Святая Феодора, царица Сугдийская, - небесная защитница Святой Таврии (Крыма)

Dec 28, 2014 02:05

Оригинал взят у tiropolk в Феодора царица Сугдейская.


Изображение царицы Феодоры с обложки современной книги.

Царица Феодора Сугдейская персонаж крымских легенд; царица, которая, согласно преданию, правила городом Сугдея (нынешний Судак) в средние века. Легенды о Феодоре были известны еще в 18 веке среди местного населения Крыма.

Историки не смогли обнаружить доказательств существования Феодоры, но в легендах достаточно точно описывается борьба за владение над Крымом, происходившая в XII-XIV веках между Генуей и Венецией. Сугдея (в то время находившаяся под формальным управлением венецианского консула и одновременно бывшая в зависимости от Золотой Орды) была захвачена генуэзцами в июле 1365 года. Кто в это время управлял городом остается неизвестно.
В 1832 году вышел исторический роман С. П. Карпова «Феодора - властительница древней Сугдеи» (более не издававшийся) посвященный легендарной царице. Историк- крымовед Снежкова записала в 30-е годы вариант легенды, вошедший в современные литературные сборники. О царевне Феодоре также упоминают известные ученные- крымоведы А. Маркович, Е. Л. Марков, С. Качиони. В книге «В дебрях Крыма», изданной в 1902 г., С. А. Качиони приводит легенду о Феодоре со следующим сюжетом:

Царицу Сугдеи Феодору полюбил ее полководец Гиркас. Но Феодора дала обет безбрачия и отвергла все домогательства Гиркаса. Когда на Сугдею напали генуэзцы, Гиркас предал Феодору, показав генуэзцам дорогу в крепость. Генуэзцы взяли Сугдею. Феодора, прокляв Гиркаса, бросилась с верхней башни в море и разбилась о камни.

С середины двадцатого века легенда о Феодоре широко используется экскурсоводами и гидами благодаря возвышенному и благородному образу царевны.

Царица Феодора почитается как святая в Православной Церкви. Память её празднуется 28 декабря нового стиля в соборе Крымских святых.

Ниже приведены два варианта легенды о Феодоре Сугдейской народный и церковный. Кому какой больше нравится - выбирайте сами.



Светский вариант легенды Н. Снежковой:

С тех пор кануло много лет, а в людских сердцах память о мужественной и красивой царевне Сугдейской Феодоре, передаётся из поколения в поколения.

Доброта, ясный ум, непоколебимая воля и мужество Феодоры снискали ей добрую славу. А красота Феодоры соперничала с красотой южной страны, которой она управляла. Многие знатные вожди желали назвать красавицу Феодору своей женой. Одни предлагали ей свои богатства, другие славу, добытую в сражениях, третьи - молодость и красоту. Но всем отказывала царевна, ибо она дала обет безбрачия.

Замок, где жила Феодора, находился на вершине высокой скалы. Отсюда Феодора видела, как горными дорогами тянулись в Сугдею караваны верблюдов, навьюченных товарами, как к берегу причаливали иноземные суда.

Сугдея в то время была большим торговым городом и главным портом крымского побережья. Товары, шедшие с севера, востока и юга, проходили через Сугдею. Здесь, на великом торжище, можно было услышать разноязычный говор, увидеть венецианские тонкие сукна, китайские шелка, индийские ковры. Русские привозили в богатый и цветущий Сурож, как они называли Сугдею, горностаевые и другие драгоценные меха, чтобы обменять их у купцов восточных на бумажные и шелковые ткани и на пряные коренья.

Смотрела Феодора с высоты замка на свою страну, растянувшуюся вдоль побережья до самой Медведь-горы, и тревожные думы овладевали ею. С севера к границам Сугдеи подступали орды татар, а на востоке, в Кафе, притаились коварные генуэзцы, которые так и ждут напасть на богатых своих соседей. Да и в самой Сугдее неспокойно. Ссорятся между собой приближенные, беду накликают. С детских лет Феодора росла и воспитывалась вместе с двумя мальчиками-близнецами - Ираклием и Константином. Она разделяла с ними детские игры, не уступала им ни в чем - ни в плавании, ни в скачках на коне , ни в стрельбе из лука, ни в фехтовании. Крепко подружились Ираклий и Константин с Феодорой. А когда братья выросли и превратились в стройных, красивых юношей, их детская дружба к Феодоре переросла в пламенную любовь. Каждый из них предлагал красавице руку и сердце и каждый в глубине души надеялся, что она изберет именно его. Но царевна отказывала и тому и другому, ссылаясь на данный ею обет безбрачия. Однажды Ираклий, оставшись наедине с Феодорой, решительно сказал:

- Феодора, забудь свой суровый обет, позволь мне назвать тебя своей женой.

