Не мой Сталинград. Рецензия на фильм Бондарчука

Oct 15, 2013 14:48


Что и говорить, подходил к просмотру драмы Федора Бондарчука, посвященной битве за Сталинград, в некоей скептической ауре. Ряд рецензий сильно отрицательного свойства настроили не на самый благоприятный лад. Тем не менее, мой принцип - увидеть все своими глазами, а только потом сделать вывод, незыблем.

Фильм Бондарчука огорчил меня. Он по-настоящему расстроил меня. Когда режиссеру заказывают картину, претендующую на звание национального бестселлера, да еще за такие ресурсы, денежные и административные, рассчитываешь на что- то большее.

Великая Отечественная Война для нас, даже в 21 веке, воспринимается, как нечто священное. Не такое, как имя Ленина в советские годы, а как нечто трепетное, с определённой планкой, задающее такие высоты, которые монтажник без серьезной подготовки не одолеет.

Федор Бондарчук сделал картину в стиле дорогих в денежном смысле, но отнюдь, не духовных, блокбастерах Голливуда. Который не всегда соблюдая исторические реконструкции, делает из кино шоу. Набор напалма, пальбы, бестолковых диалогов на час, бессмысленности, с современным российским любовным пятиугольником…


Эта идиотская фраза про пять отцов русского спасателя в Фукусиме, мать которого зачала очевидно в пылающем Сталинграде, обозначила всю неискренность и фантасмагоричность фильма. На одном конце улицы разворачивается странная история между пятью (хотя защитников было больше) советскими солдатами и кучерявой  девушкой Катей. Прямо через 25 метров немец Петр навяливает любовь с русской губастой блондинкой.

Набор маленьких, наивных и глупых мелочей проявляется в каждой минуте картины. Сцена казни женщины с ребенком, которую в 10 метрах от позиций советских войск зачем то заколачивают дефицитными и драгоценными в условиях наступающей зимы досками, а потом немец с… пластиковым прозрачным щитком на лице!... огнеметом поджигает несчастную! А зачем было ее забивать в вагон с дырами в метр, когда есть огнемет?

Русский снайпер убивает женщину и ребенка, чтобы не мучились, а затем стреляет в огнеметчика, тот горит как склад фаеров. А не проще было сначала убить огнеметчика, а в женщину с дитем не стрелять?

Тот же снайпер, убивает русскую подстилку, высунувшуюся в дверь спросить, вернется ли ее любимый мятежный духом немец домой, но не убивает стоящего в метре немца Петю, который ни много, ни мало является ключевой персоной атаки на дом, который защищают пять отцов.

Авторы бесстыдно слямзили легендарную историческую сцену Атаки Мертвецов (контратаки 13-й роты 226-го Землянского полка[i 1] 24 июля (6 августа) 1915 года при отражении немецкой газовой атаки. Эпизод обороны крепости Осовец на Восточном фронте), однако случилась она во время Первой мировой войны. Здесь снята Атака Горящих советских мертвецов, после форсирования Волги.

Главный офицер вермахта, который бесконечно обвиняет Петю в неспособности взять дом (почему бы не сказать, что это и есть легендарный Дом Павлова, здесь ему дано иное имя) с советскими солдатами, бесконечно бреется и жрет из фарфоровой посуды посреди невыносимой разрухи. Федор перенес на него свои привычки, наверное, и Главфашисту бесконечно бреют лысину.

Про белоснежный лифчик блондинки и так говорили много, осуждая за то, что он такой чистый. Бондарчук войну видит по-иному, и отдавая дань вшам, которые кусают, правда, только Главфашиста, несколько сцен отдает приему отцами и девушками ванны. Где взяли ванну понятно, где взяли горячую воду для целой ванны, непонятно. Воду для фляжек с трудом набирают в маленькой луже, сколько же подходов надо сделать, чтобы наполнить огромную чугунную купель? Непонятно, зачем принимать ванну, когда через пять минут снова будешь весь в трухе, саже и бетонной крошке?

Тем не менее пикантные сцены мирной жизни - присыпанные тленом книги, висящие в проломах немаленькие макеты самолетов (!), уложенные спать на бетонном полу мишки, торчат на каждом шагу.

Сцена просмотра воздушного боя из пролома, где один из мужей воркует с девушкой, будто бы речь идет не о трагической бойне, а о посиделках ЦПКиО имени Горького, в ресторане Лебединое Озеро.

