Болезнь принца Отто Баварского, брата короля Людвига II. 1 часть

Jul 21, 2019 22:07

Автор: Татьяна Кухаренко

С раннего детства принц Отто рос общительным, веселым мальчиком, экстравертом, который не испытывал трудности в общении с окружающими, его любили при дворе и за ним почти не замечалось ненормального поведения. В отличие от своего старшего брата Людвига, принц Отто с удовольствием носил военную форму, часто заменял брата на охоте и военных мероприятиях. 27 апреля 1863 г. принц Отто был назначен 2-м лейтенантом, а с 1 марта 1864 г. проходил военное обучение в кадетском корпусе и 26 мая повышен до звания старшего лейтенанта. Достигнув совершеннолетия в 1866 г. Отто получил чин капитана и вступил на действующую военную службу в пехотный полк. Молодой принц принял участие в Австро-прусской войне 1866 г. и Франко-прусской войне 1870-71 гг.
Отто и Людвига связывала близкая братская привязанность, они не раз совершали совместные поездки, как например в Вартбург в 1867 г. Отто любил театр, как и его брат, но произведения Вагнера не вызывали у него восторга, как у Людвига. В одном из писем Козиме фон Бюлов в 1867 г. Людвиг охарактеризовал своего младшего брата: «Он - совершенно обычный человек, без малейшего чувства к высокому и прекрасному. Он проводит на охоте весь день, много в компании моих низких, безмозглых двоюродных братьев, а вечером много в театре, где он особенно любит балет».
В канун Нового 1867 года, в то время Отто было 19 лет, он привлек к своему поведению некоторое внимание. Во время чаепития с матерью, королевой Марией, он посчитал себя обиженным и потребовал дуэли. На другой день Отто написал Людвигу в письме, что все было только глупым недоразумением.




Первоначально состоянию здоровья Отто не придавали пристального внимания и тщательного врачебного наблюдения. Неуравновешенного юношу отправили привести нервы в порядок и посмотреть мир в длительную поездку. Такие познавательные путешествия входили в программу взросления для детей европейских княжеских домов. За 1868-69 гг. Отто посетил Австрию, Францию, Италию, Испанию, Балканы, Турцию и, Святую Землю, где он подхватил лихорадку и вынужден был соблюдать постельный режим. Через полгода Отто вернулся в Баварию, где вновь перенес приступ лихорадки. Врачи рекомендовали молодому принцу покой и отдых на природе. Последовав совету медиков, Отто вместе с матерью весной 1870 г. поехали в Хоэншвангау.
Cостояние принца однако не улучшалось. При дворе и в дипломатической среде ходили разговоры о расстройстве нервной системы принца и даже сравнение его с тетей Александрой (1826-1875), младшей сестрой Максимилиана II, известной своим странным поведением. Еще с юности принцесса вообразила, что проглотила стеклянное пианино, по другой версии стеклянную софу, испытывала страх и неприязнь от прикосновений других людей и из-за боязни испачкаться, меняла несколько раз в день наряды, носила исключительно светлую одежду и часто умывалась. Александра никогда не выходила замуж, она стала настоятельницей женского религиозного общества Святой Анны в Вюрцбурге в Мюнхене. Принцесса посвящала себя много делам благотворительности, занималась переводами и издала несколько собственных книг.
Что касается Отто, то несмотря на тяжелое состояние здоровья, он даже принял участие во Франко-прусской войне, как член генерального штаба. Оба брата тяжело переживали войну против Франции, основание империи, потерю баварского суверенитета и провозглашение кайзера Вильгельма I. В разгар войны Людвиг подумывал отречься в пользу своего брата, но затем взял свое решение обратно. Душевное и физическое состояние Отто в тот период отражено в дневниковой записи от 30 октября 1870 г. кронпринца Фридриха Прусского: "Бледный, жалкий, дрожащий словно в лихорадке, он сидел передо мной, а я объяснял ему необходимость единства военных, дипломатии и главы Дома. Понимал ли он эти вещи, я не мог узнать от него, даже если он действительно слушал ". По этому описанию можно судить, что Отто испытывал большой стресс от известия брата и предшествующая лихорадка также сказалась. Переживания отразились на состоянии здоровья Отто. Он страдал от сильных депрессий, становился замкнутым и нелюдимым.
Людвиг сообщал 6 января 1871 Сибилле фон Леонрод о тяжелом состоянии Отто: "Это печаль с болезненным состоянием Отто, которое заметно ухудшается. В некоторых вещах он более взволнован и скрупулезен как тетя Александра, что, конечно, хочу больше сказать, он часто вовсе не ложится спать более 48 часов, не снимает свои сапоги уже 8 недель, ведет себя как сумасшедший, корчит ужасные гримасы, лает как собака и есть моменты, когда он в лицо бросает большие грубости; потом он снова часто естественен и благоразумен как обычно. С Зольбригом уже проведены консультации. Если он не последует совету врачей в ближайшее время, будет уже слишком поздно."
После случившегося припадка 10 мая 1871 г. Отто было решено поставить под регулярное наблюдение у врачей. Людвиг испытывал глубокую печаль видя, как страдает младший брат и ему выпала нелегкая задача - побудить его вести несколько изолированную жизнь. Обследовать и лечить брата Людвиг вначале поручил лейб-медику Францу Ксаверу Гитлю, который созвал консилиум из придворных врачей Иосифа Вольфштайнера и Карла Браттлера и привлек в помощь главу Верхней баварской окружной психиатрической больницы Карла Августа фон Зольбрига. Отчеты лечащих врачей Гитля, Зольбрига, Вольфштайнера и Браттлера от 15 января 1872 года говорят о состояниях возбужденности и депрессии, склонности к насильственному поведению, о галлюцинациях, слабоумии и растерянности принца Отто. Это не типичные симптомы тревожного расстройства. Принц пугал свою свиту и слуг криками, нечленораздельными звуками, отказывался подолгу принимать еду, пренебрегал чистотой и зимой несколько недель не хотел снимать ботинки. После нескольких консультаций доктора сошлись на мнении, что Отто страдал душевным заболеванием, прогрессирующим слабоумием по причине неупорядоченного образа жизни и неудовлетворительного питания. Уже давно ходили разговоры о кутежах Отто и его связях с девицами легкого поведения. Придворные медики доктора Гитль и Браттлер напрасно пытались призвать Отто к нравственному образу жизни. Советы и наставления не подействовали на принца. Скрывать от посторонних тяжелое состояние Отто стало невозможным. Посол Вертерн докладывал Бисмарку в 1872 г. о нервном расстройстве баварского принца. Доктора не видели шансов на излечение.