Девушка, как и прежде, ответила:

- Нет, Ираклий, не женой, а сестрой я буду для тебя.

- О прекрасная Феодора, сжалься надо мной! - взмолился Ираклий.

- Успокойся, Ираклий. Ты мне дорог как брат, я всегда буду ценить твою дружбу. Но знай, что я никогда не нарушу обет, я никогда не расстанусь со свободной девичьей долей.

Отвергнутый юноша молча повернулся и ушел, навеки затаив злобу в своем сердце на красавицу Феодору и на своего брата Константина, которого он считал своим соперником. «Что ж, Феодора, - размышлял Ираклий, - не хочешь добровольно, я силой тебя возьму. Я стану рабом сугдейским, а ты будешь моей рабой».

Константин, в противоположность своему брату Ираклию, был добрым, честным и скромным. Страстно любя Феодору, он помнил данный ею обет и не навязывался ей в мужья. Он хорошо понимал Феодору, ибо сам превыше всего ценил свободу и независимость. «Что ж, Феодора, - думал Константин, - будь по-твоему. Но до конца дней своих я останусь верен тебе, буду любить тебя и оберегать от всяческих опасностей».

Тем временем Ираклий решил осуществить свои коварные замыслы. Пробравшись в Кафу, он убедил генуэзцев напасть на Сугдею, обещая помочь им при взятии города. В награду за помощь предатель потребовал немного - пленницу Феодору.

И вскоре генуэзцы, как черные коршуны, налетели на крепкие стены Сугдеи. Несмотря на численное превосходство, они все же не смогли с ходу взять город. Сугдейцы во главе с Константином и Феодорой стойко и мужественно отбивали натиск врагов на протяжении двух месяцев.

Тогда Ираклий, пользуясь своим сходством с Константином, под покровом ночи проник в осажденную Сугдею. Зная все ходы и выходы, никем не замеченный, подошел к главным городским воротам. Два воина, сторожившие ворота, приняв Ираклия за Константина, подпустили его близко к себе. В один миг они оба упали замертво, сраженные мечом предателя. Ираклий открыл ворота.

С криком и воем ворвались враги в спящую Сугдею. Началась кровавая битва на улицах, во дворах, в домах. Застигнутые врасплох сугдейцы не смогли оказать захватчикам достойного сопротивления, и к утру Сугдея была взята.

Напрасно Ираклий предвкушал радость победы, напрасно ожидал, что вот-вот приведут ему связанную Феодору, которая упадет перед ним на колени и будет молить о пощаде. Как громом поразила его весть о том, что и Феодора и Константин вместе с группой защитников бежали на запад и укрылись в крепости Алустон. Посылая проклятия на головы беглецов, Ираклий поклялся схватить их живыми или мертвыми.

Через два дня генуэзские галеры показались у Алустона. Началась осада крепости. Войска генуэзцев бесчисленное количество раз шли на приступ, но безуспешно. На головы осаждающих сыпались камни, летели стрелы, лилась кипящая смола. Тогда генуэзцы подвезли стенобитные орудия, под ударами которых стали рушиться стены.

Видя, что Алустон не удержать, Феодора приказала воинам и жителям уйти из крепости и спрятаться на горе Кастель. Казалось, сама природа позаботилась о том, чтобы сделать куполообразную Кастель-гору неприступной. Редкий смельчак смог бы одолеть ее почти отвесные скалы.

Кроме того, Кастель была дважды опоясана крепостными стенами, сложенными из крепкого, звонкого камня. К плоской вершине горы, где находился замок и другие строения, вела одна-единственная тропинка, заросшая густым лесом. По этой тропинке и повел Ираклий генуэзцев.

Подойдя к первому поясу укреплений, генуэзцы поняли, что силой им не овладеть крепостью. Тогда они окружили Кастель и стали выжидать, когда голод и жажда заставят беглецов сдаться.

Выжидание не входило в расчеты Ираклия, желавшего как можно скорее заполучить Феодору и расправиться с братом. Он снова предложил генуэзцам свои услуги. По известному ему одному подземному ходу Ираклий пробрался на Кастель. И на этот раз воины были обмануты поразительным сходством братьев-близнецов. Приняв Ираклия за Константина, они пропустили его к воротам.

