Бойся своих желаний - они могут исполниться!

Nov 24, 2009 19:19

Такое чувство, что министр образование прочитал наши статьи в ЖЖ и начал срочно внедрять эти идеи. Наша первая статья (2002) года про домашнее обучение (экстернат) - http://mama-tania.livejournal.com/9658.html. Это идеи про бесплатное и платное образование, основные и неосновные предметы, ЕГЭ - тоже из этой серии. «Я заранее извиняюсь» - скажу словами Рабиновича, «но мне не дано предугадать, как слово наше отзовется». Это я так, себе польстила. Хотя господин Фурсенко с моим мужем 2 года назад действительно встречался, но разговаривали, в основном, о проблемах молодежи.

Мнение насчет ЕГЭ.

Хочется чего-то объективного. Об это мы поднимали вопрос изначально. Всегда хотелось иметь представление, что знает твой ребенок, а что нет. Независимо от настроения учительницы, отношения к ребенку, ситуации в мире. Просто иметь некую объективность. Да, вот это он знает, а над этим придется еще работать. Видеть некий прирост относительно себя. Методы? У нас было так - одни учителя учат, а другие контролируют. Это не самый лучший вариант. Здесь опять достаточный процент субъективности. Тесты лучше. Они объективнее позволяют оценивать знания. Давайте возьмем пример из спорта. Там, где ничего не зависит от человеческого фактора, проблем нет. Например, прыжки в высоту - все четко - сбил планку или не сбил. Прыжки в длину - компьютер фиксирует до миллиметра и заступ, и длину прыжка. Опять же бег - кто лучше был подготовлен, кто быстрее, тот и победил. А фигурное катание, футбол, где судейство отдано людям, даже с высокой квалификацией, они, бывает, ошибаются. Один рукой сыграл в ворота - судья даже не заметил. А может быть, ему хорошо заплатили? Коррупция среди судей - неужто ее нет?

Поэтому при проверке школьных знаний нужно говорить об объективном инструменте замера знаний. Мы думаем, ЕГЭ доведут до ума, исправят плюхи в тестах, может быть сделают центры тестирования на местах. Но условия должны быть одинаковые для каждого. А насчет детишек с заболеваниями или отклонениями, про которые здесь так много пишут - сделать для них свой ЕГЭ. Есть же ведь параолимпийские игры. Там тоже есть свои чемпионы.

С олимпиадами мы полностью согласны. Пусть ВУЗы организуют их, только информацию шире рекламируют, а наши дети будут участвовать в них. Пусть ширится сеть дистанционных курсов, Интернет-проектов, очно-заочных школ при ВУЗах. Нужно привлекать детей к себе. Раньше, помню, у нас было НОУ (научное общество учащихся), в старших классах мы ходили на занятие в институт. Кто на математику, кто на информатику, кто на предметы гуманитарного цикла. Занятия вели институтские педагоги, вот они и знали в лицо своих будущих абитуриентов. Кстати, это было все бесплатно.

Бесплатные и платные уроки. Давайте проанализируем план 8 класса гимназии с углубленным изучением английского языка (где учится наш сын). Недельная нагрузка 35 часов. В связи с новыми веяниями о платной и бесплатной частях школьного обучения можно рассмотреть такой вариант.

Оставить: русский язык - 3 часа, литература - 2 часа, алгебра - 3 часа, геометрия - 2 часа, физика - 2 часа, химия - 2 часа, биология - 2 часа, география - 2 часа, история - 2 часа. Получилось 20 часов полностью за счет государства.

Еще 9 часов: английский язык - 5 часов, французский язык - 2 часа, информатика - 2 часа, частично за счет государства и родителей.

