Слова и реальность
Беда всегда приходит внезапно. 24-летний Роман А. недавно защитил диплом, женился, был увлечен своей работой. Однако в декабре 2009 года он случайно поскользнулся на мокром полу и сломал ногу. Распространенная травма, традиционно требующая самого обычного лечения, стала только прелюдией для действительно страшного известия. В ходе обследования Романа в больнице выяснилось, что берцовая и бедренная кости его ноги поражены опухолью, уничтожившей костный мозг. Требовалась срочная операция.
- Два месяца мы искали квалифицированного врача, - рассказывает Людмила Григорьевна, мама Романа. - Однако найти специалиста - только половина дела. Необходимая операция в государственной клинике стоит 200 000 рублей, а имплантат, который должен заменить пораженные кости - почти 600 000. Я воспитывала сына и дочь одна. Таких денег у нас, конечно же, не было. Мы не знали, что делать в такой ситуации.
История Романа А. -вовсе не исключение из правил. Сегодня даже школьникам на уроках объясняют, что страхование - это лучший способ получить материальную поддержку в случае серьезных неприятностей в жизни человека. Платишь постоянные взносы - получаешь помощь в самый трудный для себя момент. А переход от советской системы финансирования здравоохранения к обязательному медицинскому страхованию должен перенести россиян из привычного неустроенного быта к высоким европейским стандартам.
Но уроки в школе - это одно, а школа жизни - совсем другое. Обязательные отчисления в процентах от заработных плат всех работающих граждан страны регулярно направляются в
Фонд обязательного медицинского страхования. С 1 января 2011 года их размер даже был увеличен. Таким образом, россияне уже оплачивают работу системы здравоохранения из своих карманов. Вполне логично, что они должны ожидать оплаты медицинской помощи любого уровня сложности. В этом и смысл страховой медицины. На деле же круг медицинских услуг, за которые россияне не должны платить (фактически - вторично), все последние годы сжимался, как шагреневая кожа.
Между тем, право граждан на бесплатную медицинскую помощь следует из части 1 статьи 41 Конституции России. В нашей стране часто принято ссылаться на Европу. Тогда чиновникам от здравоохранения стоит вспомнить, что право на доступную медицинскую помощь подтверждено в последней версии Хартии основных прав человека Европейского Союза, утвержденной Европарламентом, Советом и Комиссией ЕС 30 марта 2010 года. Причем, доступность медицинской помощи в европейских официальных документах предполагает и материальный аспект - компенсацию бремени расходов на лечение. Декларация о политике в области обеспечения прав пациентов в Европе, принятая еще в марте 1994 года Европейским совещанием по правам пациентов, предполагает финансовую доступность медицинской помощи даже для тех, кто страдает редкими болезнями, требующими дорогостоящего лечения.
Однако говорить о европейских стандартах в России любят, а вот реализовывать их на деле не спешат. Поэтому нашим гражданам, настигнутых тяжелыми болезнями или травмами, приходится надеяться только на чудо.
В случае с Романом А. произошло нечто подобное.
- Виктория, сестра Романа и моя дочь, долго обивала пороги разных учреждений, но добилась, чтобы его включили в квоту на бесплатное проведение операции. Такое удается далеко не всем, - рассказывает Людмила Георгиевна. - А сумму в 563089 рублей неожиданно оплатил руководитель компании, в которой я работаю,
Андрей Джафарович Тычинин. Он сам узнал о нашей беде и предложил свою помощь. Без него мы конечно не нашли бы такую сумму. В феврале 2010 года Роману в Красногорской городской больнице была проведена операция. Конечно, сегодня он инвалид второй группы, но он его нога сохранена. Он может работать и обеспечивать свою семью.
Нам удалось найти самого Андрея Тычинина и спросить его мнение об этой ситуации. Он был удивлен тем, что эта история заинтересовала кого-то спустя год:
- Помогать своим сотрудникам в сложной ситуации - это нормально. Иначе просто не должно быть. Это в традициях нашей страны и нашей культуры. Однако не каждый работодатель может оказать такую помощь. Гражданин страны, имеющий
полис медицинского страхования, имеет право на оказание любой необходимой медицинской помощи и не должен платить за это дополнительно. В противном случае мы скатимся к традициям стран третьего мира, где здоровье - прерогатива людей либо с очень хорошими генами, либо с очень толстыми кошельками. Наша страховая медицина имеет и другие огрехи. Гражданин России должен легко получать медицинскую помощь в любом регионе, а не только в своем родном. В системе медицинского страхования должна быть создана конкурентная среда, чтобы страховые компании боялись жалоб пациентов и стремились добиться для них качественных медицинских услуг. Сейчас же наше здравоохранение на космических скоростях летит в эпоху Средневековья, когда даже незначительные болезни означали завершение активной жизни человека. Надо реформировать систему, отдельными благотворительными акциями ничего не решить.
Ольга Морозова, «Пульс», март 2011
Источник:
сайт Андрея Тычинина