Как отпугнуть высококлассных специалистов. Руководство для компаний

Jun 19, 2012 02:12

Как отпугнуть высококлассных специалистов. Руководство для компаний

Тематику новой статьи я почерпнул из жизни. Где же все высококвалифицированные разработчики? Вполне резонный вопрос.
Первое, что хочу сказать, что высококвалифицированных специалистов у нас достаточно много. Не так много, как хотелось, но все же. Здесь же я попытаюсь порассуждать на тему того, как нужно вести себя компаниям с высококлассными специалистами.

Головоломки на собеседованиях

- Как вы относитесь к головоломкам? - спрашивают меня на собеседовании.

- Позитивно, очень люблю разгадывать головоломки. Но, простите, вам нужен .NET разработчик или разгадыватель головоломок?
Типичный разговор на собеседовании в украинской ИТ компании. Как человек с олимпиадным прошлым, пятеркой по математике и степенью кандидата технических наук могу с уверенностью заявить: разгадывание головоломок никак не характеризует знания и умения (как сейчас модно говорить, скиллы) ИТ специалиста.

Причина банальна: сейчас в 90% случаев НЕТ надобности писать сложные алгоритмы, использовать структуры данных и т.д., а нужно всего лишь уметь работать с технологиями, фреймворками, движками, отдельными инструментами, что не требует большой смекалки. По этой же причине компаниям не нужно, чтобы все были «синьорами», ведь 90% работы - банальная рутина.

«Как сдвинуть году Фудзи» - книга, которую используют практически все в качестве источника вдохновения при проведении собеседований-головоломок. Самое смешное в том, что автор книги в конце книги сам учит, как пройти такого рода собеседования без реального понимания сути задач.

А что, так тоже можно решить? - реакция на одно из моих решений «головоломки». Да, так тоже можно…

Больше о головоломках на собеседованиях читаем здесь.

Кем вы видите себя через 5 лет?

Нет, ну вы может ответить красиво, можете почитать советы экспертов, можно ответить какую-то банальную и красивую фигню, но реальность такова, что в этом месте хочется взять молоток и кому-то настучать за то, что задают глупые вопросы.

Еще одна история из «не придуманного»: одна молодая международная компания пыталась захантить вашего покорного слугу на протяжении двух месяцев. И после того, как согласие на собеседование было дано (чтобы прекратить поток спама и звонков) после третьего (!) интервью на решающем четвертом мне задают вопрос: почему вы хотите работать в нашей компании? #facepalm

Почему вы ушли с предыдущей работы?

Открою секрет: 90% всех уходов из компаний связано с 1) компания зажала $100-200 на поднятие зарплаты; 2) начальник - чудак. Все остальные причины - на уровне статистической погрешности.

Но если вы честно скажете о первой причине, то получите ярлык «зажравшейся скотины», «алчного человека», «неблагонадежного сотрудника» и т.д. Если скажете о второй причине, то поздравляю - вы «конфликтный человек», «хам» и «неуравновешенный».

Если же вы скажете, что привыкли говорить честно с людьми, а проблему поднимать до того, как она становится критической - то, увы, у вас недостаточно soft skills, ведь вы привыкли «рубить с плеча», «резать правду-матку» и т.д.

В итоге компании получают сотрудников, которые боятся сказать о своих проблемах, критических для бизнеса компании, сотрудников, которые уходят из компании, потому что soft skills не подразумевают требование повышения зарплаты и т.д.

Добавлю по поводу начальников-чудаков. Нет ни одной причины, почему их нужно терпеть. Если человек демонстрирует обратный эволюционный процесс согласно теории Дарвина, постоянно игнорирует здравый смысл и в отделе у него бардак - нужно искать новую работу. Поэтому если вы хотите в своей компании видеть умных людей - посмотрите, кто ими руководит и сделайте соответствующие выводы.

Сколько вы хотите получать? Сколько???

А ведь высококвалифицированным сотрудникам нужно хорошо платить. Нет, хорошо - это не зарплата Junior Developer + $500, а в 3-5 раз больше. Да, для этого джунам и мидлам нужно платить меньше. А нынешняя ситуация в ИТ компаниях способствует тому, что быть лидом или архитектором (т.е. высокопрофессиональным сотрудником) банально не выгодно - ответственности намного больше, денег немногим больше.

Итого, самый проверенный вариант - быть мидлом, считаться синьором, работать как джуниор.

В заключение хочу сказать, что высококлассные специалисты мыслят немного по-другому: зарплата для них - второстепенный вопрос, но они считают, что высококлассная работа должна оплачиваться не менее высококлассно. Главное в работе для таких людей - challenge, т.е. вызов, а не клепание формочек с тройной скоростью. Главная ценность высококлассных специалистов - это принимаемые ими решения, а не формальные метрики, которыми меряют сотрудников.

"Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем толковых людей, чтобы они говорили, что делать нам."

Стив Джобс

И если вам все же удалось взять на работу высококлассных специалистов, то постарайтесь, чтобы как можно меньше людей мешали им работать.

Александр, специально для it.rabota.ua

хорошо, job, it

Previous post Next post
Up