты с собой Ноем, исчезли.
Власть человека над природой окончательно была утрачена. А вскоре среди потомков Ноя начали убывать и сроки жизни - никаких тысячелетних старцев уже не было. Жили двести, потом сто лет. И вот уже в Писании говорится: «Дней человека - семьдесят лет, кто крепок - восемьдесят лет».
Фильм Аронофски строится вокруг половых трудностей сына Ноя - Хама, показанного мальчишкой. Папа не хочет и не может найти ему девочку среди развращенных каинитов и вообще считает, что его потомки должны вымереть, чтобы очистить землю от людского зла.
Здесь уже создатели фильма пошли на прямой разрыв с текстом Библии и ее прямое искажение. Они выдумали конфликт там, где его не было и быть не могло, поскольку все сыновья Ноя были взрослыми и у них у всех были жены, с которыми они и взошли на борт Ковчега.
О женах сыновей Ноя в книге Бытия говорится столько раз, что заподозрить что-либо, кроме сознательного пренебрежения текстом, оказывается попросту невозможно: «Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 6:18); «И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа» (Быт. 7:7); «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними» (Быт. 7:11-13); «И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним» (Быт. 8:15-18).
Зачем понадобилось столь явное, очевидное и агрессивное противоречие тексту первоисточника - сказать трудно. Скорее всего, дело в том, что жены сыновей Ноя противоречили центральной безумной мысли фильма, что Ной рассчитывает вовсе ликвидировать человечество. Идея, которая Писанию совершенно чужда.
Задача Бога, когда он спасает Ноя с семейством или Лота с дочерьми из Содома, как раз в том, чтобы дать возможность праведникам выйти из среды грешных, спастись, когда вокруг все будет гибнуть от греха. Но это для современного политкорректного Запада - недопустимый эксклюзивизм. «Никто не имеет права воображать себя чище всех», а потому если праведники и спасутся, то случайно.
Возможно, впрочем, и более утонченно-гнусное объяснение. При раскладе, заданном Аронофски, получается, что Хам и Иафет могут жениться исключительно на своих племянницах, что легализует сразу много чего, чего Западу хотелось бы легализовать.
На самом деле все трое сыновей Ноя были взрослыми людьми, имевшими взрослых жен, но пока еще не детей, и ни в каком решении своих половых проблем не нуждавшимися.
Если у Хама и были проблемы, то совершенно иного свойства. В Писании он дважды именуется «отец Ханаана» (Быт. 9:18; 9:22). Многие толкователи считают, что это указание на то, что во время плавания Хам не воздерживался от супружеской жизни, что приличествовало обстоятельствам, и в результате именно Ханаан был ребенком, рожденным уже в ковчеге.
Так пропадают вымышленные девочки-близняшки Сима, за которыми бегает с ножом Ной, и появляется вполне реальный мальчик-сорванец Хама, про которого толкователи иногда домысливают, что именно он начал насмехаться над пьяным заголившимся дедом, и именно поэтому проклятие Ноя прозвучало так: «Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9:24-25).
Мотив проклятия и вечного рабства Ханаана был очень важен для древних евреев, поскольку они жили рядом с язычниками-ханаанеянами, и еврейский закон настрого требовал не смешиваться с врагами, не заключать браков, не поклоняться их богам, а напротив - истреблять и порабощать их.
Весь конфликт «фанатичного» Ноя и «честного» Хама понадобился Аронофски в рамках принятой в современной культуре установки оправдывать всех библейских злодеев и негодяев, непременно выдавать плохого за «свободомыслящего».
Это напоминает анекдот (кажется, совершенно лишенный исторического основания) о том, как в Свияжске в 1918 году по инициативе Троцкого решили поставить памятник первому революционеру. Сначала решили взять Люцифера, но усомнились в его существовании. Потом взяли Каина, который, однако, тоже был сочтен лицом не историческим. И тогда сошлись на Иуде, грозящем кулаком небу.
Иуда вообще был в гностической традиции, продолженной в ХХ веке, до крайности обелен и превратился в того «поборника социальной справедливости», каковым предстал в «Иисусе Христе - Суперзвезде». Хам Аронофски - в том же ряду мнимых «бунтарей» с полностью вымышленными обстоятельствами бунта и придуманной за счет прямой лжи «мотивацией».
Итак, подведем итоги.
Потоп потребовался Богу не для того, чтобы исцелить абстрактное моральное «зло в людях» (каковое сегодня ничуть не меньше, чем когда-то, поскольку в основе происходит не от человека, а от внушающих его бесов, которых не утопишь).
Потоп потребовался, чтобы уничтожить расу «исполинов» - людей с силой и сверхъестественными способностями потомков Адама и Сифа и с нравственным извращением каинитов. Поскольку этим людям удалось изуродовать и извратить живую природу, потребовалось уничтожить не только людей, но и весь животный мир. За исключением специально отобранных особей.
Потоп потому и длился так долго и был всеобщим, что должен был уничтожить всякое дыхание, любое живое существо на земле или в воздухе, нуждающееся для выживания хотя бы в клочке суши и недолгой посадке.
Всемирный Потоп был новым ограничением, наложенным на человеческую природу после того, как изгнания Адама из рая оказалось недостаточно. После Потопа, бывшего не только водной стихией, но и космическим событием, люди лишились остатков тех сверхъестественных свойств, с которыми был сотворен изначальный человек и которые были частично, но не полностью, утрачены после грехопадения.
Человек, согласно библейскому учению, стал после Потопа нынешним обычным человеком, а вскоре, после Вавилонского столпотворения, единая масса людей была раздроблена на множество не понимающих друг друга племен и наречий, и тем самым приведение человека к нынешнему стандарту завершилось.
Ной и его сыновья с их женами были избраны для того, чтобы, во-первых, строительством Ковчега призвать людей к покаянию, к чему они остались глухи, а во-вторых, чтобы продолжить чистый человеческий род, свободный от каинизма и способный к нормальной жизни. Ни о какой ликвидации и самоликвидации человечества ни Творцу, ни Ною мысль не могла прийти даже в самом страшном сне.
После Потопа человек стал обычным человеком из плоти и крови и получил на свое будущее заповедь - вкушать не только плоды земли, но и мясо (это была заповедь от Бога, а не «заветы Тувалкаина»): «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт. 9:1-3).
Господство человека над природой, которое до этого обеспечивалось властью - теперь обеспечивается страхом и первенством людей в трофической цепочке. Мир, описываемый Писанием, и мир, описываемый эволюционной гипотезой, в этой точке наконец совпадают и перестают друг другу противоречить.
Нетрудно заметить, что в рассказанной мною истории не меньше материала для увлекательного блокбастера, а даже, пожалуй, и больше. Исполины, живущие в городах и летающие на драконах, маги со свирелями, соблазнительные развратные каинитки, высокоумие цивилизации атлантов, безжалостные воины с железным оружием - все это позволило бы дать гораздо более красивую картинку и построить гораздо более увлекательный сюжет, чем тот унылый киберпанк, который снял Аронофски.
Почему-то считается, что отступление от аутентичной христианской традиции - это весело, оригинально, креативно и увлекательно, что апокриф веселее канона. Я всегда в этом сильно сомневался - и вот, Даррен Аронофски блестяще оправдал мои сомнения.
Перевранная история Ноя оказалась гораздо скучнее и по идее, и по сюжету, и по исполнению, чем подлинная история Ноя. Вместо легенды получился реквием по легенде.
http://www.vz.ru/columns/2014/4/1/679928.html Жалко... А мне так нравится Р.Кроу...