Признаки «идеологической ловушки» белорусской государственности на примерах культурной жизни Минска. Куда смотрит бацька
Оригинал взят у
tertiaroma в
Признаки «идеологической ловушки» белорусской государственности на примерах культурной жизни МинскаОригинал взят у
varjag_2007 в
Признаки «идеологической ловушки» белорусской государственности на примерах культурной жизни Минска 2014 год в Республике Беларусь проходил под знаком «Гостеприимства», что было связано с важным для страны событием - Чемпионатом мира по хоккею. Надо отметить, что республика достойно справилась с организацией столь масштабного международного мероприятия, гости увидели современный и гостеприимный город. Однако, спортивных туристов из России, которых было большинство, часто смущали появившиеся внешние признаки уже чужого, и не столь близкого как ранее города. Было отмечено появление указателей на «белорусской латинице», удивляли объявления в транспорте на белорусском и английском языках при отсутствии таковых на русском, хотя подавляющее большинство, и гостей, и жителей Минска - русскоязычные. Но, указатели на «латинице», как и прочие «европейские мелочи», не столь существенны. Гораздо важнее то, чего не замечает поверхностный взгляд приезжего, но заметно коренным минчанам, хорошо знающим историю своего города.
Например, если посмотреть на фотографии центра Минска в районе площади Свободы советского периода, а тем более конца XIX и начала XX веков, то сразу бросается в глаза то, что на месте общественных и культовых зданий в стиле, характерном для Российской империи, за последние полтора десятка лет появились реконструированные строения, в так называемом «сарматском», и в стиле Виленского барокко, модных в конце XVII - XVIII в.в. на территории восточной части Речи Посполитой, то есть нынешней Республике Беларусь. Этот архитектурный облик городов бывшей Речи Посполитой с ее костелами, униатскими церквями, ратушами и памятниками польско-литовским князьям и магнатам как раз и пытаются сейчас представить, как истинно белорусский. Однако, все это является ничем иным, как визуализацией в камне фальсификации белорусской истории.
Что же было на самом деле в конце XVII и в XVIII веках? После казацко-крестьянских войн под предводительством Богдана Хмельницкого и русско-польской войны 1654-1667 годов, все белорусские города радикально изменились по своему этническому и конфессиональному составу. Во время тех событий православные горожане и крестьяне массово вливались в казацкие полки и сражались против польской шляхты. Шляхетское ополчение и немецкие наемники под общим командованием гетмана ВКЛ Януша Радзивилла, подавляя народные выступления, уничтожили почти все крупные города в центральной и южной части Белой Руси.
Особенно пострадали Брест, Пинск и Бобруйск, в которых было вырезано все православное население от грудных младенцев до стариков. Западнорусское православное дворянство и горожане, не пожелавшие изменить вере и ополячиваться, массово уходили в Русское царство. В итоге, с конца XVII столетия белорусские города окончательно изменили свой этнический состав и стали опорными пунктами польско-католической колонизации Западной Руси. Тогда же в 1693 году был запрещен западнорусский письменный язык, и всё делопроизводство было переведено на польский. Древнерусская культура, веками развивавшаяся на белорусских землях, выдвинувшая целую плеяду общерусских просветителей, таких как Георгий Скорина, Симеон Полоцкий и многие другие, была уничтожена, а ее остатки только теплились в сельских церквях и крестьянских избах. Минск в XVII-XVIII веках был уже в основном польско-католическим и униатским городом с соответствующей архитектурой.
Однако, исторический центр Минска сегодня почему-то реконструирован как польский город XVIII века, а не более ранний древнерусский, или таким каким он был во второй половине XIX и начале XX веков, когда стал крупным губернским центром Российской империи.
В 2003 г. на площади Свободы по «вольному проекту» был отстроен новодел городской ратуши, в которой, якобы, в XVIII веке заседали предки современных белорусов. Вдобавок рядом с ней в 2014 году установили еще и бронзовую скульптуру польского войта. Но ведь известно, что белорусы были допущены к управлению городом только со второй половины XIX века, когда уже стояла Минская городская думу, а ратуша из-за ветхости давно была снесена.
В 2011 году на месте православного кафедрального Петропавловского собора, взорванного большевиками в 1936 году, было построено здание, полностью повторяющее вид бывшей униатской церкви Святого духа, в том виде в каком она была в XVIII веке, до пожара, после которого на этом месте и был построен Петропавловский собор. При этом надо отметить, что изначально с древних времен на этой, господствующей над всем городом точке, стояла православная церковь. И было бы символично и справедливо если бы там воссоздали православный кафедральный собор, как это сделали в Москве с Храмом Христа Спасителя, тоже взорванном в 1936 году.
