Заканчивается университетский учебный год. Давно закончилась школа. Есть кое-какие оформившиеся выводы и пожелания (хотелось бы, чтоб прогнозы, но...)
Итак, дистанционное образование, насильно продавленное в массы, выявило:
Во-первых, что большинство людей не до конца понимает смысл этого словосочетания. К сожалению, среди них оказалась и некоторая часть учителей с преподавателями. Так вот, в первую очередь хочу сказать, что дистанционное образование не равно "сиди, читай, смотри видео и сам разбирайся". Нет, дистанционное образование, как и дистанционная работа - это такое же образование (и такая же работа), как в оффлайне, но только дистанционно. Через интернет, понимаете? Не смотреть видео, а слушать живую лекцию. Не читать методичку и делать самостоятельно типовой расчет в одиночестве, а смотреть и слушать решения задач на семинарах и участвовать в обсуждении.
Во-вторых, что очевидно, что дистанционное образование совершенно точно не подходит для ряда специальностей, и говорить тут не о чем. Спортсмены, музыканты (и прочие художники), медики. Никакого дистанционного быть не может, потому что не может быть никогда.
В-третьих, невозможно проводить дистанционно большие потоковые контрольные и экзамены. Невозможно найти баланс между уважением личного пространства и человеческого достоинства и гарантией самостоятельного выполнения работы. Да и при не очень большом уважении (жесткие требования, две камеры, сравнение почерков, требование не распускать волосы) все равно в больших потоках студенты умудряются обманывать систему массово (пример - НИУ ВШЭ), в том числе апеллируя к техническим неполадкам.
В-четвертых, как это ни прискорбно, но эмпирическим путем было показано, что корреляция между компетентностью ученого и преподавателя и его способностью использовать дистанционные технологии не абсолютна. Да, большинство тех, кто сказали "я это не могу и не буду" - и до дистанционки особо не утруждались. Но мы потеряли в этом семестре и ряд действительно отличных преподавателей, которые хотели, но не смогли (и да, конечно, это были по большей части пожилые преподаватели). С другой стороны, все-таки бОльшая часть хороших преподавателей всех возрастов адаптировалась и смогла временно перейти в дистанционный режим без потери качества.
Что в дистанционном образовании хорошего?
1. Мне понравилась организация лекций на небольших потоках. Они внимательнее слушали, задавали больше вопросов, чаще отвечали на мои вопросы. Я могла рисовать и стирать, использовать разные цвета на электронной доске, запускать демонстрацию экрана, чтобы сразу показать практическую реализацию рассказанной теории, они могли включить запись и записать меня - в общем это было прекрасно. Даже с учетом того, что я разрешала не включать видео (и сама не включала).
2. Мне понравились результаты дистанционных практик и семинаров. Не скрою, как преподавателю, мне показалось, что это было сложнее, чем в оффлайне. В оффлайне как-то меньше сил используется. Видимо, потому, что опять же за счет электронной доски и возможности быстро запустить экран как мне, так и любому из студентов, мы успевали решить намного больше задач, и практики проходили намного более интенсивно.
3. Парадоксально, но мне понравились результаты дистанционного освоения курсов, требующих доступа к лицензионному ПО. Нам пришлось выкручиваться с помощью Excel и прочих бесплатных программ, которые студенты могли себе установить - и в итоге многое из того, что лицензионное ПО могло сделать "по мановению волшебной палочки", студентам приходилось реализовывать руками, в поте лица своего. Это помогло им глубже разобраться. Таких хороших результатов у меня не было уже давно (и это не фиктивные результаты, это настоящие, потому что я с каждым общалась индивидуально)
4. Мне очень понравились онлайн-тесты. Я как-то раньше несправедливо пренебрежительно к ним относилась. А сейчас вижу, что при условии стабильной работы системы онлайн-тест - это очень клевый инструмент. Особенно если относиться к нему не как к средству оценивания, а как к инструменту обучения. Мол, сначала проходи тест сколько хочешь, смотри свои ошибки и так далее - а на экзамене применишь освоенные навыки уже в режиме пристрастного оценивания.
5. Мне неимоверно, дико, страстно понравилась организация защит. К сожалению, только НИРов и практик. К защитам ВКР администрация вуза немного пришла в себя и все испортила. А организация защит практик была великолепна! Во-первых, никогда ранее в стенах вуза мне не удавалось собрать такого прекрасного и полного кворума! Мы назначали защиты на вечер, на утро выходного дня - и все руководители ВКР, все ответственные люди не находили причин отказаться от присутствия под предлогом проходящей в это время пары или важного совещания. И защиты были настоящими. С вопросами, с придирками, с обсуждениями, с рекомендациями. Очень, очень понравилось.
