О том, как правильно говорить "нельзя" ребенку

Feb 10, 2012 18:38

Советы о гармоничном взаимодействии с детками от русского педагога и психолога Марины Озеровой, чьи посты я всегда з безумным интересом читаю:)

Перепост  http://deti-v-semje.livejournal.com/27533.html
"Запреты.
Запреты. 
Часть 1. Как их обозначить?

1. Безопасное пространство. 
Оглянитесь вокруг - что можно убрать из поля досягаемости ребенка, чтобы не дергаться и не запрещать? Вместо того, чтобы волноваться за предметы, которые не должны попасть в руки ребенку, уберите их на недосягаемую высоту. Поставьте заглушки на розетки, спрячьте электропровода от бытовой техники, отвинтите ручки у ящиков или прикрепите к ящикам и дверцам специальные защелки (лично я рекомедую из "икеи" :)). При этом дом не должен выглядеть как оборонительное сооружение - заприте то, что не хотите давать ребенку выдвигать-высыпать (документы, и т.п.), и оставьте безвредные предметы - малыш может выдвигать ящик с бельем, "примерять" его, может греметь кастрюлями из кухонного шкафчика, и т.п.

2. Запреты - по необходимости.
Если вы убрали все опасное, бьющееся, ценное, и т.п., но все равно запреты нужны (горячая плита, и т.д.), то они должны быть:
- необходимыми (не потому, что у вас сегодня настроение такое, а объективно запрещено);
- действовать постоянно (ой, пусть лезет, лишь бы не орал! - неверный подход);
- изменяться с возрастом ребенка (в два года режет неострым ножом, а в семь - любым, как мама). 
- поддерживаться всеми членами семьи (папа не разрешает то же самое, что и мама, и никто из родителей не подыгрывает ребенку "ну возьми, бабушка добрая, возьми, пока мама не видит!). 
- очень ограниченное количество (не более 5-7).

3. Нельзя говорить "нельзя" :)

ЧТо происходит, если запреты выдаются как "нельзя" делать того-то и того-то? Ребенок хочет переступить границу, и посмотреть - а что будет, если "льзя"? Интересно же - ПОЧЕМУ нельзя? И как отреагирует мама? А мама реагирует так бурно, что хочется постоянно повторять это нарушение! 
Если запреты выдаются в форме "не делай" (не лезь, не трогай...) - эффект тот же, поскольку частица "не" слабее, чем глагол повелительного наклонения. В подсознании откладвыается "ДЕЛАЙ"! И ребенок лезет, трогает, и т.п. Даже если вы произнесете эту фразу: "Не лезь на стул!" - заметите, что смысловое и интонационное ударение упадет совсем не на первую частицу в предложении.

Если запреты выдаются в форме предостережения: "это очень опасно. можно обжечь руки, будет очень горячо!", в таком случае ответственность за поступок переносится за ребенка - как и должно быть! Человек должен видеть свои поступки и их последствия, и сам нести за них ответственность. Конечно, для малыша слова "горячо", "опасно" и т.п. непонятны. Для этого мама помогает ему освоить их смысл в действии - например, дает потрогать горячую прихватку (она горячая, но неопасная для детской ручки), и закрепляет за этим ощущением понятие "Горячо". Так ребенок получает право на принятие решения и учится быть ответственным за свой поступок. (конечно, там где нужно бежать и спасать ребенка - мама бежит и спасает. Но там, где она может позволить ему нарушить запрет на его же ответственность - спокойно реагирует, если ребенок лезет, несмотря на предостережения. Например - огонь ему она не даст схватить, а снова потрогать очень горячую прихватку или только что вытащенный из духовки пирожок - вполне). Так ребенок понимает, что ему придется чувствовать результаты своих неверных действий (нарушений запрета, несмотря на предостережения), а не мама будет злиться (и ее еще можно позлить, если делать на крик "нельзя").

АПДЕЙТ: про заглушки и убирание проводов я хотела сказать следующее: нужно убрать потенциально опасные для жизни вещи. Например, если у вас стоит банка хлорки в кухонном столе - лучше убрать ее, а не объяснять, потому что шанс потом будет невелик. 
Про понимание объяснений: прекрасно, если дети так все поняли. Меня бы насторожило, что ребенок БЕЗ подкрепления опытом делает выводы (где тактильный опыт? где любознательность? где желание поупорствовать и проверить границу?). Как правило, в раннем детстве вербальная сфера не является ведущей (объяснения должны чем-то подкрепляться)."

Перепост  http://deti-v-semje.livejournal.com/1778483.html

"Границы
как сформулировать границы? кричать все время "туда не ходи, того не трогай, нельзя-нельзя-нельзя"?

Слова с отрицанием ("не лезь, не тронь...") вызывают у ребенка бунт и сопротивление, а также сделать именно то, что не надо делать. Говорим про нежелательные действия: "Это делать опасно! (если это опасно, и если мы предварительно научили такому понятию ребенка). "Мы так не поступаем!" , "у нас это не принято!" (то есть, в нашей семье такие-то правила поведения и поведенческие модели. Кстати, эти фразы нужно и приходящим детям говорить, если они ведут себя плохо - если мы формулируем "свои правила", такие ). "Я этого делать не разрешаю!". Когда вы формулируете таким образом, это означает, что:
1 - у вас есть право разрешать или не разрешать (то есть, вас можно слушаться);
2 - вы имеете представление о том, что допустимо или нет (то есть, у вас можно перенимать систему ценностей);
3 - вы ограничиваете свою территорию (я это не разрешаю, но вот там это можно. например, дома вы не разрешаете, а бабушка разрешает, это на ее территории). 
Если вы просто говорите "нельзя" - непонятно, почему собственно нельзя, и почему вас нужно слушаться в этом? 
Отдельная тема - общие моральные правила (то есть воровать нельзя нигде, ни у мамы, ни у бабушки, ни в песочнице). Это обязательно проводить через личное переживание: это недопустимо делать потому, что человек страдает. Не потому, что поймают за руку (накажут и т.п.), а потому, что тебе было бы неприятно оказаться на месте жертвы. "Мы этого не делаем, потому что..." "Это делать нехорошо, потому что..." - без подробного объяснения с подчеркиванием эмоционального состояния эти запреты будут пустым звуком."

Меня такие статьи вдохновляют и успокаивают, поддерживая мое мнение о том, что двери в мир ребенка всегда открыты и можно найти взаимопонимание с любимым человечком в независимости от сложности ситуации. С другой стороны, я понимаю, что слово "нельзя" (и все производыне от него) глубоко укоренилось в моем сознании, наверное еще со времен того самого детства. Так что вместе с вдохновением приходит и ощущение ответственности - ведь теперь я знаю КАК общаться с ребенком, и уже не могу позволить себе списать свои промахи на незнание и безсознательную привычку говорить "нельзя"...

возростная психология, общаться с ребенком КАК, детское непослушание

Previous post Next post
Up