Бронепоезд №13

Feb 10, 2019 01:05

"Тульский рабочий" или 13-ый отдельный бронепоезд Юго-Западного фронта стоит на выделенном пути Тульского вокзала. Мы, уже выезжая из Тулы в сторону юга, увидели указатель и не смогли проехать мимо. Точнее, старший сын очень захотел посмотреть, что за поезд такой, и мы не смогли отказать. Поезд вот такой:




Бронепоезд решили построить после того, как немецкие войска начали двигаться по направлению от Орла к Туле. Стало понятно, что оборону следует усиливать, а лучшая оборона - нападение. Бронепоезд был предназначен для перемещения и высадки десанта на территории, занятой врагом.




На Тульском вокзале помимо бронепоезда установлены несколько памятников. Тульским рабочим и солдатам первой мировой войны - у входа на платформы:




И защитникам Тулы времен второй мировой войны - буквально в нескольких метрах от первого памятника, его видишь сразу же, как выходишь к железнодорожным путям. А непосредственно за ним - и бронепоезд.




Памятник поближе:




Две плиты с цитатами военачальников. Жукова:




И Ермакова:




Как человек, искренне не понимающий, зачем окрашивать субъективизмом произошедшие когда-либо события, если можно их без личной оценки (кто мы такие, чтобы что-то оценивать) рассматривать, комбинировать с другими, строить целую картину и замирать в ощущении грандиозности замысла... Так вот как этот самый человек, обращаю внимание уважаемой аудитории на то, что кроме меня есть и другие люди, мыслящие схожим образом. Памятник с гербом Российской Империи и памятник с Красной Звездой находятся в Туле на расстоянии нескольких неторопливых шагов. И не мешают друг другу. Беспристрастность. История, как и математика, и как любая другая сфера, желает от желающего быть вовлеченным - беспристрастности. Впрочем, это неплохое качество для человеческого существа в целом, на мой дилетантский взгляд. Но это мы отвлеклись. Идем смотреть бронепоезд.

Строили поезд прямо тут, в Туле, на её заводах, с участием инженеров её лабораторий и КБ (правда, по чертежам, привезенным из Москвы, потому что времени на проработку новых идей не было). И 28 октября 1941 года поезд вышел на рельсы и начал воевать.




Вот прямо отсюда и начал, о чем свидетельствует установленная табличка. На самом деле этот поезд не настоящий, это его макет в натуральную величину. Настоящий поезд закончил свою короткую жизнь 8 июня 1942 года в результате прицельного налета немецкой авиации. Было это уже в Тамбовской области, и там его и оставили.




Первый экспонат - внешний вид бронепоезда "в сборе". Это две платформы с орудиями и укрепленные броней вагоны. Дальше, ближе к Москве, так сказать, на путях стоят вагоны базы, то есть то, что было под броней.




Вагон-пекарня, вагон-клуб, вагон - штаб:




В каждый вагон можно зайти и посмотреть, что у него внутри... можно было бы зайти, если бы был не вторник (помните про наше туристическое везение?)...




Придется ехать в Тулу ещё раз. Идти к Демидовым, забираться на смотровую площадку оружейного музея, ходить в отреставрированный собор в Кремле и смотреть, что внутри вагонов:




Кроме бронепоезда в ансамбль мемориала (открыт, кстати, тоже недавно, в 2015 году) входят другие элементы железнодорожных военных инструментов времен второй мировой и даже немножко до. Вот такая дрезина есть, ручная, прямо как в старых фильмах:




Вот такие пушки, устанавливаемые на платформах, которые можно было при необходимости спустить на землю:




А на соседний путь в это самое время прибывает электричка "Ласточка". Она делает в Туле остановку, идя из Москвы в Орел. Нам в Орел не надо, мы в этот раз решили проехать не через Орел-Курск, а через Воронеж для разнообразия.




Ещё немного пряника у красивых клумб:




И в Ясную Поляну. Там, недалеко от усадьбы, у нас запланировано место под палатку (спойлер: ничего не получится)

Путешествие18, выставки и музеи, Тула, история

Previous post Next post
Up