Сегодня я, Алина Щерба, автор рубрики #книжныйсалон_мамамамам и участница нашего проекта "Мама мамам", хочу предложить вам поговорить вот о чем, о родительских установках - программах, которые родители, сами не желая того, навязывают ребенку на всю жизнь. Вы знаете, как я люблю психологическую литературу, и эта тема в ней одна из самых часто обсуждаемых, но тем не менее, почему-то многие родители упускают ее значимость. Все мы имеем ограничивающие убеждения из детства. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психо-эмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Однако необдуманные высказывания взрослых могут заложить в детское подсознание программу, которая помешает ребенку вырасти полноценной личностью. Задача каждого родителя при взаимодействии со своим ребенком, особенно в конфликтные моменты, спрашивать себя: "Что я сейчас говорю, какую программу записывает сейчас мозг моего ребенка, с каким мнением о себе пойдет он дальше?"
Необходимо ответить себе на вопросы:
Чего я хочу больше: контролировать постоянно жизнь ребенка или чтобы он научился контроллировать свою жизнь сам? Я хочу всегда нести ответственность за все действия своего ребенка или я хочу, чтобы мой ребенок постепенно брал ответственность на себя? Чего я хочу больше, чтобы мой ребенок при общении со мной чувствовал страх или любовь?
Примеры родительских установок:
1. Программа беспомощности - Эта программа формируется обычно родителями, склонными к чрезмерной опеке ребенка. Они любят свое чадо и заботятся о нем. Готовы предложить помощь даже до того, как она реально потребуется. Они уверены, что ребенок сам не справится. Что ж, скоро и он будет в этом уверен. «Это опасно, я за тебя сделаю», «Оставь все мамочке, сам не справишься». Если установка повторялась достаточно часто и усвоилась хорошо, человек испытывает мучительные трудности в начале каждого нового дела, даже хорошо знакомого - будь то сочинение романа, подготовка годового баланса или стирка белья.
Этим людям мучительно не хватает времени, они никак не научатся планированию дел, они всегда не успевают и живут в режиме «дед-лайн», хотя на самом деле могли бы все делать вовремя.
2."Враждебность мира" - всего опасающиеся родители закладывают в детей чувство тревоги, возможно, даже трусость. «Не трогай собаку: укусит!», «Не залезай высоко: упадешь!», «Не гладь кошку: заболеешь!»… Эти слова убеждают ребенка в том, что мир очень страшное место. Любой предмет здесь может причинить вред. Эта программа заставляет и взрослых настороженно относиться к окружающей действительности.
3. "Не живи" - скрытым смыслом этой установки является манипуляция ребенком при помощи внушения ему постоянного чувства вины перед родителями. " Мне не нужен такой плохой мальчик", " Извести меня решил", "Глаза б мои тебя не видели”. Ребенок вполне может сделать вывод, что для родителей было бы лучше, если бы его не было на свете. В детстве такой ребенок часто получает травмы, а позже может найти другой способ разрушить свое здоровье - алкоголизм, наркомания, обжорство.
4. «Не чувствуй» - вообще-то этот запрет можно разделить на две части - стыдно испытывать боль, дискомфорт и стыдно испытывать эмоции.
Чаще всего под запретом оказываются эмоции гнева и страха: «Такой большой мальчик, а боишься маленькую рыбку!», «Как не стыдно плакать!», «Немедленно прекрати топать, чего ты раскричался!» " Мальчики не плачут" Результат? Человек испытывает отрицательные эмоции, но не умеет их выпустить. Не может признать, что кто-то или что-то разозлило его.
Копит негатив внутри, срывается на близких, ощущает себя «раздраженными в принципе».Запрет испытывать неприятные физические ощущения тоже звучит очень знакомо: «Потерпи - пройдет», «Не сахарный - не растаешь»… Взрослые, усвоившие эту установку, часто страдают психосоматическими заболеваниями - аллергией, астмой, мигренями, необъяснимыми болями.
5. "Покоряйся силе” - авторитарные родители, которые часто оказывают давление на ребенка и не принимают в расчет его потребности и чувства закладывают программу - давлению и силе надо подчиниться. “Будешь делать как я сказала”, “ Мало ли, чего ты не хочешь”, “ Не уберешься - выброшу игрушки”. Результат - подрочтум, которые не могут сказать “нет” в компании, где пробуют наркотики, девушки, которые не могут отказать особенно настырному ухажеру.
