1 апреля, вроде как в День дурака, родился совершенно несмешной персонаж нашей истории - великий композитор Сергей Рахманинов. Один из самых моих любимых композиторов, пианистов - виртуозов, синоним яркой русскости в музыке и одновременно, торжественный и меланхоличный образ эпохи.
Сергей Васильевич родился в 1873 году, а 28 марта 1943 года скончался в Беверли - Хиллз, в эмиграции, где бесконечно тосковал по Родине, покинутой после революции, отсылая на горящую в огне Родину деньги от своих концертов. Деньги «На Победу!». На целый боевой самолет своего имени.
Вот тогда все самое русское в большом творчестве Рахманинова (где было место и классике, и авангарду и даже джазу) воплотилось в невероятно глубоких, ностальгических и одновременно величественных Втором и Третьем концерте для фортепиано с оркестром. Несмотря на то, что они были написаны еще в начале 20 века, в 1941 году они исполнялись так, будто ноты были только что положены в перерывах между обстрелами, в темном бомбоубежище.
И Америка, и Советский Союз были потрясены новым открытием Рахманинова, который уже давно состоялся как гениальный композитор и дирижер. Не мудрено, что большой друг СССР, пианист Ван Клиберн, совершил свое турне за Железный занавес именно с произведениями Рахманинова, произведшего на него неизгладимое впечатление теми нью-йоркскими концертами в поддержку воюющей и погибавшей России - СССР.
До 16 лет я посещал, благодаря заботам моей мамы, наверное все, которые можно классические концерты Москвы (и это несмотря на увлечение футболом и фанатизмом за ЦСКА). После неизбежного периода упадка интереса «к этой культуре, лишенной агрессии», я вернулся к новому открытию Рахманинова лишь в 25 лет. Не подозревая, что увлечение рок-музыкой, инди и авангардом, индастриалом, и есть продолжение классической музыки, только в несколько ином качестве, я наткнулся на поразившую во всех смыслах, малоизвестную группу Angizia.
Молодой австрийский коллектив, музыкантов Венской оперы, играл необычную даже для альтернативы музыку - тяжелое звучание гитары, громовой перекат барабанов и визжащий мужской вокал, дополняли, а точнее вели, агрессивное, многосюжетное и мелодичное фортепиано, виолончель, аккордеон, сопрано и баритон. Пели они на старо-немецком, и самое главное - на русском языке, превознося в композициях аж трех альбомов подряд композитора Рахманинова и его знаменитый фортепианный удар.
http://www.youtube.com/watch?v=Xxfzp1fTh4Y http://www.youtube.com/watch?v=t-mGcccWsOs А также выдуманное талантливыми австрийцами из Angizia музыкальное путешествие некой фрау по Царской России начала 20 века.
Сочетание барокко, классики, оперы, цирка и одновременно дум-металла и готики, визжащего безумия и стойкости классического женского и мужского вокала, могло больше напомнить раннего Шостаковича и даже Прокофьева, в своей наглости эксплуатировать непонятное традиционному слушателю.
Однако именно с такой смелостью и авангардным взглядом дебютировал Рахманинов, которому опытный дирижер Глазунов в 1897 году запорол премьеру Первого концерта. Запорол, потому что молодой Сергей опередил тогда время и был еще не понят публикой, да и музыкантами оркестра.
Так любители творчества Сергея Васильевича из Вены вернули и меня в лоно родной классической культуры и заново открыли творчество Рахманинова.
Которого я уже вовсе не забываю. С прошедшим, Сергей Васильевич!