Sep 07, 2009 13:36
На прутике - записка:
«Не подходите близко!»
Записке ты не верь -
Я самый добрый зверь.
За что сижу я в клетке,
Я сам не знаю, детки.
С. Я. Маршак
В минувшую субботу в нашем городе была запущена рекламная акция - молодого человека по имени Алексей посадили в прозрачный куб, расположенный на одном из наиболее оживлённых перекрёстков города. Разумеется, идея кажется новой и революционной только по меркам нашей провинции, не избалованной реалити-шоу. Напряжённый трудовой день Алексея включает в себя собственно круглосуточное пребывание в «доме» (реклама спонсора - компании по установке пластиковых окон), эфиры на радио (реклама спонсора - радиохолдинга), час общения с публикой снаружи по телефону (реклама спонсора - компании сотовой связи), чтение книжек (реклама спонсора - книжного магазина), трёхразовое питание (реклама спонсоров - заведения общепита и поставщика воды), позирование для фотографий публики и дефиле перед веб-камерой (реклама спонсоров - магазинов белья), ведение блога (реклама спонсора - крупного томского блога). Безопасность, кстати, тоже обеспечивает спонсор - машина частного охранного предприятия постоянно дежурит у дома, удачно встав так, чтобы попасть в кадр веб-камеры. Вероятно, спонсоров среди магазинов сантехники не нашлось, поэтому зона, где расположены туалет и умывальник - единственная невидимая для зрителей. Всё остальное - как на ладони.
Пока рано подводить итоги, ведь взаперти Алексею сидеть ещё пять дней, но лично я пока склонен считать её очень спорной. Вопрос первый и главный - этический. Насколько приемлемо устраивать шоу из частной жизни человека, выставляя её напоказ на потеху публике? Разумеется, участник согласился на этот эксперимент добровольно и наверняка не бесплатно, но оправдывает ли это поощрение вуайеристских наклонностей публики? Это ведь даже не цирк, где шоу строится на уникальных навыках человека. Это же человеческий зоопарк! И это подтверждает реакция публики, которая ходит фотографироваться со зверьком в клетке, предлагает ему бананы пива и даже показывает детям - в чём же тогда отличие Алексея от обезьянки? Выставление напоказ себе подобных и наблюдение за ними - это достойное занятие для существ, являющихся венцом эволюции и продуктом тысячелетней истории культуры? И это назвали «домом будущего»? Вот такое вот у нас будущее, выходит?
Второй вопрос, который хотелось бы поднять - успешность стеклянного куба как рекламной площадки. Я не специалист в этой сфере, но мне кажется, идею можно было бы подать куда изящнее, если не заходить в лоб, а повернуть другим боком. В настоящий момент вся эта затея просто кричит нам: «Осторожно, реклама!» Да, немного необычная, но при этом очень наглая и бьющая в лоб. А к такой рекламе у людей достаточно быстро вырабатывается иммунитет. Как результат - выходные прошли, ажиотажа в блогах нет, а имеющиеся «спонсорские» посты получают минусовой рейтинг, люди пока не обсуждают акцию в автобусах, не выкладывают фотки в интернете, а весь интерес к рекламной акции подогревается рекламными же роликами на радио и ТВ. Что можно было сделать? Ну как минимум, предложить публике загадку - если бы стеклянный дом (без дверей) появился внезапно однажды утром, уже с человеком внутри, не обклеенный логотипами, уверен, что к вечеру того же дня о нём говорил бы весь город. А потом уже какой-нибудь оригинальный сценарий, чуть-чуть постановочности, спасательная операция - никто не может разбить небьющееся стекло, а какой-нибудь специальный стеклорез прибудет из Москвы только через неделю... И вот уже через маленькое окошечко, единственное средство сообщения с внешним миром, бедному узнику, который, разумеется, не помнит, как он оказался внутри, несут спонсорскую еду, книжки и ноутбуки, а публика с пеной у рта пересказывает друг другу свежие новости... При этом все догадываются, что небьющиеся домики в центре города из ниоткуда не появляются, что это чья-то реклама (чья - не выяснится до конца акции), но с удовольствием включаются в предложенную игру... Но нет, всё скучно - парень просто работает лицом десятка брендов, подтверждая, что через окна одного спонсора действительно ничего не слышно, еду второго действительно можно употреблять по прямому назначению... и далее по списку стикеров на стёклах стеклянного дома.
Так или иначе, спасибо Алексею за смелость и то, что он внёс некоторое разнообразие в будни унылого осеннего провинциального городка. А поставленные вопросы («можно ли было сделать лучше?» и «стоило ли делать вообще?») пока останутся без ответа... Как минимум, ещё на пять дней...
томск,
реклама