Эстетское восприятие Мандельштама

Aug 04, 2010 16:13

 Некоторые , в силу своей лени  отказываются заниматься точными науками и заявляют о себе как о человеке с гуманитарным складом ума.   Подростку необходимы покровительство  и уязвимость других  для безжалостного самоутверждения -  унижения сверстников и  любования собой. Именно такие перспективы открылись моему приятелю, когда он в шестнадцатилетнем возрасте открыл книжку стихов Мандельштама и потом прочитал о нем сзади, на суперобложке. Это было озарение, первое сильное его переживание. Всю ночь он мечтал о славе и желал себе долгих лет жизни. 
 Чем удобен Мандельштам? Тем, что его нельзя понять неподготовленному читателю и в узком кругу запросто можно сойти за знатока и пользоваться этим. Понимание придёт позже. А до этого можно прикрываться "многоуровневостью восприятия" и" разночтением".Порою кажется что это и есть высокое искусство - непонятное и разноинтерпретируемое . И собственные первые стихи для неискушённого окружения выглядят совсем не как продукт робкого интереса и наивности. В лицее моего приятеля всегда окружали девушки. С завистниками он расправлялся хладнокровно-презирал "чернь" и "толпу".
  Стихи Мандельштама - очень сложные для восприятия , почти во всех  неподготовленному читателю не понять не только смыл , но и  вообще не ясно о чем идет речь. Достаточно полгода почитать критику, комментарии ( которых нет ещё в нужном объёме) , чтобы  что-то началось проясняться. За некоторым исключением,во всех стихах Мандельштама можно дойти до понимания сути. Но у немногих молодых поэтов  хватает сил терпения на это. Чем так страшно непонимание? То что оно порождает как эпидемия массовое непонимание и профанацию искусства. Непонятное становится оружием, творец - голым королём. Превратное понимание может привести к ереси.
  Два - Концерт на вокзале и " Что поют часы-кузнечик" - из самых тёмных и заумных стихотворений Мандельштама выбраны моим приятелем для написания научных статей с расчетом : большой выигрыш при минимальном риске.  Можно сделать открытие вдруг , и всю жизнь себя уважать, а проиграть  - так великие умы тоже ошибались  разбирая такие сложные и гениальные стихи. Процесс создания стихотворения  не схож с программированием - логика намного сложней, непостижима  научному  разбору.  Удивительно, что многие молодые литературоведы так много занимаются текстом, выискивая смысл в схожести образов и реминисценциях, буквально истолковывая их , ка будто стихотворение - ребус, законспирированное сообщение ,  головоломка с ключом,  и так мало истории, воссозданию исторической и, конечно, культурной обстановке того времени.  Павловские концерты,  архитектура Павловского. и Царскосельского вокзалов, подробности смерти Иннокентия Анненского, смерть Блока и расстрел Гумилева в год написания стихотворения, безответная любовь Мандельштама - знание таких реальных вещей необходимо для нормального восприятия этого произведения.
Для кого писал Мандельштам? Для студентов филологических факультетов, которые бы читали и разбирали : " элизиум  значит... и в "Пироскафе" Баратынского элизиум. из этого следует , что он имел ввиду прощание с родством золотого века.с мифом. "Не  мог он представить такого отношения к стиху. Он писал для современников , и первую очередь надо знать значения слов в разговорном и поэтическом контекстах . Стихотворение должно быть понято на уровне написания, только после такого понимания можно о нем размышлять - указывать на сходство с Пушкиным или Дельвигом,  восхищаться,  критиковать.Для моего же приятеля непонятность и фетиш рождали слепое поклонение., после которого он различными литературоведческими подтасовками объяснял смысл произведения: " За счет           
обращения к пушкинской поэзии стеклянный лес превращается в небо («где под стеклянным небом ночевала...»), и образ стекла обретает прежнее положительное значение. Однако гармоничное мировосприятие девятнадцатого столетия несовместимо с современностью, и об этом свидетельствует глагол «ночевала» - единственный глагол во всем стихотворении, употребленный в прошедшем времени." С таким подходом к поэзии можно объяснить любую бессмыслицу и утверждать, что это настоящее искусство - так как не хуже Мандельштама.Можно писать такие стихи, в которых от Мандельштама остались образы, надуманный пафос и темы, но лишены энергии мысли, без которой творчество нежизнеспособно, и считать их   достойными, потому что их можно разно и долго интерпритировать,  находить всё новые и новые смыслы. Конечно, написал: "осень служит литургию",  - и   стихотворение уже глубокомысленное, упомянул "Ласточку живую" - вот тебе и надежда к тоске и тема творчества, или любви, на выбор, под настроение.  Стихотворение и готово.

Слава Богу, что поэзия, в отличие от , например, изобразительного искусства не может быть объект ом инвестирования. Её мы ещё не потеряли.

livejournal, Мандельштам, welcome

Next post
Up