Друзья из магазина Street Story, партнера программы ФанZона попросили написать текст про то как начинался фанатский стайл, ну и я со своих субъективных позиций и постарался.
Оригинал взят у
street1story в
Фанатский стиль, как все начиналось (с эксклюзивными фотографиями)Магазины Street Story всегда были неравнодушны именно к фанатским стилям, стилям, применяемым футбольными болельщиками. Нашим уважаемым контингентом, который ценил и ценит свободу, модные бренды и самоидентификацию в данной среде.
Многие наши покупатели, правда, считают, что фанатский стайл - это что то, начавшееся с подвернутых джинсов, бомберов и подтяжек, постепенно переросшее в ультрас культуру и кэжуал. Эдакий путь из 90-х в 00-е.
Между тем фирменный фанатский стиль в Союзе сформировался наверное даже раньше, чем стиль других неформальных течений. Разве что стиляги и хиппи превзошли его по времени возникновения. Как и вся советская неформальная культура, фанатский стиль ставил целью намеренно и вызывающе подчеркнуть своего адепта.
Первые полосатые шарфы возникли в 1972 году, их первые носители слегка знакомые с субкультурой болельщиков Запада по редким журналам, начинали их вязать и носить, как элемент суппорта, как сейчас. Позже все трансформировалось в элемент вызова, ибо уже в середине 70-х культура фанатов стала преследоваться властями.
Носитель полосатого шарфа, а позже полосатого в цвета свитера - пульсера, зебры, надевая их на себя, сам себе выносил приговор. Снять шарф добровольно было нельзя, это означало пятно позора на трибуне. В атрибутике фан 70-80-х должен был проехать все круги ада до стадиона, не снимая регалии ни на секунду. Задумайтесь, 3-5 метровый шарф бабушкиной или михневской грубой вязки надо было гордо пронести по всему городу, городам, метро, предстадионной территории, несмотря ни на холод, ни на 35 градусную жару.
Помимо шарфа (розы, розетки) и пульсера, атрибутом фанатизма были аналоги европейских фенечек: панамка, которую разрисовывали в цвета ручками, галстуки, за которые можно было пострадать, ибо резались настоящие пионерские галстуки. Кроме того применялись ленты на одежду. Разнообразие 70-80-х было достаточно большим, хотя кажется, что серый советский быт все гасил. Но нет, были еще значки и сумки с эмблемами клубов. Они стали популярны в основном в столице в начале 80-х, ибо с атрибутикой можно было проехать на метро, но у стадиона всех в цветах заворачивали менты. Впрочем, могли не пустить даже с маленьким значком.
Особую роль в культуре атрибутики играли флаги, которые строго делились на родные, флаги обществ, которые снимали с соревнований, воровали, короче, и самопалы - те, что шили сами фанатики, в основном, конечно, бабушки и мамы.
Что касается брендов, то пожалуй самыми модными были люди, любыми путями, достававшие в комиссионках куртки «аляски», клубные куртки и всякую хрень с любыми иностранными надписями. Порой владельцы модной вещи, добывшие ее у утюгов на Арбате, и не догадывались, что рекламируют собачьи корма или ферму в Миллуоки.
Но свои модники были уже в 80-е. Торпедоны, Дема и Дудуй, и спартаковские фарцовщики, среди которых выделялся, как я помню, Вельвет, уже демонстрировали уровень. Для остальных фанатских движений стиль в одежде почти не имел значения. И вот почему: основой движения тех лет был выезд, с его грязью, впиской в поезда без билетов, собачными выездами, ездой чуть ли не на крыше поезда.
К концу 80-х фанатский стайл более остепенился. Легендарная трикотажная фабрика в Михнево задала стандарт для всех движений, различались только цвета и длина шарфов.
В 90-е годы в Россиию стал проникать евростиль, еще в 80 - е в Союз приезжали иностранные фанаты, и русские ультрас стали более похожи на приличных людей.
Безусловно, 1992-94 полностью переформатировал весь фан стиль. Из средства эпатажа одежда фанатов стала во многом униформой, а сами фанатские бригады стали напоминать маленькие армии, одинаково одетых в бомберы и тяжелые боты (Dr. Martens или Grinders) людей. Помимо явного влияния со стороны бонов и различных скинхедов, бомбер - стайл по прежнему носил и практичный характер. Он не рвался в драке, не пачкался, когда фэн влезал в вагон поезда через резину, на нем можно было разложить выпивку и закуску, с бомберов легко смывалась кровь.
