Украинство: истоки и причины

Mar 13, 2014 23:16

Что питает украинскую русофобию …

«Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся

само в себе, опустеет, и народ, разделившийся сам в себе, падёт».

Евангелие от Луки 11, 17.


Украинское безумие последнего столетия, последних лет и месяцев на первый взгляд не совсем понятно. Где истоки украинской русофобии? Что питает этот грязный поток, мощно напирающий на русское пространство с запада более ста лет? Какие сокровенные тайны первородства скрывают давние века украинства? Попробуем докопаться до этногенетических и исторических причин в глубокой яме истории. Собирая по крупицам свидетельства историков, артефакты этногенетических смешений на самой западной окраине Русского Мира - в Галиции или Галичине.

Рождение русского этноса в 9 веке, его формирование, расселение на обширных территориях от Карпат и до Волги, привело к ассимиляции местных аборигенов и сложению совершенно новой этнической генерации - РУСЬ. Создавшей первичное древнерусское государство. Население Киевской Руси приняло единый язык общения - русский, этноним - русь, духовное окормление - православное. Единство территории дополняется этногенетическим общим полем. Однако, не следует думать, что это единство было похоже на современное. В границах древнерусских княжеств складывались свои, особые, субэтнические поля. Что не отменяло интеграционных процессов, характерных для начала этногенеза. Аморфность общего этногенетического русского поля для того времени характерный признак. Что не помешало сохранению общих признаков: этногенетических, исторических, культурных всеми частями русского народа в течение нескольких веков в условиях польской, литовской, татарской, австро-венгерской экспансии.

Но цель нашего исследования Галиция, Галичина. Этногенетический котёл на западной окраине русского пространства. Отталкиваясь от начал русского этногенеза и истории, мы начинает всплывать на поверхность сегодняшнего дня. Русский этнос переживает пору детства и юношества, создавая новые этногенетические связи. К 12 веку западная часть русского пространства консолидируется в особом Галицко-Волынском княжестве. Климат тёплый и умеренный, благодатные чернозёмы речных долин, обилие лесов и залежей каменной соли делало этот регион привлекательным. До этих земель докатились волны кельтского расселения. Через горные перевалы к истокам Днестра, Прута и Южного Буга из долины Вислы шли легендарные готы и гепиды, чтобы спуститься по рекам к Чёрному морю. За ними от низовьев Вислы докатывались волны балтов. Много позже в 5-ом веке обратным движением с юга на север двинулись славянские племена антов. Они уходили из степей Северного Причерноморья, спасаясь от хлынувших с востока пришельцев. В 9-10 вв. историки помещают здесь белых хорватов и дулебов. Каждая волна находников оставляла в украинских Карпатах и на примыкавших к ним с востока равнинах часть своих представителей. Но к 12 веку жившие в Галиции, ощущали себя русью, русинами. Частью большого русского народа, занявшего земли от Карпат до Волги на востоке, до Ладоги и Белоозера на севере, Чёрного моря на юге. Единой с русским миром по кровнородственным связям, культуре и языку. И это ощущение сохранилось до сего дня в большей или меньшей степени, вопреки польской и австро-венгерской экспансии и владычеству.

В Галицко-Волынских землях, поначалу бывших в прямом подчинении Киева, постепенно сложились иные отношения между князьями и боярами, нежели в других русских княжествах. Последние были сильны и могли диктовать князю условия. Даже такие гиганты как Роман, объединивший западные земли в единое Галицко-Волынское княжество и его сын Даниил Романович не смогли сломить боярское сопротивление. Объединительные процессы западной Руси закончились приходом монголо-татар. На пике своего могущества княжество занимало земли нынешней Западной Белоруссии, Галичину и Волынь, Буковину и Закарпатье, на юге до Чёрного моря и низовий Дуная. Место пересечения торговых путей по воде и суше, Галичина поднималась быстро и споро. Большие прибыли давала торговля солью, хлебом, скотом, изделиями ремёсел. Развитие получила каменная архитектура. Об экономическом подъёме говорит и число городов - более 80-ти.