Возникает вопрос, - почему в историческом центре города на площади Свободы (бывшая Соборная) не воссоздан архитектурный облик второй половины XIX века, когда после подавления польского мятежа 1863 года и Великих реформ императора Александра II Минск вновь стал наполняться белорусами, и над всем городом господствовал православный Петропавловский кафедральный собор? Почему в сквере, где стоял памятник Александру II Освободителю, находится огромная яма, накрытая стеклянной пирамидой как в Лувре во дворе Наполеона? Это ряд совпадений или что-то иное?
Архитектор Сергей Багласов, разрабатывавший проект реконструкции площади, в своих интервью неоднократно заявлял, что он еще с начала восьмидесятых годов, работая над этим проектом, тесно сотрудничал с Олегом Трусовым
1, который известен как последовательный белорусский националист, весь национализм которого сводится к русофобии и ненависти к Русской Православной Церкви
2.
21 апреля 2013 г. в Минске во Дворце искусств, в рамках 11-й православной духовно-просветительской выставки «Вербны кірмаш», состоялась публичная конференция «Династия Романовых в исторической судьбе Западной Руси», посвященная 400-летию Дома Романовых. На конференции было принято обращение к властям города Минска с просьбой рассмотреть вопрос о восстановлении памятника Александру II на площади Свободы
3. После длительной переписки от городских властей был получен отказ в восстановлении памятника, со ссылкой на экспертное заключение Института истории НАН Беларуси, в котором в частности говорится: «Роль Аляксандра II у гісторыі Беларусі супярэчлівая, неадназначна ацэньваецца ў сучаснай гістарычнай навуцы і ў грамадстве. Аднаўленне помніка Аляксандру II можа з'явіцца дэманстрацыяй сімвалізма расійскага самаўладдзя на беларускіх землях і будзе неадназначна ўспрымацца ў грамадстве.»
4.
Однако, на площади Свободы рядом с тем местом, где ранее стоял памятник Александру II городскими властями уже принято решение установить памятник польскому композитору Монюшко, предположительно бывшего автором популярного у польских повстанцев 1863 года «Марша зуавов», и потом, уже с новым текстом, ставшего революционной «Варшавянкой». Следует сказать, что решение об установке памятника Монюшко последовало после обращения группы общественников, стоящих на националистических «литвинских» позициях, отвергающих родство белорусов и русских, во главе с одним из идеологов «литвинства» Алесем Белым
5. Не мешает также заметить, что Институт истории НАН, волнуясь о возможной неоднозначной оценке общественностью «символизма российского самодержавия на белорусских землях» в случае восстановления памятника российскому императору, поставленному самими же белорусами, совершенно спокоен по поводу символизма французской оккупации Минска во время отечественной войны 1812 года, когда французы на этом месте в день рождения Наполеона 15 августа 1812 года установили его бюст. Вот в этом и смысл стеклянной пирамиды в историческом центре Минска как в Лувре на площади Наполеона
6. В этой стеклянной пирамиде мы имеем визуализацию еще одного сюжета фальсификации истории, в результате которой термин «Отечественная вона 1812 года» был изъят из белорусских учебников и заменен чужой для белорусов «франко-русской войной»
7. За последние годы в подобном польско-европейском колониальном стиле реконструированы исторические центры практически всех белорусских городов (подготовка некоторых кругов вновь стать «Восточными Кресами»?).