Первые модные потуги, которые стали пропагандировать в основном армейцы, спартаковцы и бритоголовые стали определяться в середине 90-х. Помню, как многие смеялись над нелепым на первый взгляд сочетанием темной одежды и белых кроссовок. Равно как первые гриндера в 92 назвали ботинками клоуна Попова!
И тем не менее, бомбер - стайл продержался в России наверное более всего, почти до начала 2000-х. Из всех толп выделялись модными брендами спартаковские флинты и армейские КИДС, а фан Доктор стал в определенной степени иконой стиля.
К тому моменту фанатская мода трансформируется уже от простого выпада, эпатажа, униформированности, к фактической социальной идентичности носителя. Фредд Перри, Лондсдайл, Берберри, Стойн Айленд, вписывались в новую идеологию субкультуры, которая сделала стремительный рывок прочь от любого, усреднения, показывала способность фаната не только заработать и иметь хорошую работу, но и правильно применять стиль.
Отчаянное маневрирование между дорогим стилем и моды 2000-х на бесконечные, зачастую не оправданные проявления насилия, привело к тому, что из фанатизма ушли цвета, зато остались бренды, по самым незначительным и порой еле видимым признакам, стороны определяли своих - чужих в толпе адептов.
2000-уход с цветов - проблемы с полицией, появление собственно английского casual стиля, пришедшего к нам из Великобритании 70 и 80 благодаря фанатам Ливерпуля и Мотеруэлла. Появились книги культовых писателей из ОФ Дуги Бримсона, Джона Кинга, Ника Хорнби, Ирвина Уэлша, фильмов удостоверение, фирма, фабрика футбола и хулиганов с улицы грин стрит. В эти годы расцветают фанатские журналы, первым из которых, конечно, был армейский Русский Фан-Вестник.
Появлются первые магазины фанатской одежды в России. Популярны фирмы Lacoste,
Fred Perry,
Ben Sherman, Henri Lloyd,
Lambretta,
Merc, Adidas,
Lonsdale и многие другие. Фанаты подросли-те кто поcтарше одеваются в более дорогие и престижные Stone Island и Burberry.
Далее в конце 2000 появление в России правых немецких брендов, которые вновь возвращают часть субкультуры к теме брендового эпатажа и ответственности за конкретный лейбл, за который его владелец готов ответить. В их числе Thor Steinar, который стал элементом противостояния с представителями левой сцены и особой позиции по части собственной брутальной идентичности. Популяризация кроссовок New Balance в фанатской среде, распространение маленьких английских брендов Weekend Offender, One True Saxon, Three Stroke, Peaceful Hooligan и др, продвигаемых условно самими бывшими английскими хулиганами.
Попытки многих casual брендов абстрагироваться от околофутбольной тематики - Stone Island, Barbour, Burberry и появление широкого спектра хороших street wear брендов из Европы и США, которые также становятся популярными в фанатской среде.
Одновременно происходят две противоположные вещи: с одной стороны фанаты возвращают на себя регалии, шарфы и элементы ультрас культуры, а с другой стороны, часть фанатского истеблишмента усредняет себя популярной спортивной одеждой. Так как происходит смещение интереса молодежи в стороны спорта. Популярны
Everlast,
White Rex, боксерские и микс файтерские бренды, кроссовки Nike, Adidas,
New Balance,
Onitsuka Tiger и др.
Выходят отличные книги «Casual» Фила Торнтона о хулиганском движении Великобритании в целом, посвященная одежде и стилю жизни под названием "casual". Появляется книга “Dressers” о фанатах Мотеруэлла, которые когда о в 80 были иконой стиля Casual с красочными иллюстрациями многих casual брендов.
В России доступна одежда практически всех производителей, одежду которых носят футбольные фанаты во всем мире, и большой ее выбор предоставлен
в магазинах Street Story.
Достойная одежда по справедливой цене!
Вот так мы постарались просветить вас относительно фанатской моды, котрая была, есть и будет, равно как всегда будет футбол!
Программа ФанZона:
http://: http://www.tvjam.ru/channel/fanzona/4864/