Без ущерба можно убрать: физкультура (т.к. ходит в секцию), труд (в школе нет практически никакой базы), музыка (он уже ходил в музыкальную школу и даже закончил 2 класса по скрипке и фортепиано). И вообще непонятно, зачем детям музыка в 8 классе? ОБЖ - странный предмет? Нас как-то не учили в школе не совать пальцы в розетку. А насчет всего остального достаточно на экскурсию раз в четверть сходить в Штаб ГО и ЧС. У них там и база шикарная, да и вообще расскажут лучше любого учителя. В каникулы провести ролевую игру. Школьные часы на это не тратили бы. Странный предмет обществознание - 1 час. Почитала учебник - какая-то солянка из психологии, философии и экономики. Когда мы учились, то был только в старших классах. Считаем, что и сейчас не нужен. Итого: минус 6 часов - за эти предметы мы платить не собираемся.

Дополнительные предметы, которые мы хотели бы увидеть в школьном учебном плане: черчение 1 час и немецкий язык - 2 часа (все-таки языковая гимназия).

Статистика:

На 2008 год час учителя 2 категории стоил 30 рублей. В классе, где 25 учеников на долю каждого приходится 1,2 рубля. Получается половину часов (18 часов) финансирует государство, а вторую половину (18 часов) только на 30%. Значит, на долю родителей остается финансирование 12,6 уроков. Умножаем 1,2 рубля на 12,6, получаем примерно 15 рублей в неделю, а в месяц 60 рублей. Конечно, если английский и французский языки делятся на 2 подгруппы, то эта сумма будет: 1,2*8+30/12*5,6=9,6+14=23,6 рубля в неделю, а в месяц 94,4 рубля. Короче 100 рублей в месяц! И из-за этого разгорелся сыр-бор?

Посчитаем для нашего сына, сколько нам нужно будет выкладывать из своего кармана. Допустим, что у нас преподают только учителя высшей категории: 50 рублей стоимость часа. Подгруппа по английскому состоит из 8 человек, для французского - из 12 человек.

В нашем случае это будет: 50/8*5+50/12*2+50/25*2=31,25+8,3+4=43,55 рублей

Добавим еще немецкий и черчение: 50/12*2+50/25*1=8,3+2=10,3 рублей

Вдруг еще откуда-нибудь 2 часа вылезет, все-таки 18 часов будет государство оплачивать, их тоже прибавим: 4 рубля

Итого: 43,55+10,3+4=57,85 рублей (округлим до 58)

В месяц 58*4= 232 рубля.

Да у нас час репетитора 250 рублей стоит.

Мне только непонятно, наверное, это только начало. Мы полагаем, что цена возрастет примерно до 500 рублей в гимназиях, и 300 в обычных школах. Когда примут закон об этом? Как будут наказывать тех, кто не согласен платить? Исключение из школы?

Но меня заинтересовало вот что. Ученик в гимназии стоит 50000 рублей (каждый!). Из этих денег учителю достается при годовой нагрузке на ученика 36 часов в неделю*34 учебных недели = 1224 часов, в лучшем случае всего 2448 рублей с человека. Позвольте, а куда уходят 47552 рублей с каждого???

По поводу уроков на предприятиях. Мы - только за! Давайте вспомним практически похороненные УПК (учебно-производственные комбинаты), когда в 9-10 классах целый день проводили: кто в детском садике помогал воспитателям, кто на стройке маляром, кто на заводе. Я, например, как раз на автомобилестроительном заводе и работала. У меня даже корочки есть «Слесарь механосборочных работ». Уже тогда мы работали на конвейере, видели, как собирают машины, какой это труд. Научились работать разными инструментами, общались с рабочими. Мы получили больше, чем профессию. Мы видели производство, его организацию, людей, проблемы. Это многое мне дало в жизни, когда я окончила университет и пошла работать. А то ерунда получается, молодые люди и предприятия в глаза не видели, но зато после вуза готовы им управлять! Да ты сначала у станка постой, молотком помаши, на конвейере повертись, только тогда поймешь психологию рабочего, его потребности. Ан нет! Сразу должность и сразу деньги! Вот рабочие и разбегаются. Они тут, простите, в дерьме, за копейки, а он там в тепле, за бешеные деньги ими управляет. А рабочего уважать надо, беречь его и лелеять. Все стоит на них, родных. Не стало рабочих - закрылись предприятия.

