Искусство жить или 10-дневный "лагерь" для взрослых.

Aug 13, 2024 08:29

Рубрика «О главном».

Я вернулся с ритрита «Випасана» и хочу поделится самым ценным сокровищем, которое только можно найти в жизни, может быть это будет кому-то интересно.


Итак, начну по порядку, коротко и по существу, потом будет лирика и притча:

Что такое ритрит?
Ретрит (англ. retreat - «уединение», «удаление от общества») - это время, проведенное в духовных практиках, удалении от социума, уединении.

Что такое «Випасана»?
Випассана, в переводе с древнеиндийского языка Пали, означает видеть реальность такой, какая она есть. Не замутненным взглядом, такой какой она проявляется в моменте здесь и сейчас. “Пассана” означает смотреть, видеть с открытыми глазами, обычным образом; но “Випассана” значит наблюдать вещи, как они есть в действительности, а не какими они кажутся. Фактически это техника восприятия реальности не такой как вам бы хотелось что б она была, а такой какая она есть в проявлении именно здесь и сейчас в моменте.

В чем суть техники «Випасана»?
Суть техники в тренировке вашего ума, внимания, сознания с помощью медитации и осознании фундаментального закона природы, закона непостоянства - Аничча.
Что такое медитация?
Медитация - это различные техники, упражнения и практики, которые позволяют успокоить наш вечно беспокойный ум, научится контролировать свое внимание и концентрацию ума, расслабиться, прояснить сознание, управлять своим вниманием и разумом, обрести внутренний покой и гармонию.

Что такое фундаментальный закон природы - Аничча?
В переводе с древнеиндийского языка Пали - Аничча [anicca] Это - закон непостоянства. В соответствии с ним, всё в мире находится в постоянном движении (появляется и исчезает) и ничто не является постоянным - неизменным, включая физические предметы, события, живых существ, звёзды, планеты и т.д, все не постоянно - это факт.
Анитья или аничча проявляется в человеческой жизни в виде процесса роста и старения, в виде череды перерождений, в виде страданий и т.п. Ввиду того, что все феномены мира непостоянны, привязанность к ним тщетна и ведёт к страданиям.
Вся материя состоит из маленьких частиц которые появляются и исчезают с огромной скоростью (примерно 1 с 24 нулями в секунду), подтверждая закон непостоянства на материальном уровне. Абсолютно все вокруг нас - это вибрации, абсолютно все.
Как можно осознать суть закона непостоянства?
Только на своём опыте через связку ум тело, для этого используется техника медитации «випасана».

Когда возникла технихника «Випасана» и где? Кто ее придумал?
Техника возникла в Индии более 2500 лет назад как универсальное средство от всех несчастий. Придумал ее Будда - Сиддха́ттха Гота́ма.

Что означает Будда?
Будда - (санскр. बुद्ध, буквально - «пробудившийся», «просветлённый» , «освобожденный от страданий») это - титул существа, обретшего высшее состояние духовного совершенствования.

Сколько было Будд есть ли они сейчас?
Их были тысячи до рождения Будды - Сиддха́ттха Гота́ма, тысячи после него и тысячи живут прямо сейчас.
Почему именно Будда - Сиддха́ттха Гота́ма так популярен и именно его статуэтки продают в любой сувенирной лавке?
Мало кто знает, но именно потому, что он придумал и применил на себе технику медитации «випасана» - которая освобождает человека от страданий. Именно он начал первый обучать этой технике людей 2500 лет назад.
Уже потом возникла религия буддизм однако техника «випасаны» была утрачена на долгие годы из Индии.
Чем полезна техника «Випасана»?
Фактически, випасана устраняет три причины всех несчастий - влечение, отвращение и неведение. Меняет мышление, восприятие и реакцию на ощущения, меняет вашу «вибрационную» настройку.

Почему это важно?
Думайте сами…

Можно ли познать истину, освоить технику и стать освобожденным от страданий посредством интеллекта и долгих вечерних разговоров об этом?
Нет это невозможно. Только практика, техника, собственный опыт и собственная мудрость, собственные пот, слезы и боль, через которую нужно пройти.