И тут со всей очевидностью перед нами проявляется следующая парадоксальная ситуация: белорусы в подавляющем большинстве православные (82.5%), с Православной Церковью у государства установлены партнерские отношения, существует Союзное государство Беларуси и Российской Федерации, в официальных заявлениях постоянно подчёркивается о нерушимости братских уз белорусского и русских народов, и в то же время в культурной жизни не только белорусской столицы, но и других городов, преобладают и официально поддерживаются работы представителей творческой интеллигенции, исповедующих католичество или униатство, стоящих на националистических и русофобских позициях, и в добавок, находящихся в оппозиции к нынешнему политическому режиму. Все это выливается в массовые исторические фальсификации, воспроизводимые в культурной жизни в виде театральных постановок (пьеса «Пане Коханку», балет «Князь Витовт» ...), поп-музыки (группы «Стары Вольса», «Ліцвіны» …) популярной псевдоисторической литературы (Владимира Орлова, Анатолия Тараса, Михаила Голденкова …). И если отдельными белорусскими историками вольно интерпретируется история с более-менее осторожной фальсификацией, то творческая интеллигенция, опираясь на работы этих историков, уже не стесняясь массово тиражирует русофобские и, следовательно, белорусофобские мифы. Здесь показателен ажиотаж вокруг белорусских «вышиванок», выставка-продажа которых прошла в декабре 2014 года во Дворце искусств города Минска, и организованная общественной инициативой «Арт Усадьба» («Арт Сядзіба») и общественной организацией «Белорусский союз художников». С одной стороны, следовало бы только приветствовать такой интерес к народному творчеству, если бы суть популяризации элементов орнамента в этой компании не заключалась в том, чтобы показать изначальное культурное отличие белорусов от русских. На выставке преобладали мотивы белорусского национализма и литвинства вплоть до изображения герба «Погони» и бело-красно-белых флагов коллаборационистов времен Великой Отечественной, а также шевроны с изображением «белорусского» аналога Романа Шухевича - Михаила Витушки
8. Параллели с киевским Евромайданом и «украинской вышиваночной истерией» прослеживались и в том, что танцевальный коллектив, выступавший там, был в цветах украинского флага. Однако, местные «креативщики» всю эту компанию выстроили на очередной фальсификации. Дело в том, что, ставя в центр многочисленных узорчатых перепевов стилизованный крест, или как его с 70-х годов прошлого века стали еще называть «белорусский василек», был упущен тот факт, что этот знак является центральным элементов и в украинском, и у великорусском и даже в мордовском и чувашском орнаментах (у последних этот крест даже на национальных флагах). И если следовать истине, то этот крест-белорусский василек должен быть символом единства всех народов, относящихся к русской православной цивилизации. Именно этот смысл вложен в этот знак креста, который стал логотипом проекта "Западная Русь" еще в 2010 году
9.
В чем причина вышеуказанного парадокса, когда карт-бланш получают националистические круги, которые в общем не популярны в народе, да еще и враждебно настроены к теперешнему белорусскому режиму? По нашему мнению, это результат «идеологической ловушки», в которой оказалось современное белорусское государство. Официальная белорусская идеология, обозначает начало современной белорусской государственности с образования БССР после Октябрьской революции 1917 года в результате краха Российской империи. Вторая ключевая дата - это 19 сентября 1991 г., когда в процессе распада СССР Верховным Советом БССР была провозглашена независимость и образована Республика Беларусь. Таким образом получается, что две эти ключевые даты связаны с распадом государств, в которых, в основной своей массе белорусы были верноподданными и равноправными гражданами, и воспринимали эти события как трагические. Нет реальных фактов массового участия белорусов в борьбе против Российской империи и СССР. В то же время, о монархических настроениях, преобладающих среди белорусов во времена Империи, имеется множество документов. Также показательны результаты Всесоюзного референдума о сохранении СССР 17 марта 1991 года, когда 82,7% белорусов высказались за сохранение единой страны. Соответственно, отсутствует необходимый для государственной мифологии пантеон героев-борцов за независимость, поскольку те, кто выступал против собственной страны в народе воспринимаются как предатели. Большинство белорусов согласны с тем, что кризисные явления, возникшие во время переломных исторических событий, и в Российской империи, и в СССР можно было решить путем реформ, но не через уничтожение этих государств. Праздник 7 ноября, до сих пор отмечаемый в Республике Беларусь, приобретает все более блеклый и невнятный характер, в то время как последний император Николай II для подавляющего числа православных белорусов является святым царем-мучеником. Беловежский сговор Ельцина, Кравчука и Шушкевича по ликвидации СССР однозначно оценивается как предательский. Таким образом основные вехи образования белорусской государственности ассоциируются с трагическими событиями и антигероями.
Далее, официальные белорусские идеологи, всячески подчеркивая преемственность Советской Белоруссии, как и во времена Советского Союза, отвергают все, что связано с Российской империей, на руинах которой и возникла БССР. Здесь важно отметить, что самые яркие примеры фальсификации истории дал именно большевистский режим. Чего стоит один только сталинский «Краткий курс истории ВКП(б)», в котором вымарывалось множество политически неугодных имен, искажались дореволюционные события, и который стал основой всей советской историографии. И вот, все исторические фальсификации советской эпохи, включая героизацию польского повстанца Калиновского в роли борца за лучшую долю белорусов, перекочевали в белорусские учебные программы.
