Оригинал взят у
krotyha в
МеждуOriginally posted by
zicer at
Между"Я только через десять лет узнала о тех ужасах, которые ему пришлось пережить в начальной школе", - с горечью сказала мне мама одного молодого человека.
"Я совершенно случайно услышала, как учительница кричит на мою дочь", поделилась другая.
"Она в последнее время очень грустная, но говорит, что в школе все нормально", - волнуется третья.
Правильно волнуется. Зачастую у нас действительно нет никакой возможности узнать, как им там живется, в их первом классе.
Положение усугубляется тем, что такую ситуацию, в которой человек не может рассказать правду, попросить о помощи построили мы сами.
Происходит это примерно так.
Ребенок, идя в школу, чаще всего оказывается в принципиально новой для него системе координат. Все устроено иначе - еда, общение, "мизансцена", собственный статус и статус другого, одним словом, все.
Как отличить в этом "иначе" правильное от неправильного? Как понять, когда я встречаюсь с проявлением обычной школы, той самой, которая должна стать мне домом, в которую отправили меня родители и чем-то, чего не должно происходить?
Когда учитель кричит - это правильно или неправильно? Когда меня унижают - все в порядке или что-то идет не так?
Когда у меня отнимают право на собственное понимание - это является школьной нормой или исключением из правил?
Если меня обижает взрослый - я должен терпеть или просить о помощи?
Как человеку разобраться в этой запутанной системе?
Ведь взрослый наверняка прав. Правда-правда. Знаете, как тяжело в 7 лет понять, а тем более принять, что взрослый может быть злым, гадким, мерзким человеком? Что он может вредить тебе? Что твое право на защиту действительно существует. Что плох не ты, а он, что нет ни единой причины терпеть эту муку, что в школе должно быть хорошо и приятно.
К несчастью, намного более понятна позиция "это я плох, я что-то делаю не так, учитель лучше знает, я должен стараться его удовлетворить"... Тем более, что именно эта позиция услужливо предлагается взрослым миром.
Это подогревается всей системой романтизации школы: там хорошо, это очень интересно, каждый человек должен учиться, ты уже взрослый и поэтому идешь в школу и т.д.
Как в таком положении человек может поделиться своим несчастьем? Он оказывается один на один с тяжелейшей ситуацией, практически как в древнегреческой трагедии: выбор между плохим и худшим. Нет, нет, это не преувеличение - проверьте сами. Какой высочайший уровень доверия к себе и своим близким должен быть у человека, чтобы сначала сказать "я не ошибаюсь: мне плохо и так не должно быть, даже при том, что все делают вид, что хорошо", а затем прийти с этим к родителям. И быть уверенным, что ему не устроят третейский суд, "разбор полета", а встанут на одну с ним сторону? Пересилив себя, обращается человек за помощью, открывает конкретные ситуации и... слышит ответ: "не придумавай, этого не может быть!" Или "Ну что же делать, нужно стараться! Потерпи! Ты в очень хорошей школе, привыкнешь",- и тому подобное.
Вот так и оказывается человек в безвыходной ситуации: с одной стороны ему по всем признакам очень плохо, с другой - все окружающие транслируют, что должно быть очень хорошо. Только нужно стараться, терпеть, подчиняться и пр.
С одной стороны его каждый день спрашивают, как дела в школе, с другой - он не может, не умеет, не имеет права рассказать о своих тяготах ожидающим ответа "все нормально". Он очень старается быть "хорошим", то есть соответствовать той картине мира, в которую помещен. Значит, придется справляться самому.
Эта ноша оказывается часто непомерно тяжелой для человека. Непосильной. И он ломается. И вовсе необязательно мы замечаем эту ломку. Ведь не всегда (к счастью) ребенку "дарят" заикание или депрессию. Чаще он просто учится все больше делать вид, что он " как все". Тем способом, который ему понятен. И зажатый в эти страшные тиски между собственной натурой и внешней системой координат, он и всасывает в себя по капле раба. Того, у которого нет права на чувства, эмоции, собственное поведение, собственный интерес.
С этой точки зрения подготовка к школе просто необходима. Человек должен твердо знать, что такое личность. Практически знать. Он должен быть готов защитить себя - и сам, и с помощью близких. Он должен ощущать что такое собственное достоинство, личная свобода. И если встретится на его пути человек, посягающий на это, он должен уметь отличить такое посягательство от нормы. И уметь дать отпор. И нам, родителям, тоже хорошо бы вспомнить, как это делается.
Так что готовьтесь к школе. И не слишком надейтесь, что "тайное становится явным".