Я публикую сегодняшнее интервью изданию Паблик Пост, в котором не только обозначаю проблему, но и пытаюсь предложить выходы из сложнейшей межнациональной проблемы, перекинувшейся и на наш футбол.
Футбольная война между фанатами Москвы и Питера и болельщиками махачкалинского "Анжи" выливается на улицы городов. Противостояние тянется уже несколько лет, но существенно обострилось в прошедшие дни. 23 августа в Москве полиция задержала более 80 фанатов за хулиганство на квалификационном матче Лиги Европы между футбольными командами "Анжи" и "АЗ Алкмар" из Нидерландов. В это же время в метро на станции "Чистые пруды" около 100 московских фанатов напали на поезда с дагестанскими болельщиками.
Как разгорался конфликт
Конфликты у болельщиков из центральных регионов России с фанатами "Анжи" происходят регулярно, но нынешняя история началась в воскресенье 19 августа, когда питерский "Зенит" играл в Махачкале. Тогда, уверяют питерские фанаты, полиция жестко обыскивала приехавших фанатов, а в подтрибунном помещении были избиты два лидера болельщиков питерского клуба. "Когда фанаты стали покидать сектор, двоих из зенитовцев (один из них - заводящий Александр "Макасин") полицейские оттащили в непросматриваемый угол под трибунами. Там их ждали люди в масках и черных футболках. Наших парней попросту молча забили дубинками и ударами электрошока", -
сообщали фанаты. По данным PublicPost, Александр "Макасин" попал в реанимацию, где ему была проведена срочная операция. Правда, директор по безопасности Российской футбольной премьер-лиги Александр Мейтин заявил позже, что информация об избиении не подтвердилась.
Такая реакция официальных футбольных властей еще больше разгневала петербургских фанатов. Поклонники "Зенита" отомстили болельщикам "Анжи" 22 августа, когда автобус с болельщиками дагестанского клуба выезжал из Петербурга в Москву на матч с голландцами. Тем вечером около 50 человек напали на ресторан "Макдоналдс", в котором находились 16 болельщиков "Анжи", ожидавшие отправления (
ВИДЕО). Уже на следующий день полиция Петербурга
возбудила уголовное дело. Фанаты "Зенита" пояснили, что нападение - "реакция на беспредел". "Люди разгневаны происходящим из года в год на выездах на Кавказ и отсутствием каких-либо действий со стороны футбольных властей", -
говорится в обращении фанатов "Зенита".
Одновременно с этим развивалась другая история. УЕФА запретил "Анжи" играть в Махачкале - стадион не соответствует стандартам. Поэтому "Анжи" выбрал в качестве домашней арены московский стадион "Локомотив", что показалось унизительным фанатам последнего. Не найдя понимания у менеджмента "Локомотива", они
призвали московских болельщиков всех клубов прийти на матч и выступить против "Анжи".
По сообщениям полиции, московские фанаты выкрикивали на трибунах оскорбительные и националистические лозунги, запускали на поле дымящиеся файеры и шашки (
ВИДЕО). Организаторам даже пришлось приостановить матч. А в городе очевидцы наблюдали
стычки между московскими фанатами разных клубов и болельщиками "Анжи". Самая массовая драка произошла на Чистых прудах.
PublicPost попросил прокомментировать ситуацию Андрея Малосолова - бывшего пресс-секретаря Российского футбольного союза, в прошлом - одного из лидеров фанатского движения ЦСКА.
- Как вы думаете, в чем причина стычек между питерскими и московскими фанатами с фанатами "Анжи"? Это вопрос межнациональных отношений или есть основания со стороны самого клуба и его болельщиков?
Ситуация с "Анжи" и другими болельщиками в комплексе. Там, безусловно, есть негативная составляющая - как спортивная, как психо-эмоциональная, так и связанная с межнациональными отношениями. Это все необходимо рассматривать в широком комплексе и прилагать усилия, которые помогут убрать все эти вопросы. Я считаю, что вчерашние события на матче "Анжи" - AZ показали нам крах бренда "Анжи". Мы увидели уровень нетерпимости и нетолерантности по отношению к его клубу и его болельщикам. И эта система возникла не на пустом месте. Она просто попала в удобренную почву общей нерешенной ситуации с национальным вопросом в нашей стране.
- В чем спортивная составляющая в этом конфликте?