6. Мне очень, очень, очень понравилась экономия времени на дорогу и переходы между корпусами. Очень, очень понравилась.
7. И дистанционные совещания/собрания/заседания мне тоже очень, очень понравились.
Что в дистанционном образовании плохого?
1. Не очень умный контроль со стороны администрации. Я понимаю, что как-то контролировать надо. Но в результате получилось, что те, кто по настоящему что-то делал либо получали пинка за нереализацию отчетных моментов, которые казались администрации необходимыми, либо тратили очень много времени на их реализацию - ненужных моментов, лишних, не улучшающих качество образования.
2. Суматоха и путаница. Каждые три дня стратегическая линия партии испытывала излом и поворот. Каждую неделю выходил новый приказ/распоряжение, иногда противоречащие старому. Распоряжения разных структур противоречили друг другу. Во множестве бесед в мессенджерах дублировались одни и те же сообщения, причем интерпретировались по разному. И, конечно, реализация всех приказов нужна была позавчера.
3. Нестабильная работа дистанционных средств (в том числе из-за первых двух пунктов). Наша СДО, например лежала в судорогах почти месяц (с перерывами). При этом некоторое время существовал приказ (или распоряжение) не пользоваться другими средствами, кроме СДО. Починившись первый раз, СДО залегла через несколько дней обратно, потому что был издан очередной приказ (распоряжение) грузить все студенческие работы только туда и проверять только там (контроль, помните?) Когда выяснилось, что ложится она в том числе из-за загрузки серверов, поступило распоряжение не грузить туда вообще ничего, и удалить все, что уже было загружено. А потом, когда объемы увеличили, опять стало нужно загружать все туда. Включая дипломы. Это по 80-100 страниц каждый. В трех экземплярах (для проверки на нормоконтроль, для проверки на антиплагиат, а также финальную версию пдф). С замиранием сердца жду, когда дисциплинированно загружающие свои дипломы студенты обрушат СДО очередной раз. Надеюсь, мои магистранты успеют защититься перед этим.
4. Отношение людей к самой идее (см. "во-первых" этого текста).
5. Отношение людей к электронному документообороту и электронным подписям. Начиналось-то все хорошо. А потом выяснилось, что все равно все нужно печатать и подписывать, эх...
6. Невозможность организованно и честно принимать экзамены и проводить контрольные в больших потоках. Никакой прокторинг, никакое количество камер и никакой уровень строгости ничего не гарантирует. Одно дело - шпаргалка в кроссовке на ЕГЭ. И совсем другое - сидящий в микронаушнике недобросовестный репетитор, видящий на своем экране экран монитора студента.
Как я хотела бы, чтобы оно было организовано в перспективе, после снятия карантинных мер:
В моем идеальном мире я бы хотела, чтобы преподавателей спросили, как они хотят проводить какие свои занятия, дистанционно или очно. И в зависимости от результатов составили бы расписание так, чтобы часть дней у преподавателя были полностью дистанционными, а очно он бы приезжал один-два раза в неделю (в зависимости от нагрузки).
Со студентами при этом чуть сложнее - их больше. Либо нужно сильно напрячься и составить расписание так, чтобы и у студентов часть дней была дистанционной (уверена, что это возможно), либо им должна быть предоставлена (в моем идеальном мире, напоминаю) возможность слушать и смотреть дистанционные занятия из стен вуза. Допустим, одна пара - очная, а потом они переходят в аудиторию с компьютерами и выходом в интернет и учатся с кем-то дистанционно.
Идеальный вариант: это четырехдневное (или даже трехдневное) очное обучение в школах (да! и в школах!) и в вузах. Даже в медицинских вузах это сильно упростило бы жизнь студентам без потери качества. Пусть все дисциплины, требующие личного присутствия (лабораторных приборов, постановки рук, рассмотрения препаратов в разных ракурсах и так далее) будут уложены в четыре дня, а остальные два - гуманитарные дисциплины, математика, информационные технологии, вот это все. Но при этом в "дистанционные" дни не нужно дергать (кроме как по личному желанию) в образовательные учреждения ни преподавателей, ни обучающихся.
При этом (у нас не везде очень хорошо все с обеспечением инструментами дистанционного образования) наверное следует организовать в школах и вузах аудитории и классы, куда обучающийся может прийти и в свой дистанционный день и (в наушниках и с микрофоном) заниматься дистанционными дисциплинами на нормальной технике и стабильном интернете.
И в первую очередь на дистанционный формат следует перевести ВСЕ совещания, заседания кафедр, родительские собрания, очные защиты практик и курсовых. Вот тут даже говорить не о чем вообще. Ну кроме того, что надо уже наконец перестать требовать хранения бумажных документов с живыми подписями, а надежность систем хранения электронных, наоборот, повысить. Тогда вообще идеально будет.