Торговля и строительство, освоение новых земель под пашни привлекали сюда европейцев. Очень рано появились евреи. Германцы, венгры, поляки, словаки, валахи, даже армяне и прочие селились в сёлах и городах Галичины, создавая местное этногенетическое разнообразие. Что придавало особый колорит местному этногенезу в отличие от восточных русских земель. Даниил Романович пытался найти место своему государству между двух мощных сил: европейского католического Запада и Золотой Ордой на востоке. Заигрывания с римским папой ни к чему не привели. Но, возможно, осложнили отношения с золотоордынскими ханами. В 1259 г. темник Бурундай приходит с войском в галицкие земли и принуждает их к покорности. Большинство городов лишаются своих укреплений. А в 1264 г. умирает князь Даниил, княжество разделяется на четыре удела. Которые постепенно, под разними предлогами попадают в зависимость от Польши и Литвы. В конце концов, в 1352 г. по соглашению Галичина отходит Польше, Волынь к Литве. Так закончилось славное время возвышения и бурного развития этого края. И наступила пора чужой власти, чуждой по вере, по языку, по менталитету.

Последние десятилетия ослабления княжеской власти позволили галицкому боярству прибрать к рукам власть. Но привели к анархии и распаду окончательному. На фоне частичного распада и бифуркации в русском этногенезе польский этнос на западе входит в состояние зрелости и имперских амбиций. Поляки сумели объединиться в едином государстве - Польском королевстве. А Галиция, ставшая частью Польши, продолжала жить по своим законам ещё не одно десятилетие. Когда после 1434 г. законы, общие для всего Польского королевства распространяются и на Галицию, превратив её в Русское воеводство. Галицкие бояре принимают это как данность, поскольку равность с польской шляхтой давала неограниченные права в своих вотчинах. Так с верхов началась культурная ассимиляция русского населения Галичины. Сопровождавшаяся ассимиляцией этногенетической через смешанные браки.

Войны 14 века опустошили некогда богатые и густонаселённые земли Галицкой Руси. С установлением польской власти, успокоения после десятилетий раздоров, усилилась колонизация галицких земель с запада. Нужда в людях, ремесленниках и строителях, купцах и крестьянах, была большая. Поляки селились в основном в сёлах. Приезжали также немцы, словаки, венгры. Дойдя до восточных границ, поляки по-разному вливались в русский этногенез. Если на востоке они были ассимилированы русинами, то на западе произошло ополячивание местных русинов. Многообразия в галицкий этногенез добавила миграция валахов (влахи, волохи) из Пруто-Днестровского региона. Этот романо-язычный народ имел в этногенетической основе романизированных мёзов и даков, а также славян. Древнее родство, общее православное окормление русинов и валахов, схожий бытовой уклад, ускорили процессы взаимной ассимиляции. Так же, как и в случае с поляками, дальние окраины русинского воздействия, но близкие валахам, приобретали валашские черты - Молдавия. А в землях компактного расселения русинов в Галичине валахи ассимилируются, оставляя на память о себе некоторые черты облика, культуры, да названия поселений.

Большое значение для этногенеза в Галиции имела германская колонизация. Ремесленников и торговцев, просто авантюристов. К середине 15 века они составили до половины населения городов. Заметна была армянская диаспора, как и татары. Разрастается еврейская община: караимы Крыма, потомки сгинувших хазар, евреи из глубин Западной Европы. К этому времени гонимые из европейских государств и находившие приют в Польше. Здесь они встречали понимание своих проблем, не бескорыстное сочувствие польских королей, привилегии и льготы. Еврейская община постоянно пополнялась вновь прибывающими и за счёт самовоспроизводства. В этом аморфном поле этногенетические процессы развивались по нарастающей. Если в сёлах они были в пользу русинов, то города, буквально оккупированные иноземцами, представляли собой анклавы с этногенетическим преимуществом иностранцев. Ведущую роль в процессе ассимиляции заняли поляки. Являясь представителями ведущего этноса в государстве, они навязывали свои правила игры, полонизации и католизации. Галицкая элита добровольно - принудительно подчинялась общим правилам жития в польской империи. К 20 веку она была практически вся под польским обаянием. Полонизации и католизации подверглось до половины городских жителей. Ко времени раздела Польши в конце 18 века галицкие города представляли собой более или менее единое полонизированное пространство. Население говорило на польском языке, исповедовало католицизм и проводило политику Варшавы. Русины городов были в меньшинстве, оставаясь в самых низах общества.