По поводу педагогических институтов. Извините нас, но поговорка «Ума нет - иди в пед» сидит во всех нас. Давайте посмотрим, кто идет в пединститут? Отличники и хорошисты? Да нет, они в университеты поступают. Идут в пединститут все остальные. Ну, за исключением факультета иностранных языков. А сколько потом по специальности работает? А сколько остается работать лет через 5 в школах?

Давайте посмотрим на будущего педагога. Девушки и юноши курят. О какой грамотной речи можно говорить? Она такими словами перемежается, уши в трубочку заворачиваются. А это вызывающее поведение? Вы возразите, мол, другие студенты не лучше? Согласна, но ведь они не будут учить наших детей! Помните передачу «6 кадров» на СТС. Кабинет директора и вбегает молодая девушка, пестро одетая, плюхается на кресло, жует жвачку. Директор ей говорит: «Ну, как ты одета, как себя ведешь!». А она «А чо, да ладно!». «Да, но ты ведь учительница начальных классов!» - Вот они учителя, вот наше будущее. Те люди, с которых наши дети должны брать пример.

По поводу учителей хороших и разных.

Мы уже касались темы про педагогов и школу в частности. http://mama-tania.livejournal.com/3398.html, http://mama-tania.livejournal.com/4830.html, http://mama-tania.livejournal.com/5012.html . А анекдот из http://mama-tania.livejournal.com/5183.html мы постоянно вспоминаем и цитируем.

Честно попытаюсь оценить учителей моего сына (по 5-бальной шкале). Оценка состоит из знания предмета, умение заинтересовать, воспитанность, сдержанность, дополнительный материал. Русский язык и литература - 3, алгебра и геометрия - 5, английский язык - 4, физика - 4, химия - 3, география - 3, биология - 5, история и обществоведение - 4, французский язык - 3, музыка - 2, труд - 5, физкультура - 4, информатика - 3, ОБЖ - 3.

Например, учитель математики отлично знает предмет, дает разные задания, воспитан, почти не орет на детей, всегда раздает дополнительные листочки и презентации в PowerPoint, приходит на каждое (!) родительское собрание. Учитель по географии материал знает, заинтересовать ребят не может, скучнее урока я не видела, флегматичная, как амеба, дополнительного материала не дает, выдала урок и ушла. Учитель по музыке: сильно сомневаюсь в ее знании предмета, заинтересовать ребят даже не пытается, нервная, невоспитанная, несдержанная, постоянно выгоняет из класса за малейшее нарушение дисциплины, дополнительный материал раздает - листочки со словами слов песен, которые нужно учить, но их такое немеренное количество, что выучить просто не реально, задает непонятные домашние задания. Мне вспоминается анекдот: замечание в дневнике ученика «Пел на уроке музыки!»

Итого, из 14 учителей на «4» и «5» успевают 50%, остальные - увы! С ними можно расстаться без ущерба обучению, т.к. толку от них мало. Будем надеяться, что платное образование повлечет за собой возможность выбора учителя. Кто платит, тот и заказывает музыку.

Привлечение в школы специалистов-непедагогов. Вам кажется, что все так и рвутся в школу работать?! Многие понимают, какой это титанический труд и ответственность. Более того, сейчас есть различные тесты на профпригодность, весь цивилизованный мир или пользуется, давайте при отборе кандидатов на роль учителей будем применять их.

Вот некоторые основные параметры при подборе учителей: знание предмета в рамках школьной программы и немного больше, общая эрудированность, конфликтность, стрессоустойчивость, объективность, толерантность, эмпатия, жизненная позиция, дипломатичность, отношение к детям и т.д. Предложить непростые школьные ситуации. Как бы потенциальный учитель поступил в той или иной? Не мешало бы учителей проверить, которые сейчас в школах трудятся. Может быть, кому-то уже пора задумался о смене профессии?

Опыт: Все нововведения государства нужно воспринимать как данность. Ведь от нас ничего не зависит. Поэтому мы будем заниматься своими делами, и «посматривать на реку, по которой проплывет труп твоего врага».

ученик, ЕГЭ, учитель, школа

Previous post Next post
Up