«Давайте поиграем в Король -Горой»,- сказала Аля в субботу утром. Мы с Сашиком согласились и стали проситься на работу.
-А что вы делать умеете?- поинтересовался Король? Мы говорить ничего не стали, а стали показывать.
Мы умели рисовать, строить дом из ткани, валять войлок, шить сумки, лечить волшебным бальзамом все раны
печь хлеб, варить супы и каши, петь песни, танцевать. На работу нас брали сразу, безо всяких раздумий.
Потом пришел новый Король, и мы предложили ему кормить лошадей, ткать ткани, сочинять стихи и сказки, посыпать еду приправами, играть на флейте и выращивать овощи. Новый Король угадал не все, но мы ему тоже понравились.
Потом вернулся прежний Король, и мы немного задумались, а потом вспомнили, что умеем высоко прыгать, быстро бегать, тихо шептать и громко кричать. Нюхать цветы еще умеем и в любом месте повесить гамак из слинга. Потом Сашик предложил такую работу- стены рушить.
-Годится-, сказал Король. Все это может иногда очень пригодиться. Еще умеете чего-нибудь?
-Вот…-сказала я, чтобы протянуть время. Умеем. Клавиши на компьютере нажимать. Работу там всякую работать, буквы писать.
- Нууу- разочарованно протянули мои дети и Король одновременно. И кому нужны такие работники?
DIXIT.
Дома у нас слово работа означает вот что -это когда мама или папа сидят за компьютером, а ребенок лицезреет их спины, которые время от времени просят не шуметь, дать сосредоточиться и вообще лучше не мешать. Довольно нелепое зрелище, по большому счету.
Летом в деревне почти двухлетний сын был в восторге от того, как рубят дрова, как складывают их в поленницу, как зажигают огонь в печи. Спустя несколько дней он уже с удовольствием делал свою часть работы- складывал чурочки, приносил нужные к печке, и был очень сосредоточен, домовит и спокоен. Это была не игра-это было сотрудничество и взаимодействие равных.
Але было почти шесть, ей нравилось поливать свою грядку, а потом и малыш присоединился. Они приходили каждое утро- и не забыли ни разу- и очень осознано, с радостью наливали воду в лейки, поливали свои морковки-горошки. Это была работа, для которой в современном языке просто нет даже отдаленного соответствия. Они делали работу, которая не утомляла, не была скучна просто по своей природе, потому что природа ее- радость действия. Они приносили воды живым существам, которые ждали этого, и были благодарны. И дети сияли в ответ, им было не тяжело давать, дарить и заботиться.
Это был опыт чуда, простого, естественного и непостижимого. Много ли у нас знакомых, которые могут вырастить у себя на ладони новый цветок?
Во всем, что происходило, был смысл, была польза. Собрать травы, чтобы покормить корову. Собрать сухие ветки, чтобы разжечь костер и сварить еду. Делать, создавать, открывать, что ты умеешь, и умеешь с каждым днем все больше и больше. И польза от твоих умений- реальная и ощутимая. Кошек -накормить. Сумки- помочь принести. Дать руку- если скользко.
А потом мы вернулись в город, и смысл опять стал истончаться и пропадать. Дома, на улице, в саду -игрушечная пластмассовая реальность для маленького ути-пути малышика.
И маленький мужчина заскучал и понемногу стал капризничать. Если бы не Аля и не ее вальдорфский садик, мы бы совсем раскисли. Я сама хочу в этот садик. Хочу научиться вот этому непостижимому, про которое читала в книжках. Быть здесь и сейчас, быть во времени и в ситуации, быть уместным и уметь взаимодействовать.
В саду она видела осмыслено работающих людей. Воспитатели постоянно чем-то заняты сами- рукоделием, хозяйственными делами, к которым дети могут присоединиться по-настоящему или пока просто проиграть эту ситуацию. И дома моя дочь шьет, готовит, сочиняет сказки, сооружает целые деревни и даже страны со своим ландшафтом, историей, сюжетом.
И малыш, которому уже 2, 5 года умеет обращаться с иголкой, забивать гвозди, ремонтировать машины, у которых «бесполезно колесики крутятся», валять войлочные шары, месить тесто и посыпать хлеб корицей -кунжутом- всякимитравами, наливать чай в чашки, убирать со стола и вообще, все что угодно, осталось только попробовать.