События второй половины 17 века, ослабление польского государства привели в упадок города Галичины. Этногенетические процессы, до сих пор активные, как бы затухают. Польская колонизация истощила свои силы, замерла на какое-то время. Чтобы откатиться обратной волной в польские пределы. Начинается достаточно быстрая евреизация галицких городов. Они превращаются в еврейские местечки, если это малые города. Здесь евреи составляют большую часть жителей. В больших городах их число может доходить до половины. Простой народ, русины, отвечали на польскую экспансию партизанской войной. Частичная или полная дискриминация православия проявлялась постоянно. В притеснениях, в оскорбительном отношении, в буквальном принижении русинов и православных до уровня людей второго сорта. В препятствии выбирать своих митрополитов. Православная церковь, ставшая пристанищем для низов галицкого общества, в большинстве своём нищему, не имела таких источников дохода, какие были у католиков, иудеев. Численное преобладание не решало проблемы кардинально.

Брестская уния положила начало униатству, чуждому как католикам, так и православным. Оно стало проектом римских пап по сближению с православием и обращению таким иезуитским способом православных в католичество. Этакое промежуточное состояние. Противостояние унии вылилось в феномен православных братств из мирян. На протяжении полутора веков они были островами русской православной жизни вместе с монастырями. В 18 веке униатство победило. Те, кто не поддался новым католическим обманам, уходили на восток в русское этногенетическое и православное пространство. Кто не ушёл, оставались один на один с грозным и изощрённым врагом. Если правобережная Малая Русь сопротивлялась всеми силами, не поддаваясь на соблазн, то Галиция, в силу этногенетических и исторических причин, оказалась затопленной мощной волной униатства. Сопротивление было сломлено. А тут и случился первый раздел одряхлевшей Польской империи. По которому часть польских земель (более 80-ти тыс. кв. км) с населением более 2,5 млн. человек отошла к Австро-Венгрии под новым названием «королевство Галиции и Лодомерии». Большая его часть (более 50-ти тыс. кВ. км) была русинской или русской, поскольку и после нескольких веков европейской и еврейской экспансии, русины не отделяли себя от русского народа, от русского мира, от православия.

Русинское население Галиции, в большинстве своём крестьянское, было закрепощено польским панством по самому жестокому образцу. Оно, естественно, обрадовалось новой власти в надежде на ослабление крепостного гнёта. Жители городов, пришедших в заметное запустение и обнищание, надеялись на внимание имперских властей к своим проблемам. Так Галиция из одной империи попала в другую, оставаясь при этом нищей окраиной. И вправду, через десять лет жестокое крепостничество было заменено на более «современные» формы угнетения - барщину. Русины были рады и этому, что доказывали не раз в 19 веке, оставаясь верной трону и империи униатской массой. Особенно при подавлении польского восстания 1846 г. в Кракове, когда галичане с усердием, доходящим до рвения, резали головы пойманным польским мятежникам и приносили их новым хозяевам для получения денежной награды. Восстание поляков 1848 г. во Львове русины тоже помогли подавить. Чем заработали внимание к своим нуждам со стороны Вены. Но австрийцы оставили за поляками все права на Галицию. Здесь использовался польский язык для общения и образования, выборная система учитывала пожелания поляков. Из 3. 113 тысяч населения 70% составляли русины.