Сцена атаки Дома Павлова фашистами, когда советские солдаты зачем-то притворились мертвыми, надели на себя кишки немцев, а когда те ворвались, закололи всех ножами. На вопрос, почему ножами, авторы фильма как бы заранее отвечают тем, что уже через 30-ть секунд герои применяют автоматы. Вопрос для дебилов. А зачем тогда запускать противника на свои позиции, прикрывшись селезенкой и мочевым пузырем мертвецов, когда можно сразу применить все виды стрелкового оружия и не пропустить врага и на метр?

Не раскрытая до конца тема е…, опппссс, не раскрылась только потому, что заказали снять все-таки национальный бестселлер, который посмотрят дети, начиная с 12-ти лет. Однако о каком сексе можно говорить в осажденном, полностью разрушенном городе, где стресс и страх были главными движущими силами, но не секс! Были в Войну немецкие подстилки, были предательницы, были влюбленные в солдат врага. Но на оккупированных территориях, когда фронт ушел так далеко, что многие думали, что он никогда не вернется назад.  Главрежиссер когда-нибудь пробовал заниматься любовью, когда рядом просто в целях fun-а стреляет танк? Ну хотя бы ружье, во время охоты на уток?

Герои ходят по защищаемому дому в полный рост, поют песни и играют на рояле, отмечают ДР общей мамы с пирогом со свечкой. И это при наличие снайперской войны, бесконечных атак, обстрелов, которые происходили в течение всего 1942 в городе Сталина. О Сталине, к слову, не сказано в фильме ни слова.

Про авторский текст Федора за кадром я говорить не буду, ибо это вкусовщина. В принципе, вся моя оценка субъективна и является вкусовщиной.

Однако, когда я вижу такую своеобразную версию драмы города на Волге, я понимаю, что режиссер давно находится в своем зазеркалье. Он живет иной жизнью, и иным восприятием и тех событий, и этих. И он трансформирует героев на свои поведенческие мотивы. Свои ожидания от женщин он переносит на всех героинь своих фильмов.   Отчасти ответ очевиден, когда узнаешь, что сценаристом фильма является господин Тилькин, он снимал некоторые части Бандитского Петербурга. Свое понимание войны он трансформировал ровно так, как он ее понимает, без претензий на истинную, реальную реконструкцию.
Как снимают национальные бестселлеры, которые полны истинного патриотизма, драматизма, горя, естественной патетики, идеологий, но еще и незаурядной игры актеров, применяемых образов, гениальной работы людей с камерами, видно не только в хрестоматийных советских картинах о Войне. Посмотрите, как снимают китайцы последние 10 лет. Посмотрите казахстанский фильм с исторической реконструкцией древней Степи - Войско Мынбала, где каждая пуговица степняков, каждый лук, каждое действие, соответствует истории, без ущерба для игры героев. Посмотрите белорусскую драму, где герой кричит в конце «Бабушка приехала!», про Брестскую крепость.

Посмотрите наши фильмы Орда, Монгол, Жила была одна баба, Царь, которые освещали разные эпохи, но каждый из них по духу - национальный исторический фильм, который безо всяких 3Д приемов войдет в золотую кинотеку мира.

Бондарчкук с Тилькиным создали кино про трагедию Сталинграда также ненавязчиво, как кретины из Дома2 или Виагра поют фронтовые песни, хиляя задницами. Они не могут снять иное, потому что они НЕ МОГУТ ИНАЧЕ. Они все равно сделают так, даже если бюджет фильма будет удесятерен. Таким же образом я несведущ в молекулярной химии и ядерной физике.
Несмотря на все современные достижения, в футболе аутентичную команду создает талантливый тренер. В кинематографе талантливый режиссер заставит играть даже Глухаря - Аверина в Одной бабе так, что тот и сам не поймет, как это случилось.
Режиссер Сталинграда смог заставить своих актеров сыграть так, как вот так. И только, пожалуй, Катя, мать будущего спасателя, сыграла по-настоящему хорошую, харАктерную роль.  Одна на всех…

Я возможно сильно неправ, говоря так о трактовке войны Бондарчуком. Может меня захлестнули эмоции. Может я трудно воспринимаю каверы, что в музыке, что в кино. Мне странно думать, что немцы и американцы сняли про НАШ Сталинград куда более интересные и качественные картины.

Но я понимаю, что Федор Бондарчук снял НЕ МОЙ Сталинград.  Он снял Сталинград для себя и имени себя. А ведь отец учил его и страну совсем другому.

Previous post Next post
Up