Мой путь поиска истины:
Я начал искать истину примерно с 12 лет. Начал задавать вопросы маме, кто мы? Кто нас создал? Зачем мы здесь? В чем смысл и т.д
У мамы я третий сын и она мне отвечала: «Сынок мне было некогда разбираться у меня вас трое было, давай разбираться вместе. И мы с ней начали изучать Библию. Вскоре, я понял, что там больше вопросов чем ответов, после этого я читал Коран, Бхагавад Гиту, Махабхарату, Дао дэ Цзин, Изумрудные скрижали Тота Атланта, Тибетскую книгу жизни и смерти и еще всякое разное.
Я задавал вопросы и искал ответы, пробовал разные практики и церемонии, растения силы, чувствовал сердцем, что истинна она есть и все время где-то рядом, я видел просветленных людей которые ее знают, но не говорят, слышал песни в которых о «ней» поют, поют про то, что ее нельзя выразить словами, а только познать на собственном опыте, только пропустить так сказать через себя, свой опыт и свою мудрость.

Когда мне было примерно 20 лет, я от друзей в Киеве услышал, что они только вернулись из ретрита «випасана», они молчали и медитировали 10 дней, были под большим впечатлением и сказали: - «Малый ты должен попробовать, тебе понравится!». По их глазам я видел, что они не врут и подумал, что обязательно когда-нибудь попробую. Прошло ровно 20 лет, и я благодарю Tati Raduga за то, что она мне напомнила о Випасане и своим опытом вдохновила записаться и сходить испробовать эту технику на себе.

Мои мысли (отчет) после первой випасаны:
Можно почитать по ссылке в первом комментарии.

Как записаться на Випасану?
По ссылке в втором комментарии.

Сколько это стоит? 10-дневный курс випасаны.
Это бесплатно. После курса если вам понравилось вы можете пожертвовать сколько посчитаете нужным.

Какой религии это принадлежит?
Технику преподают без капли мистицизма и религии, она простая как угол дома и прямая ка шоссе, она не принадлежит не одной религии. Человек исповедующий любую религию может записаться на курс и пройти его. Это не теория это практика.

Это легкий или тяжелый курс?
У каждого свой опыт, мне не было тяжело. Но я плакал каждый день от проработок. Уйти даже не возникало мысли. На курсе для вас созданы все условия, чтобы вы молчали и практиковали технику, работали, работали усердно, беспристрастно, внимательно и с твердой решимостью.
В какой стране есть центр медитации «Випасана»? Как записаться на курс?
По ссылке в втором комментарии. Центры мидитации есть в каждой стране, вы можете проверить ближайший к Вам, и расписание ближайших курсов.
_________________________________________________
Теперь не много истории и лирики:
Каждый из нас стремится к миру и гармонии, это именно то, чего нам недостает в жизни. Время от времени все мы испытываем беспокойство, раздражение, дисгармонию, страдание; и когда человек страдает от беспокойства, свои страдания он не держит в себе. Он распространяет их также и на других. Атмосфера вокруг несчастного человека наполняется беспокойством. Любой, кто входит с ним в контакт, становится раздраженным, взволнованным. Конечно, это не является правильным образом жизни.
Нужно жить в мире с собой и в мире со всеми людьми. В конце концов, человек есть существо социальное. Он должен жить в обществе - жить и работать с другими людьми. Как жить в мире? Как сохранить гармонию в себе и поддерживать мир и гармонию вокруг себя, так чтобы другие также могли жить мирно и гармонично? Вы испытываете беспокойство. Тогда, чтобы выйти из этого состояния, нужно знать основную причину беспокойства, причину страдания.