Этногенетическое состояние общего населения Галиции (5 334 тысячи человек) очень быстро менялось во второй половине 19 в. Уже на начало века двадцатого исчезает армянская диаспора, полностью ассимилировавшись. Увеличилось число поляков: за счёт собственно воспроизводства, миграции из польских земель и ассимиляции аборигенов. Около полумиллиона русинов приняли католицизм, тем самым закрепив культурную и этническую полонизацию. В общем, поляков и причисленных к ним насчитывается более 1 млн. В два раза увеличилась еврейская община, в 10 раз немецкая. Русины в этом этногенетическом многообразии сдавали позиции. Их осталось чуть более 60%. На этот процесс влияли нескольких факторов: голод, эпидемии, эмиграция, ассимиляция. Высокая рождаемость нивелировалась не менее высокой детской смертностью. За границу в поисках лучшей доли выехало не менее одного миллиона галичан - русинов и прочих. Нищета простых галичан явно проступала на фоне не только австро-венгерского, но и европейского благополучия. В этих условиях более 80% проживало в сёлах, в городах же русинов было не более 15%. Три четверти русин были неграмотны. Интеллигенция Галиции оставалась по большей части польской, еврейской и прочей. И в меньшей степени русинской, русской.

В этих условиях всеобщей ассимиляции на первый план выступает самосохранение этноса русинов. Среди верхов появилось мнение о том, что «эти русины» не более, чем отставшее в развитии польское племя, затерявшееся на окраинах польской ойкумены. Австрийские власти относились к русинам прохладно. С одной стороны, им не было дела до их внутренних проблем, с другой, они воспитывали в них лояльность к австрийской монархии для противодействия польской экспансии. Поддерживая в русинах чувство собственного этнического, некой национальной особенности, особости по отношению к этносу польскому. И ещё более к русскому. Русские книги запрещалось привозить в Галицию, русский язык, пусть даже в его разговорной традиции, не имел письменного эквивалента. Но в противодействие польской и немецкой культурной экспансии появляется интерес к русинским истокам. На основе церковно-славянского и местных говоров возник особый сборный галицко-русский язык. Латинизация его письменности встретила дружное сопротивление русин.

Русинское возрождение развивалось в противоречии восточного и западного, русского самосознательного и наносного украинского. А галичане, не зависимо от этногенетического происхождения постепенно разделялись на две противостоящие, после и противоборствующие части - москвофилов и украинофилов. И снова условия... Иноземная власть, невозможность полноценного развития в родной русской среде сотворили то, что Драгоманов Михаил Петрович уроженец Полтавской губернии и самостийник характеризовал так: «Галицийский элемент - узколобый, реакционный и лакейски-карьерный». В этом он не только отмежёвывался от галицийского украинства, но и пригвоздил его навечно к позорной доске истории. Украинство как феномен русской жизни отражало момент кристаллизации русских субэтносов - великороссов, малороссов и белороссов. Вызревания их языковых особенностей в рамках местных диалектов: великорусского, малорусского и белорусского. Предваривших дальнейшее разделение, поначалу в виде союзных республик, позднее при переходе русского этноса генерации 9-го века в период старения в самостоятельные государства.

К концу 19 века, поддерживаемое австрийскими властями и польским напутствием галицкое украинство набирало силу, утверждаясь в противовес русскому. Это проявлялось в попытках создания отдельной письменности, в разных печатных изданиях украинского толка, даже в нежелании использовать общепринятое русское правописание. Реформы униатской церкви давали ещё большую поддержку от римских пап и всего католического мира Европы. Тем самым одухотворяя возрождающуюся этногенетическую генерацию галицких украинцев или сокращённо галукров. Такое название гораздо правильнее того сегодняшнего - «украинцы», - являющегося более политонимом, то есть отражением политической ситуации в современной Украине. Никак не выражающим глубинную этногенетическую суть. Вместе с тем, русины начинают уходить из униатской церкви, чтобы вновь стать людьми православными. Русская национальная идея поддерживается частью галицкой интеллигенции, простым народом. И всё же усилия прорусской части галицкого общества не были такими сильными, как украинской. Опирающейся на австрийский административный ресурс, униатскую церковь и солидную экономическую поддержку. Вряд ли галицкие русофобы на тот исторический момент лгали, называя Галицию и Украиной, и Русью. А партию ими созданную, русско-украинской. Хотя, впрочем, в этом улавливается дальний прицел на русские пределы. Не их, но австрийских и польских кукловодов, уже замышлявших «европеизированную» территорию до Северного Кавказа и российских границ за Днепром.