23 января 1872 г. Людвиг написал брату, что он разделил мнение врачей о необходимости медицинского лечения. Поэтому Отто должен со своей свитой и врачом доктором Браттлером отправиться в замок Нимфенбург. При этом он должен повиноваться распоряжениям врачей, которые получили необходимые полномочия от короля.
В конце февраля 1872 г. для помощи перевозки Отто в Нимфенбург, на случай протестов и отказа принца, были вызваны несколько смотрителей и охранников из психиатрической больницы. Прибыла также королева Мария и ее адъютанты. Отто протестовал и предстал перед врачами, стоя в голом виде на кровати. Отто потребовал удаления доктора Зольбрига и только доктору Гитлю удалось успокоить, уговорить принца собраться в поездку.
4 марта Отто в письме обвинял Людвига в унизительной перевозке в Нимфенбург и упрекал его, что никогда не простит ему этого, как инициатору лечения. В скором времени Отто был вынужден просить у брата прощение за свое бестактное поведение.
После смерти доктора Зольбрига в мае 1872 г. лечением принца Отто стал заниматься доктор Иоганн Бернхард Алоиз фон Гудден (1824-1886). 9 февраля 1875 г. доктор Гудден составил медицинское заключение о состоянии здоровья принца. С 1876 г. после увольнения доктора Браттлера Гудден принял официально общую ответственность за лечение Отто. Гудден изучал медицину в Бонне, Галле и Берлине. После получения докторской степени в 1849 г. он приступил к своей первой работе младшим врачом в психиатрической больнице в Зигбурге. В 1851-55 г. затем в клинике Илленау в Бадене, с 1855-69 гг. в Вюрцбурге в качестве директора психиатрической больницы. В 1869 году Гудден был назначен директором больницы в Цюрихе, а также стал профессором психиатрии в Цюрихском университете.
С 1872 г. Гудден становится директором Верхней баварской окружной психиатрической больницы и вскоре профессором психиатрии в Мюнхенском университете. Он был призван в Мюнхен по ходатайству министра просвещения и религии Иоганна фон Лутца. Гудден получил свое назначение благодаря влиятельным связям среди политиков, министра Лутца и министра внутренних дел Зигмунда фон Пфойфера. Министры хотели держать своего человека, который бы наблюдал за здоровьем принца Отто, а заодно присматриваться к здоровью короля Людвига.
Гудден взял себе в помощники врачей из Верхней баварской окружной психиатрической больницы. Дважды в месяц Гудден извещал короля Людвига о состоянии Отто. Став главным врачом в лечении принца Отто в 1876 г., Гудден приобрел со временем большое влияние благодаря разным связям среди придворных и министерской бюрократии. Как можно узнать из письма посла Вертерна к канцлеру Бисмарку от 12.11.1872: "Как мне вчера сказал г-н Лутц, вопрос о регентстве не является спорным. (…) Как я, так и господин фон Лутц, имеем в виду, что если реальное расстройство ума у его величества короля будет констатировано и регентство принца Людвига должно быть необходимо, этот кризис может произойти без всяких конвульсий».
Министры, обеспокоенные здоровьем Отто, уже в начале 1870-х гг. хотели пристально наблюдать и за здоровьем его старшего брата и при сложившихся обстоятельствах быть готовыми провозгласить регентство. Дружеские связи Гуддена с Лутцем еще сыграют свою роль, когда этот процесс был запущен в 1886 году с грубыми нарушениями. Гудден нарушил все медицинские и психиатрические принципы при постановке диагноза Людвигу. И тем самым Гудден внес свой вклад в цепь роковых событий, которые закончатся смертью короля и самого психиатра в Штарнбергском озере.
Методы лечения пациентов предложенные и практикуемые Гудденом в середине 19 века считались новаторскими. Гудден выступал за гуманное отношение в лечении пациентов, общественное социальное взаимодействие между пациентами и хорошо обученным медицинским персоналом. Он считался значительным реформатором в истории психиатрии, но как диагност и практикующий врач был незначительным.