6. Боязнь неодобрения - «Ну до чего же ты чумазый! - выговаривает мать перемазавшемуся ребенку. - Вон, гляди, все люди на тебя смотрят…» Ребенок оглядывается по сторонам. Кажется, и правда, - смотрят… Когда этот ребенок вырастет, он продолжит оглядываться по сторонам - а что скажут люди? И, увы, упустит из-за этого много чудесных возможностей.
7. "Не будь ребенком" - этой установкой дается посыл : быть ребенком плохо, быть взрослым - хорошо. В результате этой установки нам трудно быть спонтанными, баловать себя без чувства вины, сложно общаться с детьми - разделять их интересы и жить их жизнью. Лучше избегать таких фраз как "ну что ты как маленький!", " большие дети так не делают", " ты уже взрослый" , прежде, чем детям исполнится хотя бы 9-10 лет.
8. "Не расти" - многие родители с наслаждением внушают своим детям чувство собственной незаменимости. «Я никогда тебя не брошу!», «Я всегда помогу своей маленькой деточке»…Детское мышление может расшифровать эту заботу как: «Если я вырасту и стану самостоятельным, то лишусь самого главного в жизни - родительской поддержки».
Выросши, человек с такой директивой чувствует себя виноватым, позволив себе влюбиться. Это очень преданные дети, согласные жить с мамой и папой даже ценой отказа от создания собственной семьи.
9. "Ничего не выйдет" - уверены родители ребенка. Причем эта уверенность сопровождает все его начинания. Стоит пару раз потерпеть фиаско - и дитя придавит тяжелое, как бетонная плита «мы же говорили». Наученный опытом, повзрослевший ребенок научится избегать инициативы, чтобы снова не потерпеть неудачу.
10 "Не думай» - «Хватит рассуждать, делом занимайся», «Я старше, я лучше знаю, слушай меня - и все!». Действительно, взрослые лучше разбираются в жизни. У них больше опыта. Гораздо проще переложить решение всех вопросов на них. Тем более, что они сами этого хотят. Результат?
Человек, получивший в раннем детстве такую установку, часто испытывает беспомощность и полное отсутствие идей при необходимости решить возникшую проблему.
Нередко их преследуют мучительные головные боли, делающие сам процесс мышления невозможным.
Они испытывают подсознательное недоверие к результатам своих размышлений, часто совершают необдуманные поступки, оставляющие чувство недоумения: «Как я мог такое совершить?»
11. «Не желай» - «Хотеть не вредно!», «Опять тебе чего-то надо!», «Сколько же можно хотеть и просить!?»
Эти слова внушают маленькому человеку, что испытывать желания - плохо. Вырастая, он с радостью будет радовать других и удовлетворять их потребности, однако попросить что-то для себя, тем более - настоять на правомерности своих желаний не сможет. Не позволит внутренний барьер.
Именно те, кто в полной мере усвоил установку «Не желай», стыдятся отстаивать свои интересы в суде, бесконечно уступают в семейной жизни и на работе.
Примеры позитивных установок:
"Поплачь - легче будет".
"Сколько отдашь - столько и получишь".
"В тебе все прекрасно..."
"Какое счастье, что ты у нас есть!".
"Каждый сам выбирает свой путь".
"Ты всегда будешь здоров!"
"Что посеешь, то и пожнешь".
"Мы любим, понимаем, надеемся на тебя".
"Твое мнение нам интересно".
"Бог любит тебя!"
"Кушай на здоровье!"
"Выбирай себе друзей сам..."
"Как ты относишься к людям, так и они к тебе".
" Каждый может ошибаться! Попробуй еще!"
" Никогда не поздно исправить ошибку"
"Какой ты чистенький всегда и аккуратный!"
"Чистота - залог здоровья".
"Все зависит от человека..." ,
"Я тебя люблю любого..."
"Люби себя и другие тебя полюбят".
"Все в этой жизни зависит от тебя"
"Ты очень многое можешь!"
"Что бы ни случилось, твой дом - твоя крепость"
" Ты самый любимый"