Если исследовать эту проблему, скоро станет ясно, что мы обязательно испытываем беспокойство всякий раз, когда начинаем создавать любые негативности или загрязнения в уме. Негатив в уме, умственные загрязнения или нечистоты не могут существовать вместе с миром и гармонией.
Как мы начинаем создавать негативности? Снова исследуем это, и нам станет ясно. Я становлюсь очень несчастным, когда замечаю, что кто-то ведет себя не так, как мне нравится, когда происходит что-то такое, что мне не нравится. Происходит что-то нежелательное - и я создаю в себе напряжение. Не происходит чего-то желаемого, возникают какие-то препятствия на пути - и снова я создаю в себе напряжение, начинаю завязывать в себе узлы.

В жизни всегда время от времени случаются нежелательные вещи, а нужные вещи могут и не случаться, и этот процесс реакции, завязывания узлов - “санкар” - делает всю умственную и физическую структуру столь напряженной, столь переполненной отрицательным. Жизнь становится мучительной.
Итак, один способ решения проблемы состоит в том, чтобы договориться, чтобы ничего нежелательного не случалось в моей жизни, и чтобы все случалось точно так, как я хочу. Я должен развить в себе такую силу, или кто-то еще должен иметь силу и помочь мне, когда я его попрошу, чтобы ничего нежелательного не случалось в моей жизни, а все, что я хочу, продолжало случаться. Но это невозможно.

Нет никого в мире, чьи желания всегда выполняются, в чьей жизни все случается согласно его желаниям, без чего-нибудь нежелательного. Время от времени происходят вещи, которые противоречат нашим желаниям и стремлениям. Тогда, несмотря на эти вещи, которые я не люблю, как не реагировать слепо? Как не создавать напряженных отношений, как оставаться мирными и гармоничными?
В Индии, так же как и в других странах, святые мудрецы прошлого изучали эту проблему - проблему человеческого страдания - и они нашли решение: если случается что-то нежелательное, и человек начинает реагировать, порождая гнев, страх или любую отрицательную эмоцию, тогда нужно как можно скорее переключить внимание на что-то другое.

Такое решение было полезно; это работало. Это все еще работает. При подобной практике ум освобождается от возбуждения. Однако фактически, такое решение работает только на уровне ума. Действительно, отвлекая внимание, мы выталкиваем отрицательность глубоко в область бессознательного, и на этом уровне продолжаем создавать и умножать то же самое загрязнение. На поверхностном уровне есть слой мира и гармонии, но в глубинах ума - спящий вулкан подавленных отрицательностей, который время от времени продолжает взрываться, извергаясь с огромной силой.
Другие исследователи внутренней правды пошли дальше в своем поиске; переживая внутри себя реальность ума и материи, они поняли, что отвлекать внимание значит убегать от проблемы. Уход не есть решение; нужно встречать проблему лицом к лицу. Всякий раз, когда отрицательность возникает в уме, лишь наблюдайте ее, обратитесь к ней. Как только мы начинаем наблюдать любое загрязнение ума, оно начинает терять всю свою силу. Медленно, оно увядает и искореняется подтверждая закон не постоянства.

Хорошее решение избегает двух крайностей: подавления и излишне свободного проявления. Держать отрицательность в сфере бессознательного - не значит избавиться от нее; если позволить ей проявляться в физическом или речевом действии, это создаст еще больше проблем. Если мы только наблюдаем, тогда загрязнение уходит, и мы искореняем отрицательность, освобождаемся от загрязнения.
Звучит это замечательно, но как же на практике? Когда возникает гнев, он захватывает нас так быстро, что мы даже этого не замечаем. Тогда, подавленные гневом, мы совершаем некоторые физические или речевые действия, которые вредят нам и другим людям. Позже, когда гнев проходит, мы начинаем плакать и раскаиваться, моля о прощении того или иного человека или Бога: “О, я совершил ошибку, пожалуйста, извините!”. А в следующий раз снова в подобной ситуации реагируем точно так же. Все это раскаяние вовсе не помогает. Трудность состоит в том, что я не знаю, когда загрязнение начинает проявляться. Оно начинается и так быстро сокрушает меня, что я не могу наблюдать это.