Спортивная составляющая - это сам проект "Анжи". Изначально он должен был иметь на выходе очень положительную реакцию у общества. Клуб из самого бедного региона страны, одновременно - неспокойного, опасного. Приглашение звезд в этот клуб, вроде, показывает, что ситуация стабилизировалась. Но это стало ширмой, поскольку за неимоверные, гигантские деньги были приглашены звезды мирового уровня и звезды сборной России - такие, как Жирков. Но, со спортивной точки зрения, эти звезды абсолютно не отрабатывают свои деньги, игроки клуба Махачкалы не проживают в городе, а на матчи летают на самолетах, живут и тренируются в Москве. Потом - это комплекс упущений, связанных с не совсем правильной медийной политикой клуба, политикой менеджеров, которые действительно делали все, чтобы сделать хороший имидж. В итоге не добились поставленной цели. Получилось, что это не спортивный, а кричащий социальный проект с вывеской "Мы заплатим любые деньги, к нам приедут любые игроки".
- То, что произошло на стадионе "Анжи", - это уникальная ситуация, или она характерна для клубов Северного Кавказа?
"Анжи" в этом плане не особенный клуб. В том-то вся и проблема. Многие фанаты и болельщики Москвы, Санкт-Петербурга неоднократно на протяжении многих лет обращались и жаловались на то, что поездки на матчи с кавказскими командами постоянно оборачиваются скандалами, конфликтами, камнепадами, избиениями, угрозами жизни. Были многочисленные случаи, когда не только камни в ход пускались, но, как это было с болельщиками "Спартака" и ЦСКА, автобусы с приезжими болельщиками обстреливались из автоматического и пневматического оружия. Началось все несколько лет назад, когда футбольные власти долго не хотели признавать тот факт, что в приезжих болельщиков бросают камни в ходе игры в Нальчике. Кто-то считал, что будировать тему межнациональных отношений не надо. Так вот умалчивание этой проблемы в итоге привело сейчас к какому-то мало управляемому процессу, когда болельщики столичных клубов объединяются, условно говоря, против общего врага.
У нас это происходит еще и потому, что существует взаимоувязка по теме межнациональных отношений. Не будем скрывать тот факт, что с изменением этноконфессиональной картины общества, в связи с поведением многих южан здесь, в Москве, во многих других городах, в связи с убийствами болельщиков то дагестанцами, то кабардинцами, то чеченцами - обстановка накалена до невозможного. И решать надо не только вопросы вокруг футбола, в целом надо решать проблему с этноконфессиональным гневом, которая существует в обществе. Мы очень часто сталкиваемся со случаями беспредельного и некрасивого поведения представителей кавказских народов - на улицах, в ресторанах, в торговых центрах, в метро. Эти конфликты имееют бесконечную последующую историю. И это все перекладывается на футбол.
- Если сравнивать кавказские клубы, можно говорить о том, что клуб "Анжи" - самый конфликтный?
Да, на данный момент "Анжи" - самый конфликтный. Пример: болельщики, конечно, побаиваются ездить в Грозный, не любят этот выезд. Но в Грозном - можно считать, что безопасность белельщикам обеспечена. Были случаи, когда избивали футболистов, но мы говорим о болельщиках. "Терек" сумел взять ситуацию в свои руки. Владикавказская "Алания" на пять провела матч с московским "Спартаком", болельщики которого считаются самыми буйными. Не было практически ни одного инцидента. И вот, казалось бы, все улеглось, и сама администрация "Анжи" пытается действительно решить эту проблему, но все равно находятся люди, которые вбивают клинья. Вот после матча с "Зенитом" в прошлом туре чемпионата у приезжих питерских болельщиков жестко изъяли все флаги и баннеры. При этом досмотром занималась не только полиция, что логично, но и некий ЧОП, и даже представители местного фан-движения "Дикая дивизия" - они давали указания, что можно проносить, что нельзя. Это вообще игра не по фанатским правилам. И в городе было несколько нападений на группы болельщиков "Зенита". А все это завершилось инцидентом в подтрибунном помещении, когда двух лидеров приезжих болельщиков чоповцы вместе с омоновцами в масках затащили в туалет, жестоко их избили, в том числе электрошокерами, бросили их там, забрызгав все газом. И в итоге мы получили то, что произошло в Санкт-Петербурге, - выражаясь фанатским сленгом, "ответку". Причем официальная Премьер-лига заявила, что этого инцидента не было, еще больше подогрев конфликт. Получается, болельщики сами себя избили.
- Причина лежит в неспособности менеджмента договориться и уладить проблему или в нежелании решить конфликт?
Желание есть у них у всех, но есть очевидные ментальные вопросы, которые невозможно побороть, и просто какой-то конфликт цивилизаций. Футбольный клуб "Анжи" старается сделать все, чтоб имидж был позитивный, но ситуация, связанная с этноконфессиональностью, не дает спокойно жить ни там, в Махачкале, ни здесь. Это глубоко укоренившаяся проблема, которая нам всем не дает развиваться.
- После питерских и московских событий произошла эскалация конфликта с "Анжи". Чем он может закончиться?