Но, далее у общества возникает вопрос, - а что было до этого, неужели у нас нет истории более чем на сотню лет? Поскольку период Царской России - это история «тюрьмы народов», включая белорусов, то, соответственно, обращаются к предыдущим государственным образованиям, в состав которого входила территория нынешней Белоруссии, то есть к Речи Посполитой и Великому княжеству Литовскому. В результате, этот период идеализируют, называя его чуть ли не «золотым веком», сопровождая массовыми подтасовками и искажением понятий, когда, например, польско-литовскую католическую шляхту, угнетавшую белорусов, называют «белорусской». В противовес весь период XIX века маркируется как подневольная жизнь белорусов под гнетом царизма в чужом для них государстве. Опираясь на все выше указанное, конструируется целый ряд антиисторических построений, когда, например, Отечественная война 1812 года становится франко-русской, в которой «белорусская» шляхта воевала на стороне Франции, что обосновывает ностальгические настроения по наполеоновским временам у стеклянной пирамидки. Мятежи польской шляхты, вызванные в том числе и реформами по освобождению белорусского крестьянства, объявляются белорусскими освободительными восстаниями и соответственно памятник императору Александру II, подавившему это восстание и действительно давшему свободу крестьянам от польских панов уже неуместен. Заглядывая далее вглубь веков, и следуя логике официальной идеологии, все польско-русские и литовско-русские войны превращаются в бесконечные русско-белорусские войны, включая раздутый миф об Оршанской битве
10, а древнерусский период поверхностно обозначается только повествованием о «независимом» от Киевской Руси Полоцком княжестве. При этом, как и в советской историографии, за рамками остается богатая история Белоруссии XIX века, когда произошел разрыв унии и воссоединение с Русской православной церковью. Вскользь отмечаются, как реакционные, целый ряд прогрессивных реформ Александра II по освобождению крестьян, в гражданском праве с преобразованием судебной системы, в области образования, в результате которых появился феномен «западнорусского возрождения», когда из детей простых крестьян стала формироваться белорусская интеллигенция, начавшая занимать административные посты, ранее полностью бывшие в распоряжении польской шляхты. Умалчивается, что именно в период вхождения белорусских земель в Российскую империю, представителями новой белорусской интеллигенции западнорусской ориентации была создана богатая историческая литература и заложены основы современной белорусской филологии и этнологии.
Таким образом, в современной Белоруссии, мы на каждом шагу наблюдаем проявление целой цепочки исторических фальсификаций, собранной, как из звеньев, доставшихся по наследству от советской историографии, так и новых, нанизанных современными «литвинствующими» историками, и транслируемыми в массы националистически ориентированной интеллигенцией.
Логично ожидать, что на этой зыбкой историографической основе, рано или поздно в Белоруссии, начнется отрицание общего с Россией советского периода с переосмыслением Великой Отечественной войны. То, что это неминуемо произойдет подтверждают события на Украине, где подобные процессы прошли со значительным опережением. Да и в Белоруссии уже появляется публицистика с оправданием белорусских коллаборационистов, в которой ставится под сомнение «отечественный характер» войны 1941-1945 годов, и она трактуется как «гражданская», по тем же критериям, как это уже сделано с Отечественной войной 1812 года.
Описанная «идеологическая ловушка», как раз и объясняет то парадоксальное явление, когда у белорусских властей оказываются востребованными недружественные им же прозападные националистически ориентированные историки и представители творческой интеллигенции, результаты чьей деятельности мы сейчас наблюдаем на каждом шагу. При этом надо отметить все возрастающий разрыв между большинством православных белорусов, ментально не отделяющих себя от русских, и набирающей силу «литвинизации» и «крипто-полонизации» под названием «мягкая белорусизация», которая к подлинной белорусской истории и культуре не имеет отношения. Эти проявления вышеописанной «идеологической ловушки», как раз являются одними из самых серьезных угроз стабильности белорусской государственности.
Выход же из этого тупика довольно простой - рассматривать весь исторический процесс объективно и непрерывно без мифотворчества и всяких изъятий от Древнерусского государства и Крещения в Киевской купели до сегодняшнего дня с позиции традиционных для белорусов ценностей Русской православной цивилизации, частью которой является Республика Беларусь. И конечно, у Республики Беларусь, как и у всякого государства, есть свой герой, и этот герой - весь белорусский народ, который в сложной ситуации последнего столетия, когда дважды пали общие с остальными частями русского суперэтноса державы, проявил силу воли, смог самоорганизоваться, не допустил хаоса, разрухи и всплеска взаимной ненависти, основанной на национализме и человеконенавистнических идеях. Но, если не будет найден выход из «идеологической ловушки», то опасность негативного сценария не только сохраняется, но и с каждым днем нарастает. Уроком в этом должен быть трагический опыт Украины.
Игорь Зеленковский