Nov 23, 2008 17:15
Собственно о чем?
Недалекое будущее. Северная Америка. Гай Монтэг работая пожарником, выезжает на вызовы не для того чтобы тушить пожары, а с целью уничтожения книг, знакомится с девочкой Клариссой Маклеллан, которая дает прорости в нем уже давно заложенное зерно сомнения в искаженой реальности окружающего мира. Вызывает бунт в душе Монтэга, говоря о том, что пожарные должны спасать от пожаров, а не жечь книги в силу сложившихся в последнее время стереотипов. Раскрывает глаза на, казалось бы, обычные вещи и, наконец, спрашивает, счастлив ли Монтэг?
Бездуховное будущее: Общество в виде зомбированной в потреблении постоянного удовольствия жены героя Милдред увязло в жизни «родственников», которых оно каждый день видит на плазменных панелях затянувших стены дома, а по ночам слушает далекий голос ракушек подменяющих реальный мир. Она горами поглощает снотворное. Вся жизнь этого общества это сон-работа-развлечение-сон-работа-… Она насквозь пропитана желчью и ядом.
С помощью своего духовного отца Фабера чудом уцелевшего в в этой развеселой цивилизации не думающих людей Монтэг находит находит правильный путь к спасению своей души и тела. И сжигая всё на своем пути, преданный собственной, хоть и такой далекой ему женой, оставив за спиной сожженный дом, Монтэг бежит в поисках спасения, в поисках истины.
Война, бомбардировка, смерть, снова огонь. Смерть ради спасения. Конец прошлого и начало будущего, которое будем писать мы сами. Сможем ли как феникс сгоревший в огне, впредь не допустить этой ошибки.
Отсебятина:
Удивительно как можно было так предчувствовать будущее. Книга, вышедшая уже 55 лет назад книга под грифом «фантастика» так глубоко отразила надвигающуюся катастрофу необразованности, что уже не выглядит так фантастично, как хотелось бы. К счастью пока оно ещё может и кажется несколько утрированным, но кто знает, что будет через лет ~дцать. Многие мои знакомые уже сейчас, на вопрос какую книгу и когда ты в последний раз прочитал, в шутку отвечают: Первую, букварь и зеленую. Но как говориться в шутке всегда есть лишь доля шутки.
Мы читаем рекламу, буклеты, которые нам впихивают у метро, краткое содержание фильма на обороте коробочки, содержание покупаемых продуктов и инструкцию по использованию освежителя воздуха, а книги стройными рядами под слоем пыли смотрят на это с немым укором.
Так почему же произведение оказывает такое впечатление. Не потому, что показывает нам наше будущее, а скорее потому, что обличает истоки ведущие к этому.
Лжеценности в виде соседей заменяющие нам живое общение (Дом2), плазменные монторы во всю стену (ну пока это все же 42 дюймовые мониторчики, хотя дело к тому и идет), орущие наушники-ракушки, мчащиеся по трассам машины с кучей рекламы старающейся переплюнуть друг-друга по размерам что бы успеть отложиться в черепной коробке и навязать себя, механический пес «живой и в тоже время мертвый» способный только на разрушение, затравливание животных (собачьи бои), уничтожение книг (жаль не могу сказать, что сейчас этого нет. Если даже не вспоминать фашистской Германии, то хотя бы в Израиле в этом году власти демонстративно сожгли книги Ветхого Завета), забытие истории и подмена ее несуществующей, что приводит к новым войнам. Как глупую птицу феникс, которая также бездумно сжигает себя на костре, не помня своего прошлого. Зато все счастливы. Все выселяться.
Книга о том, как остаться человеком в нечеловеческом мире, чтобы мир технологий и навязанного чужого мнения не заменило человеку его личности. Так чтобы не утонуть в мире объятом 451 градус по Фаренгейту. В 53 когда книга только вышла в свет её и правда можно было отнести в раздел фантастики и назвать "технической антиутопией". Со временем она стала всё больше становилась пророчеством. А сейчас и вовсе стала больше походить на драму.
Явного хэпи энда в ней, правда, нет. Но пока опалые листья все еще пахнут корицей, а «книги пахнут мускатным орехом или еще какими-то пряностями из далеких заморских стран», мы еще живы, хотя вопрос «как скоро?» все еще остается открытым…
Цитатник:
* В конце концов, мы живем в век, когда люди уже не представляют ценности. Человек в наше время - как бумажная салфетка: в нее сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают...
* Не пытайтесь судить о книгах по обложкам.
* Журналы превратились в разновидность ванильного сиропа. Книги - в подслащённые помои. Так, по крайней мере, утверждали критики, эти заносчивые снобы. Не удивительно, говорили они, что книги никто не покупает. Но читатель прекрасно знал, что ему нужно, и, кружась в вихре веселья, он оставил себе комиксы. Ну и, разумеется, эротические журналы. ... И всё это произошло без всякого вмешательства сверху, со стороны правительства. Не с каких либо предписаний это началось, не с приказов или цензурных ограничений. Нет! Техника, массовость потребления и нажимом со стороны этих самых групп - вот что, хвала господу, привело к нынешнему положению. Теперь благодаря им вы можете всегда быть счастливы: читайте себе на здоровье комиксы, разные там любовные исповеди и торгово-рекламные издания.
* Знаете ли вы, почему так важны такие книги, как эта? Потому что они обладают качеством. А что значит качество? Для меня это текстура, ткань книги. У этой книги есть поры, она дышит. У неё есть лицо. Её можно изучать под микроскопом. И вы найдёте в ней жизнь, живую жизнь, протекающую перед вами в неисчерпаемом своём разнообразии. Чем больше пор, чем больше правдивого изображения разных сторон жизни на квадратный дюйм бумаги, тем более «художественна» книга. Вот моё определение качества. Давать подробности, новые подробности. Хорошие писатели тесно соприкасаются с жизнью. Посредственные - лишь поверхностно скользят по ней. А плохие насилуют её и оставляют растерзанную на съедение мухам.
* Посмотри же вокруг, посмотри на мир, что лежит перед тобой! Лишь тогда ты сможешь по-настоящему прикоснуться к нему, когда он глубоко проникнет в тебя, в твою кровь и вместе с ней миллион раз за день обернется в твоих жилах. Я так крепко ухвачу его, что он уже больше не ускользнет от меня. Когда-нибудь он весь будет в моих руках, сейчас я уже чуть-чуть коснулся его пальцем. И это только начало.
*...простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу
451,
книга,
бредбори