Субэтническая близость малороссов востока и запада, выражавшаяся в культуре и языке, давала шанс на продвижение идеи украинства с запада на восток. Тем более, что в восточных губерниях Малороссии вызревал слой самостийников, которым была наиболее близка великорусская культура, федеративное устройство. Эта субэтническая верхушка желала властных полномочий, независимости от центральной власти. Но, тем не менее:

«Великороссы и наши украинцы создали совместными усилиями российскую науку, российскую литературу, музыку и занятие живописью, и отказываться от этого своего высокого и хорошего для того, чтобы взять то обнищание, которое нам, украинцам, так наивно любезно предлагают галичане, просто смешно и немыслимо... Насколько я считаю необходимым, чтобы дети дома и в школе говорили на том же языке, которому их учила мать, знали бы детально историю своей Украины, ее географию, насколько я считаю необходимым, чтобы украинцы работали над созданием своей собственной культуры, настолько же я считаю бессмысленным и гибельным для Украины оторваться от России, особенно в культурном отношении.

При существовании у нас и свободном развитии российской и украинской культуры мы будем развиваться, если же мы теперь откажемся от первой культуры, мы будем лишь подстилкой для других наций и никогда ничего большого создать не сумеем.» - писал в 1919 г. гетман Украины Павел Скоропадский в своих «Воспоминаниях».

Возникновение украинских идей и их наибольшее распространение на западной окраине русского мира не могло быть успешным, если бы не 40% не русского населения Галиции. Если бы не те многие потомки от смешанных браков русинов и поляков, русинов и немцев, русинов и валахов, русинов и евреев, русинов и прочих. Если бы не забитость и неграмотность русинов того времени. Если бы не униатский обман, развращавший русское самосознание. Если бы... В галицко-русское сознание закладывается идея реванша на востоке. Она не могла быть славянской. Drang nach Osten изобретён германцами и выражал суть европейской этногенетической и культурной экспансии на восток.

К философскому осмыслению украинства, артикуляции его идеологии немало сил прилагали униат Шептицкий, историк Грушевский, идеолог украинского национализма Донцов и многие другие проводники идеи украинской особости, самостийности, захвата земель на востоке и украинизации русского населения. Достаточно просмотреть оглавление «Иллюстрированной истории Украины» Грушевского, чтобы понять это непреодолимое чесоточное желание украинства. Написанная на рубеже веков, эта «история» вопреки сложившемуся порядку вещей утверждает на «голубом глазу» приоритеты украинства. В то время как существует юго-западная окраина, часть русского пространства с исторически и этногенетически обоснованным названием Малая Русь. Люди, населяющие её, в основном русские по своему происхождению и языку. Но Грушевский упорно вводит в оборот украинскую терминологию: «прошлое Украины», «украинское расселение», «украинские племена» и т.д. Что это, бред сумасшедшего? Прорыв в исторической науке? Или желание утвердить не существующее вопреки всему и вся? И когда идеи украинства были поддержаны властями Австро-Венгрии в начале 20 века, официально закрепившими «Украину» и «украинцы» в документах, украинская самостийная идея приобретает первые признаки агрессии «национально-освободительного» характера. В то время как сторонников русского пути развития галичан могли преследовать, осудить, терроризировать.

продолжение...

Малая Русь, Единая Русь

Previous post Next post
Up