И тут Ираклий увидел своего брата, стоявшего у бойницы. Не задумываясь, Ираклий нанес ему в спину смертельный удар. Константин повернулся, посмотрел на брата помутневшими глазами, что-то прошептал и повалился на землю. Находившиеся недалеко воины, учуяв неладное, бросились к Ираклию, но было уже поздно. Тот успел отодвинуть засов, и враги хлынули в открытые ворота.

На шум битвы из замка выбежала Феодора. Дорогу ей преградил Ираклий.

- Что случилось? - спросила она, приняв его за Константина.

- Враги на Кастели! - закричал Ираклий. - Ты моя, Феодора, я спасу тебя!

Узнав Ираклия, Феодора в одно мгновение занесла над его головой меч.

- Будь проклят, предатель! - проговорила она, и отсеченная голова Ираклия упала к ее ногам.

Взошла луна и осветила ночное сражение на Кастель-горе. Сверкали подлунным светом щиты, звенели мечи, тут и там раздавались стоны раненых. В первых рядах воинов сражалась Феодора. Вся израненная, с решительным , пылавшим гневом лицом, она была и страшна и прекрасна. Враги пятились от нее, как от грозного видения… На юго-западной стороне Кастели, где нет растительности, видны темные полосы. Как передает народная молва, это следы кровавых ручьев, стекавших по скалам, следы жестокой битвы, в которой полегли все до единого защитники Кастель-горы вместе с девушкой-воином Феодорой.

Отсюда.
Сборники легенд о Крыме, в которые входит данная легенда

  • Легенды Крыма / сост. Г.Таран, худ. Ю.Белькович - Симферополь: Таврида,1974 - 176с. / Страницы 26-30.
  • Легенды Крыма - Симферополь: ИД Квадранал, 2005. - 64с. - (Серия «Крымский пилигрим»). - (Рус. яз.). ISBN: 966-8400-31-3. / Страницы 30-34.




Изображение благоверной царицы Феодоры в Алуштинском храме во имя св. Феодора Стратилата и всех Крымских святых.

Церковный вариант легенды:

В Алуштинском храме во имя всех Крымских святых и св. Феодора Стратилата на южной стене, справа от алтаря, есть редчайшая икона, изображающая собор Крымских святых. Образ написан липецким иконописцем Виктором Блиновым к празднику Всех крымских святых, установленному Священным Синодом в 1988 году, когда праздновали Тысячелетие Крещения Руси. Множество святых изображено на этой иконе, и среди них есть та, имя которой упоминается редко, а она доблестно и верно служила Богу до своего последнего вздоха, - это святая благоверная царица Феодора Сурожская.



Икона собор Крымских святых.

"В XIV веке весь южный берег Крыма, от Судака до Ялты, принадлежал царице-монахине Феодоре, прекрасной, добродетельной и неустрашимой", - сообщает нам один из греческих синаксарей. Царица и монахиня - редкое, вызывающее удивление сочетание. Столица её царства находилась в Сугдейе - нынешнем Судаке, на юго-востоке Крымского полуострова. Отец Феодоры, греческий топарх князь Феодор, происходил из древнего рода Палеологов, мать была итальянкой из Кафы. В семье воспитывались также два брата-близнеца, дети родственника князя Феодора. После смерти матери, царевны Феодоры, воспитание детей было доверено старцу отцу Иоанну - настоятелю монастыря святого Прокла на горе Кастель. Как сказано в летописи, "...старец Иоанн бежал из роскошной и суетной Византии, бежал от религиозных споров и разврата; скрылся здесь, в нагорной обители, устроил её, населил монахами...". Эта обитель на горе Кастель находилась в окрестностях тогдашнего Алустона, нынешней Алушты. Монастырь стал любимым местопребыванием юной Феодоры. Старец воспитал её в строгом аскетизме, говорил ей, что жизнь земная - только приуготовление к жизни вечной. С детства её не занимали девические игры и забавы - всё это было чуждо юной царевне. Беседы с людьми умными и благочестивыми, молитва, чтение Священного Писания и творений святых отцов - вот что было излюбленным занятием юной царевны. Она была милосердна, добра, отзывчива на чужое горе. Часто она объезжала с отцом его владения, и всем, кто обращался к ней с просьбой, помогала. В воинских упражнениях она не отставала от юношей: выучилась превосходно владеть мечом, смело управлять конём, метко стрелять из лука. Отец её, князь Феодор, с согласия императора Византии, умирая, оставил 16-летнюю царевну наследницей Сугдейи и подчинённых ей владений.

