Запретный плод сладок - народная мудрость настолько мудрая, что граничит с общим местом. Вот вам совсем свежий пример -
Большой концертный зал Томской областной государственной филармонии. Как
известно, до недавнего времени не всё было гладко в нашей филармонии. Уж не знаю, была ли взятка, не было ли взятки, но предыдущий директор Ольга Лесина покинула свой пост чуть более полугода назад с большим скандалом, широко освещавшимся в прессе (что не помешало ей
устроиться во Дворец зрелищ и спорта, но это к нашему рассказу отношения не имеет).
Меня, как человека, причастного к сайту «
Муз-онлайн» эта новость обрадовала - кажется, при Ольге Викторовне в стенах БКЗ совсем было запрещено слово «интернет», и гораздо проще было не анонсировать концерты, проходящие там, чем добиться рассылки каких-то пресс-релизов. О возможности аккредитации фотографов и речи вообще не шло - чего о нас говорить, когда даже журналисты популярных новостных сайтов попадали на концерты, пройдя вместе со своими друзьями из съёмочной бригады телеканала. Реальная история, хоть и анекдот. Ну конечно - где телевидение, а где какой-то там интернет?
Смена руководства не могла не изменить сложившуюся ситуацию. Новым директором
стала Марина Шерина. Ранее она руководила крайне нелюбимым мною кинотеатром «
Киномир». А первые результаты её работы на новом месте мы можем видеть уже сейчас, и они в значительной мере поколебали мой скептицизм. Кажется, что наблюдая из своего бункера за бурным развитием интернета и не имея шансов контактировать с этой средой самостоятельно, коллектив БКЗ при первой же возможности ушёл в отрыв - окунулся с головой в это бурное море. Возьмём, например, новые афиши, появившиеся на улицах города. Все они украшены гигантскими значки социальных сетей. Примерно так:
Афиша, разумеется, обычная бумажная, кликнуть по иконке невозможно, никаких адресов конкретных страниц в этих социальных сетях не указано. Назовём чувство, которое я испытал, стоя у такой афиши, недоумением. Такие вот афишные инновации.
Решив разобраться, что же это всё означает, я посетил
официальный сайт филармонии. Что же я вижу? Чудо! Чудо! Новый сайт! В этих моих возгласах вовсе никакой иронии - это искренняя радость. Конечно, свой сайт у концертного зала был и раньше, в меру симпатично нарисованный, но при этом совершенно бесполезный - афиша не обновлялась лет пять, лента новостей - примерно столько же… Забытая, никому не нужная страница в дальнем углу интернета и постепенно покрывающаяся пылью веков… :) И вот - новый сайт, не такой вычурный визуально, как старый, зато информативный и содержащий актуальную информацию (на «Джумле», кстати, но это неважно). Наконец-то! Но радость оказалась преждевременной. Множество крупных и мелких недочётов делают посещение сайта испытанием. Вот только беглый их перечень:
- Заголовок «БКЗтомск.РФ». У сайта новый домен в зоне .РФ? Вводим в адресную строку - не открывается. Проверяем, занято ли вообще имя - нет, на момент написания поста оно свободно для регистрации, плати 150 рублей, товарищ, и оно твоё на год. Возможно, занять его - неплохая идея, а вот просто написать в заголовке - как минимум, странно.
- Красивые картинки на главной странице, поочерёдно появляющиеся в «карусели» - это хорошо, но кликнуть по ним, чтобы узнать подробности, невозможно. А очень хочется - ведь в большинстве своём это афиши мероприятий, а более подробная информация о них уже имеется в соответствующем разделе, осталось только снабдить картинки ссылочками.
- Переходим к странице анонсов. Кусочки фраз типа «Абонеме�» и «19.00 �» говорят о каких-то проблемах с кодировкой, а сплющенные по вертикали физиономии - видимо, о том, что «Джумле» не нравятся афиши нестандартных вытянутых пропорций.
- Отсутствие какой-либо календарной сортировки - это просто ужасно. Как догадаться, в каком порядке расположены мероприятия, чтобы найти нужное?
- Особенно, если нужного мероприятия нет вообще. Где, например, концерт группы «Нелюбова Бэнд», который состоится через три недели? Я бы не удивился, если бы его просто забыли внести, но, заглянув в код страницы, обнаружил, что он там присутствует - но ссылка на него спряталась на какой-то второй странице раздела, а сама эта страница пользователю не видна, и как на неё перейти - неизвестно. Удивительный глюк.
- Зато на сайте есть странноватый блог, в котором сообщения о переносах мероприятий и специальных акциях (два билета на «Чайф» по цене одного) тонут в десятках просветительских постов о музыкальных жанрах и великих деятелях музыкальной культуры, любовно перекопированных с других ресурсов вместе с картиночками. Вероятно, предполагается, что ради новых записей в блоге посетители будут возвращаться на сайт ежедневно? Довершает эту картину навигация по страницам, записанная в одно слово: «ПерваяПредыдущая11121314СледующаяПоследняя».
И это я не касаюсь больных для меня вопросов дизайна и вёрстки, которые по большему счёту сводятся к разнице во вкусах. И это я не упоминаю о трогательных мелочах вроде
отчёта о деятельности филармонии в 2010 году, выложенного в виде скана из газеты «Томская неделя» в формате .jpg. Возможно, над сайтом ещё ведутся работы, а я просто рано зашёл? Официальных анонсов о его запуске я в новостях не встречал… Тогда всё становится понятно. Так или иначе, начинание действительно прекрасное, но надо его всё-таки довести до логического завершения.
А теперь самая весёлая часть - на главной странице я всё-таки нашёл те самые пять иконок социальных сетей, которые так удивили меня на бумажных афишах, и за которыми я и пришёл на сайт. Вы не поверите, здесь на них можно кликать, слава интернету! Вы не поверите ещё раз, но БКЗ действительно представлен во всех этих социальных сетях! Не имею аккаунта в «
Одноклассниках», а с остальными с любопытством ознакомился. Группы в
Facebook и «
Вконтакте» - информационные. Анонсы концертов, видеоролики, ссылки на записи из блога на сайте. Всё стандартно. Филармонический
твиттер - те же анонсы плюс ещё ссылочки на записи в ЖЖ. Зато ЖЖ, друзья мои - это феерично! Это успех! Френдить юзера
bkztomsk рекомендуется немедленно! Официальный ЖЖ БКЗ - такая филармония без галстуков в формате реалити-шоу. Ближайшая аналогия, которую мне удаётся вспомнить - весь из себя неформальный
твиттер о буднях редакции «Ленты.Ру». И надо сказать, чтение о буднях БКЗ - тоже крайне занимательное и забавное! :) Хороший такой подход к покорению социальных сетей!
Подводя итог всему сказанному: сложилось у меня впечатление, что, дорвавшись до интернета, коллектив филармонии действует по принципу «много вредного сладко», как маленький ребёнок, которому долго всё запрещали, кидается во все стороны, хватается за всё, до чего дотягиваются его ручки. Иногда в этой суете не хватает чувства меры, а иногда - просто опыта. Надеюсь, ребёнок вырастет, а его увлечение интернетом только усилится и перестанет страдать детскими болезнями. Направление движения определённо выбрано интересное!
Буду и дальше с интересом следить за второй жизнью БКЗ, а прямо сейчас пойду, почитаю, что там кушают в БКЗ, пока их столовая не вернулась из отпуска - очень переживаю, как они там работают голодненькие! :)