Авантюра, начатая внезапной атакой на Пирл-Харбор, явно стала оборачиваться для Японии катастрофой. Как в Берлине, так и в Токио в ту пору всё больше мечтали о чуде в образе какого-то секретного оружия, способного изменить ход войны. На фоне того, как в Германии был создан самолёт-снаряд
«фау», а в Японии человек-торпеда
«Кайтен», возникла идея создать некий гибрид того и другого. В императорской ставке сочли, что если самолёт-снаряд «фау» будет управляться пилотом-смертником, его боевая эффективность резко возрастёт. Так в горах префектуры Нагано в городке Мацумото начались работы по проекту «Сюсуй» (
подробнее).
Во дворе небольшой ничем не примечательной школы, стоящей на отшибе, размещался засекреченный исследовательский центр. На школьном дворе и сейчас можно увидеть, например, бронебак в углу - подземный склад ракетного топлива, а прокопченные плиты у спортплощадки - следы испытательного полигона. Надёжно укрытый горными кряжами от обоих побережий, городок Мацумото знал о войне лишь понаслышке. Но с конца лета 1944 года оклеенные бумагой оконные створки всё чащё вздрагивали по ночам от каких-то глухих взрывов. Школа была реквизирована для военных нужд. Старшеклассников отправили отбывать трудовую повинность, а малышей распустили по домам. Однако даже они не могли полюбопытствовать, для кого потребовалось освободить место: не только территория школы, но и дороги, ведущие к ней, были оцеплены и строго охранялись.
Первоочередной задачей «Сюсуй» в то время считалось его использование для ударов с подводных лодок по западному побережью США. Но из-за капитуляции Германии в 1945-м, японцы не смогли в полной мере получить чертежи «фау», и проведённые 7 июля в Иокосука первые испытания «Сюсуй» окончились неудачей. Ракетный двигатель заглох вскоре после взлёта, и «Сюсуй», потеряв управление, врезался в одну из аэродромных построек. Пилот, катапультирование которого не предусматривалось проектом, стал смертником ещё до первого боевого вылета.
Несмотря на срыв, работы над проектом «Осенние воды» продолжались. Но основная цель проекта изменилась. Теперь «Сюсуй» был нужен, прежде всего, для перехвата бомбардировщиков Б-29. Они обрушивали свой смертоносный груз на японские города, оставаясь неуязвимыми, т.к. летали на высоте 10 тыс. метров, а японские истребители лишь до 8 тысяч.
Однако по иронии судьбы 15 августа была передана речь императора о капитуляции. «Осенние воды» так и остались тайной для большинства японцев.