Став царицей, святая Феодора, принявшая к этому времени постриг в монашество, не изменила строгого образа жизни: в Сугдейю приезжала лишь когда этого требовали государственные дела, а большую часть времени проводила на своей любимой Кастель-горе, в монастыре святого Прокла, где жила в специально для неё построенной башне. Укрепляя монастырь, она провела туда водопровод из источника у Яйлы, а также устроила в одной из башен подземный ход к морю.

Как уже было сказано, она росла с двумя родственниками-близнецами Ираклием и Константином. С возрастом детская привязанность к девице перешла у Ираклия в чувство страстной любви. Но ведь царица была монахиней. Страстно молил её Ираклий забыть свой обет и стать его женой, сулил содействие Патриарха, но святая Феодора твёрдо отказала ему, сказав, что самая лютая смерть милее ей, чем нарушение монашеского обета. Озлобился гордый и властолюбивый юноша, получив отказ, и, наущаемый диаволом, решил погубить святую.

Ираклий решился на предательство. Пробравшись в Кафу, он убедил генуэзского консула напасть на Сугдейю, обещая помощь при взятии города. В уплату за свое вероломство изменник потребовал отдать ему Феодору. И вскоре под стенами города собралась чёрная рать генуэзцев. Два месяца длилась битва. Во главе защитников крепости встала царица-монахиня. Как неустрашимый воин Христов она взяла в руки меч. Там, где Феодора появлялась на боевом белом коне, силы защитников города удесятерялись.

Но вот изменнику Ираклию удалось пробраться в крепость, пользуясь сходством с братом-близнецом Константином. Он убил часового и открыл ворота врагу. Генуэзцы ворвались в город. Силы были неравны. К утру Сугдейя была под их властью. Царица с верным помощником Константином, остатком войска и частью жителей ушли на запад и укрепились в крепости Алустон. Они решили умереть православными.

Вскоре галеры генуэзцев показались у Алустона. Началась осада. Войска католиков-генуэзцев много раз шли на приступ, но православные оборонялись твёрдо. Тогда генуэзцы подвезли стенобитные орудия и стали ими разрушать стены крепости. Видя, что город не удержать, Феодора вывела из Алустона воинов и жителей. Они скрылись на горе Кастель в монастыре святого Прокла.

Как уже упоминалось, от монастыря святого Прокла, прямо из башни Феодоры, шёл подземный ход к морю, к восточной части горы. Там, у пристани, всегда стоял под парусами корабль, готовый отвезти царицу в Византию. Она собрала совет, решавший как быть: отплыть ли ей в Византию, и тогда её подданные останутся живы, потому что главной причиной этой войны после взятия Сугдейи была только она, царица-монахиня. Но народ в один голос возопил: "Нет, царица, не покидай нас! Мы не хотим быть под властью врагов наших. Падём около тебя...".

Вскоре у стен монастыря появились генуэзцы. Враги решили взять Кастель длительной осадой. Но окончательно обезумевший предатель Ираклий не мог ждать долго и вызвался проникнуть туда. По известному ему с детства подземному ходу прошёл он в обитель и открыл ворота. Он рвался к Феодоре. А она уже вышла навстречу ему с мечом в руках. Узнав о том, что Ираклий открыл ворота, царица в праведном гневе своими руками отсекла ему голову. Ожесточённо сражались в этой битве все: монахи, женщины и даже дети. Был убит Константин. Святая Феодора с возгласом: "Господи! Приими меня!" - ринулась в самую гущу битвы и положила душу свою за Православие. Её кровь обагрила склон Кастель-горы. И до сих пор там, на сером фоне утёса, ещё видны багровые тёмные полосы. Скала эта носит название Эмата-кая (Гемата), или Кан-кая, что по-гречески означает "кровавая скала". Местное предание гласит, что это - застывшая кровь святой благоверной царицы Феодоры Сурожской и всех защитников Православия, павших здесь.

Отсюда.

Дополнительное чтение:

http://www.krimoved-library.ru/books/zagadka-knyazhestva-feodoro16.html

чудеса, Крым, церковь с народом

Previous post Next post
Up