" Мастер и Маргарита" Михаила Локшина.

Apr 13, 2024 11:50

Сразу предупреждаю, что это не рецензия, а моё частное мнение о фильме, которое ещё, наверное, будет меняться - чувствую потребность пересмотреть снова несколько раз. Итак, вчера мы посмотрели фильм М. Локшина "Мастер и Маргарита". Фильм производит большое впечатление режиссёрским решением, потому что Локшин сумел выбрать те части романа и те сцены, которые позволили ему сохранить общую атмосферу основные идеи романа и уложить их в два с небольшим часа, не делая очень подробную потекстовую экранизацию. Хотя мне, трепетно относящейся к любимым текстам вообще, не хватало здесь многого, только намеченного пунктиром. Например, в ершалаимских сценах. Правда, человеку читавшему и любящему роман, там всё понятно по мизансценам, по взглядам и репликам актёров, играющих Иешуа, Пилата, Каифу, Марка Крысобоя, Афрания... Режиссёр на встрече после фильма сказал, что только ершалаимские сцены могли бы стать полноценным полнометражным фильмом, и мне бы, например, хотелось увидеть его фильм по этим сценам. Москва, не настоящая Москва того времени, а фантастическая, в которой уже существуют фантастические здания, задуманные новыми архитекторами, как например, Дворец Советов с ста пятидесяти метровой фигурой Ленина, венчающей его;Москва, перманентно ремонтирующаяся и перестраивающаяся, - она сама по себе образ, тоже работающий на идею Булгакова (хотя такой Москвы в романе нет). Это тоже понравилось. Суд, вернее, судилище вместо обсуждения нового произведения писателя, драматурга. Самообличение и покаяние коллеги мастера (в фильме это Берлиоз, чего, опять же, не было в романе, но закономерно работает на авторскую мысль), жаждущие крови лица писателей, поэтов и драматургов, сидящих в зале и единогласно поддерживающих распятие Мастера (как и толпа в Ершалаиме, выбирающая Варраву) и, наконец, театральная публика на спектакле о будущем ( тут не Театр Варьете, а Новый театр с помпезной постановкой о будущем Союзе Советских Республик в 2020 году). Эта постановка прерывается на время компанией Воланда, как и в романе, вполне успешно искушающей публику падающими с потолка червонцами, парижскими духами и нарядами дам... Жестокая расправа над конфераньсье тоже наглядна: с одной стороны, лица очень напоминают судилище над Мастером (побольнее укусить того, кто сейчас не в фаворе, не в струе - оторвать голову буквально, и девушка, выкрикнувшая это, улыбается весёлой шутке. Я, честно говоря, вспомнила российских пропагандистов, готовых взорвать атомную бомбу, уничтожить всех украинцев...) Но мы слышим и просьбу о снисхождении и сострадании и знаемую наизусть реплику Воланда "....и милосердие иногда стучится в их сердца". Немного о исполнителях ролей, главных и не очень. Мне понравились:
Мастер (Евгений Цыганов). Он загрмирован под Булгакова, что закономерно, и зритель, конечно, ощущает эту связь прежде всего при чтении романа ( как мне кажется - я как читатель это вижу, но не навязываю никому). При просмотре фильма это особенно чувствуется, как чувствуется разница и там, и там.
Я начала с Мастера, но лучшее исполнение роли, на моё непрофессиональное мнение,- Аугуст Диль в роли Воланда. Я видела сериалы Бортко и Кары с замечательными советскими актёрами, но сейчас для меня лучший Воланд - это Диль. Как и Понтий Пилат у Класа Банга. Ни в какое сравнение не идёт с очень мною любимыми Михаилом Ульяновым и Кириллом Лавровым. Не могу объяснить более внятно (пока), но я читатель и зритель - я так вижу.
Барон Майгель(Алексей Гуськов),Алоизий Могарыч (по-моему здесь надо МАгарыч, но не уверена)-Александр Гуськов,М.Берлиоз (Е.Князев), Иван Бездомный (!) -просто великолепно и в некоторых сценах напоминает Шуру Балаганова- Л.Куравлёва - исполнитель Данил Стеклов, Стёпа Лиходеев в исполнении Марата Башарова. И ещё хочется отметить Яну Сексте в небольшой роли медсестры в клинике Стравинского. Мне кажется, она сыграла аллегорию России (Вы помните, что это Я так вижу ибольше никто, хотя,м.б., у меня найдутся единомышленники)
Мне показались совершенно на своём месте и попадающими точно в замысел романа и фильма Латунский (Д.Лысенков), Макрам Хури (Каифа), Аарон Водовоз (Иешуа).
НЕ понравились ( мне показались, не соответствующими героям романа, но,м.б., такими их задумал режиссёр?) Коровьев и Азазелло,котБегемот в компьютерной графике просто ужасен, Арчибальд Арчибальдович - неее, это не он...доктор Стравинский - он должен быть другим ( но я не М.Локшин. Он художник и увидел так).
Самое большое разочарование для меня - это Маргарита. Внешне -да- всё так. Но внутренне, Маргариту Булгакова, несчастную, любящую женщину, самоотверженную и сильную, я не увидела. Одно или два выражения лица практически во всех сценах. Но ... моё мнение может не совпадать не только с мнением отдельно взятых людей, но даже редакции ( не знаю, какой), режиссёра, автора сценария и самого М.А. Булгакова (светлая ему память). Посмотреть фильм очень рекомендую. Сама собираюсь пересматривать и, может быть, в чём-то даже поменяю своё мнение. Спорить не люблю- всегда стою на своём.
Previous post
Up