Я не хотел бы говорить о каких-то сценариях. Если проблемой заниматься, вести диалоги на первоначальных этапах, вести диалоги не только "клуб - болельщик", но и в формате "болельщик - болельщик" между сторонами конфликта, только тогда это можно решить. В 2008 или 2009 году именно Всероссийское объединение больщиков совместно с Премьер-лигой устроило первую встречу столичных больщиков с кавказскими - там были болельщики "Терека" и "Спартака Нальчика". Именно после этой встречи, глубокого обсуждения проблемы - а разговор был очень тяжелый, непростой, - именно тогда удалось погасить часть напряженностей.
- Вы считаете, что круглые столы могут привести к желаемому результату?
Да, конечно. Общение никому никогда не мешало, но даже если стороны не захотят общаться друг с другом, необходимо делать и многие другие вещи. Например, работать по одному и тому же однозначному стандарту с приезжими болельщиками и в части дисциплинарных санкций. Нельзя за одни и те же нарушения давать разные наказания, нельзя по-разному трактовать одни и те же события и, конечно же, нельзя утаивать негативные случаи. Их надо совместно решать, увеличивать роль болельщиков и их представительство в органах футбола, повышать роль Всероссийского объединения болельщиков, потому что сейчас ВОБ находится немного на обочине процесса. Я понимаю, что мы не решим многих проблем, но дорогу осилит идущий. Здесь просто надо этим заниматься. Опыт мировой есть, и наш опыт тоже есть. Вот, например, к чему привело решение "Анжи" проводить матч на "Локомотиве"? Болельщики "Локомотива" обратились к руководству и попросили не пускать команду противников на их стадион. На первый взгляд, эта просьба звучит как грубое вторжение в бизнес-интересы "Локомотива", но дело в том, что в свое время президент "Локомотива" Ольга Смородская, отказывая "Спартаку" в праве проведения домашнего матча, обосновала это тем, что "Локомотив" - семейная арена только для болельщиков "Локомотива". И вот здесь она противоречит своим собственным словам, что вызвало еще более гневную реакцию. А в итоге получилось то, что получилось.
- Дагестанские болельщики хотят отомстить московским. Стоит ли нам ждать затяжной футбольной войны, которая будет заметна не только футбольному сообществу, но и обывателям - тем, кто футболом особо не интересуется?
Она уже давно идет. Мнение обывателя для меня ничего не значит, мнение идиотов, которые сейчас всколыхнулись и поняли, что что-то ускользнуло от их внимания, меня не интересует. Эта война идет давно. Болельщики московских клубов объявили бойкот матчам на Кавказе и соблюдают его уже 2-3 года, стычки идут на протяжении 3-4 лет. Отношения достаточно напряженные. Сейчас это перешло в более публичную фазу, но ничего нового не произошло.
- Этот конфликт может привести к какому-то массовому кровавому побоищу?
Я надеюсь, что этого не случится. Матчи с "Анжи" - и вообще со всеми кавказскими командами - рассматриваются как матчи повышенной опасности, принимаются меры, чтобы не допустить беспорядков. Надо отметить, что на самих матчах полиция работает неплохо. Но проблема в том, что фанаты ассоциируют любых дагестанцев, которые ведут себя в Москве нагло и чванливо, с фанатами "Анжи". Этот общий гнев перекидывается на болельщиков "Анжи". У нас очень глубокая, жесткая внутренняя этноконфессиональная травма у населения.
- Могут ли фанаты сейчас стать оформившейся политической группой с националистическими взглядами?
Я не думаю, что фанаты должны стать политической группой. Фанатское движение в нашей стране существует с 1974 года. И с этих пор оно не стало политической партией только потому, что фанатское движение ассоциирует себя с определенной свободой в выражении своих мыслей и, в том числе, политических взглядов. Нельзя никого заставить подчиниться воле кого-то, потому что это собрание свободных людей. Но я считаю, что представители болельщического движения должны выйти на более серьезный официальный уровень для лоббирования интересов этой большой категории населения. Мы говорим о десятках, сотнях тысяч людей, которые так или иначе затронуты этой сферой.
Ссылки по теме:
"Под Фабио Капелло выбили много. Теперь будут пилить"Чеченский "Терек" заплатит за избиение Спартака Гогниева Первоисточник:
http://publicpost.ru/theme/id/1992/moskva_i_piter_vs_anzhi_kak_v_futbol_prishel_konflikt_civilizaciy/ http://facebook.com/a.malosolov Хроника конфликта:
http://fanstyle.ru/news/13524-24-08-2012-zayavlenie-fanatov-zenita-po-vyezdu-v-maxachkalu/ http://fanstyle.ru/news/13534-24-08-2012-makasin-v-reanimacii/