Трагедия с ЛОКО стала точкой старта активных дискуссий, что же нам делать с авиацией. Для Ульяновска тема вообще очень острая, объяснять почему, думаю, не нужно.
Медведев, надо отметить, нес полную околесицу о том, что компании надо закрывать, самолеты покупать за рубежом и т.д. Вместе с тем, авиационные эксперты подчеркивают, что в последнее время причины "авиатранспортных происшествий" все больше кроются в человеческом факторе.
С большим интересом послушал вчера особое мнение Алексашенко на Эхе. Напомню, он кроме работы в вышке, является членов совета директоров "Аэрофлота".
Для меня всегда интересно, что думает человек, знающий ситуацию изнутри.
А рассказал Сергей много всего интересного. Жаловался, что аэрофлоту пришлось создать специальный центр переподготовки пилотов, т.к. уровень квалификации выпускников очень низкий.
Вот не имея к авиации никого отношения, полностью солидарен с Сергеем на тему того, зачем пилотам нужно изучать химию, физику и другие общеобразовательные предметы.
На выходе из ВУЗа, говорит Алексашенко, пилоты не только не могут управлять современными самолетами из-за отсутствия нужной материально-технической базы в летных училищах, но и английского языка - международного языка авиации толком не знают.
Вообщем предлагает Алексашенко весьма радикальные меры: сократить время обучения летчиков до 2 лет и полностью пересмотреть программу обучения.
Фрагмент интервью, посвященный авиации, можно прочитать под катом.
С.АЛЕКСАШЕНКО: Про авиабезопасность. Есть такая тема подготовки авиационных пилотов. Россия испытывает жесточайший дефицит пилотов. У нас пилотов не хватает, при всем при том, что зарплаты пилотов на очень приличном уровне, за полторы сотни тысяч рублей в месяц. А пилотов не хватает. Более того, у нас в Воздушном кодексе есть статья, прямо запрещающая работу иностранных пилотов на территории РФ. То есть, можно использовать только граждан России. Граждан стран-членов СНГ используют, из единого государства России и Белоруссии. Постольку, поскольку я совершенно случайным образом являюсь членом совета директоров Аэрофлота, мы эту проблему регулярно разбираем. И выясняется, что реально тупиковое состояние. Есть два авиационных училища в стране, которые готовят пилотов. Готовят пять лет, им дают высшее образование. При этом их учат чему угодно, только не тому, чтобы летать на самолетах. Их учат математике, физике, химии, они не знают английского языка, который является международным языком для всех авиапилотов, языком общения, и они не умеют летать, даже на тренажеры не садятся, на нормальные самолеты, у них вообще летной практики практически нет. Есть Министерство транспорта, есть Росавиация, есть бюджетные деньги, Аэрофлот платит какие-то деньги на поддержание отрасли, и эта проблема не решается. Система обучения абсолютно неадекватна. Людям не нужно высшее образование, там не нужен диплом о высшем образовании, там нужно хорошее профессиональное образование, которое в Америке дается за полтора года. Даже за год можно научить пилота летать. Все необходимые навыки он будет иметь. Год в Америке на обучение, плюс еще год у нас в России на разгильдяйство и на обучение английскому языку, вот через два года человека можем сажать вторым пилотом, если он получает достаточную практику. Что только ни делаем, какие только письма, слезные, не слезные, объясняющие им пишем, не хотят менять. Вот у нас Владимир Путин удивляется, что пилоты плохо подготовлены. У нас их не готовят, у нас авиационные училища выпускают людей, которых нельзя сажать за штурвал самолета, которых Аэрофлот и другие, Аэрофлот создал специальную школу, мы переучиваем, доучиваем всерьез людей.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: А это вопрос к Минтрансу?
С.АЛЕКСАШЕНКО: Да, ему подчиняются авиационные училища, он определяет учебные программы для них, соответственно, с Минобразования. Он - ведущая организация.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Странно, что в такой высокотехнологичной вещи нет никаких изменений.
С.АЛЕКСАШЕНКО: Вот ничего не меняется. Пробить невозможно вообще. Казалось бы, можно резко сократить сроки обучения, можно сэкономить бюджетные деньги, можно купить все тренажеры, поставить, обучать людей, давать им нормальную, хорошую работу, которая гарантирована. По нашим оценкам, стране тысяча пилотов на ближайшие три-четыре года понадобится, потому что очень быстро развиваются авиационные перевозки.