Из воспоминаний канцлера фон Бюлова:
"Мы прибыли в Англию в полдень 20 ноября 1899 года и были приняты герцогом Коннаутским, третьим сыном королевы Виктории, принцем благородных идей, добрых манер и полных дружеских чувств к своему племяннику кайзеру, Пруссии и Германии. Его жена, дочь принца Фридриха Карла Прусского, была напротив враждебна настроена ко всему немецкому. Однажды я спросил кайзера, что бы сказала его двоюродная сестра и тетя, герцогиня Коннаутская, если бы на каком-нибудь приеме при британском дворе или на вечеринке в саду к ней подошел прусский генерал и выразил свое удовольствие от встречи с дочерью победителя при Дюппеле, Кёнигграце и Меце. Кайзер подумал, что это будет ужасно неудобно для маленькой Луизы. Далее я спросил кайзера, что сказала бы российская царица Александра Федоровна, если бы немецкий офицер выразил двоюродной сестре германского кайзера свое удовольствие, напомнив, что она была дочерью немецкого принца и командующего армией, которая хорошо послужила в войне 1870 года. “Это было бы ужасно для Аликс", ” - сказал кайзер...
Я спросил кайзера, как получилось так, что наши немецкие принцессы часто сильно отличались от французских, британских, русских и итальянских принцесс, дочерей принцев других стран. Он предположил, что это, вероятно, как-то связано с более слабым национальным чувством немцев. Я слышал, как Герберт Бисмарк иногда выражался гораздо более горячо: патриотические недостатки немецких принцесс и принцев, которые нашли дом за границей, были вызваны тем фактом, что немецкий народ никогда не знал, как образумить своих принцев, как это делали французы во многих случаях, англичане в отношениях с Карлом I и Яковом II, итальянцы во время Рисорджименто, испанцы с королевой Изабеллой и Доном Карлосом, шведы с Васа, русские в заговорах и убийствах.
К сожалению, это факт, что во время Мировой войны королева Бельгии Елизавета Виттельсбах, королева Румынии Мария Веттин из ветви Кобургов, принцессы Виктория, Елизавета и Аликс Дармштадтские, дочери очень древнего рода Брабант-Гессен, демонстративно отрицали свое немецкое Отечество. Королева Мария Английская, урожденная Тек-Вюртембергская, герцогиня Елена Олбани, урожденная Вальдек, принцесса Елизавета Маврикиевна Веттин из Альтенбургской ветви, по крайней мере, не выставляли напоказ свое мнение; принцесса Мария Павловна, принцесса Мекленбургская, делала это только вечером. Печально наблюдать, что в немецкой нации, и только в немецкой нации, на вершине, в старинных немецких княжеских домах, так же широко распространен дефицит национальной гордости, как и на нижних уровнях коммунизма".
P.S. Перевод выполнен Т. Кухаренко и взят с её разрешения из
группы кайзера