Доктор Гудден

Состояние здоровья Отто со временем только ухудшалось. Санаторно-курортное лечение и лекарственная седативная терапия предложенная Гитлем и видоизмененная Гудденом были мало эффективными. Пребывание Отто в замке Людвигшталь не принесло принцу пользы. По настоянию медиков Отто был переведен из Мюнхенской Резиденции в 1872 г. в замок Нимфенбург под медицинский присмотр. До 1875 г. состояние принца было относительно терпимым, он появлялся в обществе, ему было разрешено покидать Нимфенбург, совершать прогулки, поездки иногда без сопровождения в Хоэншвангау или в охотничий домик в Альпах Эльбигенальп, посещать народные праздники, церковь. Со временем его необычное поведение стало учащаться и становилось опасным для окружающих. Поэтому доктора рекомендовали изолировать принца в пределах замка. Двери комнат Отто в замке Нимфенбург были снабжены глазками, которые можно было открыть только снаружи. Окна были завинчены. Людвиг ежедневно получал отчеты от врачей о здоровье брата.
После бурного инцидента на публике Отто решили взять под более строгое медицинское наблюдение. В день праздника тела Христова 27 мая 1875 г. во Фрауэнкирхе Отто пробился сквозь толпу людей к ступеням главного алтаря, затем упал перед архиепископом Грегором фон Шерром и громко на всю публику признавался в своих грехах. Священник был вынужден заверить принца, что он попросит у Бога прощения от имени Отто. Событие громко обсуждалось в общественности. Отто в письменном виде просил прощение у мюнхенского архиепископа за беспокойство, которое он учинил на мессе.
Болезнь обострялась без заметных улучешний, его бурные выходки, припадки, галлюцинации и словесный бред становились все более активными. Доктор Гитль рекомендовал переместить проживание Отто за город. Появление в общественности принца становилось еще реже, почти до конца 1870-х гг Отто кратковременно появлялся на публике. Одним из посещений общественности произошло 22 августа 1875 г. когда Отто вместе с Людвигом появились на королевском параде.
После шумного инцидента Отто поместили под строгую изоляцию в замок Шлайссхайм (Schleißheim), где он находился в 1876-1879 гг. под надзором медиков и смотрителей из Мюнхенской психиатрической больницы. С весны 1877 г. Отто проживал от случая к случаю в Фюрстенриде, а с 1883 г. пребывал там постоянно до своей смерти. Принц был очень сильно недоволен пребыванием в Фюрстенриде и умолял брата позволить ему выйти. Но это было невозможным. 16 марта 1878 г. Отто был признан недееспособным и после этого Людвиг окончательно понял, что брат не может быть его наследником на престоле и стал задумываться о других кандидатах, в частности о кронпринце Рудольфе Австрийском.

P.S. Текст взят из группы Людвига

Баварское королевство, фотографии

Previous post Next post
Up