Однако, тот, кто достиг окончательной правды в полном просветлении Будда - Сиддха́ттха Гота́ма, нашел истинное решение. Он обнаружил, что всякий раз, когда любое загрязнение возникает в уме, одновременно на физическом уровне начинают случаться две вещи. Первое - дыхание теряет нормальный ритм. Я начинаю тяжело дышать всякий раз, когда отрицательность входит в ум. Это - одна истина, которую может испытать каждый, хотя все очень явно и очевидно. Также, на более тонком уровне, в теле начинается определенная биохимическая реакция - некоторое ощущение. Каждое загрязнение будет производить внутри то или иное ощущение. Не ведая о внутренней реальности, я никогда не понимал, что причина страдания находится внутри, в моих собственных слепых реакциях.

Трудно наблюдать абстрактную отрицательность, когда она возникает; но, потренировавшись, я смогу увидеть другую сторону медали; я могу осознавать дыхание и одновременно то, что происходит внутри. Что бы это ни было, дыхание или любое ощущение, я учусь только наблюдать, не теряя равновесие ума. Я прекращаю реагировать, прекращаю множить свои страдания. Вместо этого, я позволяю загрязнениям проявляться и уходить.
Чем больше мы практикуем эту технику, тем чаще будем замечать, как быстро мы можем освобождаться от отрицательностей. Постепенно ум освобождается от загрязнений; он становится чистым. Чистый ум всегда полон любовью - бескорыстной любовью ко всем существам; полон сострадания к неудачам и страданиям других; полон радости от их успехов и удач; полон невозмутимости перед лицом любой ситуации.

Когда мы достигаем этой стадии, вся картина жизни начинает меняться. Более невозможно словом или физическим действием нарушать мир и счастье других. Напротив, уравновешенный ум не только становится мирным сам, но он помогает другим также стать мирными. Атмосфера, окружающая такого человека, наполнена миром и гармонией, и это также начинает действовать на других.
Именно так Будда учил искусству жизни. Он никогда не создавал религий и не учил никакой религии, никаким “измам”. Он никогда не учил своих последователей обрядам и ритуалам, слепым и пустым формальностям. Напротив, он учил только наблюдать природу как есть, наблюдая реальность изнутри. Из-за неведенья, мы продолжаем реагировать, что вредно для нас и для других.

Когда же возникает мудрость - мудрость наблюдения реальности как она есть - мы уходим от привычки реагировать. Когда мы перестаем слепо реагировать, мы становимся способны к реальным действиям - действиям, проистекающим из уравновешенного, невозмутимого ума, ума, который видит и понимает истину. Такое действие может быть только позитивным, творческим, полезным для себя и других.
Что необходимо, так это познать себя - совет, который давали все мудрецы. Познать себя нужно не только на интеллектуальном уровне, на уровне идей и теорий. Это не значит также, что следует познавать на уровне веры или эмоций, слепо принимая то, что мы слышали или читали. Такое знание недостаточно.

Наоборот, мы должны познать реальность такой, как она есть в действительности. Мы должны испытать непосредственно реальность такого умственно-физического явления. Только это поможет нам уйти от загрязнений, от страданий.

Это прямое переживание нашей собственной реальности, эта техника самонаблюдения и есть то, что называется медитация Випассана. На языке Индии времен Будды, “пассана” означает смотреть, видеть с открытыми глазами, обычным образом; но “Випассана” значит наблюдать вещи, как они есть в действительности, а не какими они кажутся.

Следует постигать наблюдаемую истину, пока мы не достигнем окончательной истины, понимания всей умственной и физической структуры. Когда мы познаем эту истину, мы научимся тому, как перестать слепо реагировать, перестать создавать загрязнения - и конечно, старые загрязнения также постепенно будут искореняться. Мы избавляемся от всех бед и испытываем гармонию и счастье.
Существуют три шага обучения, которые даются в курсе медитации. Во-первых, нужно воздерживаться от любых действий, физических или речевых, которые нарушают мир и гармонию других. Невозможно работать, освобождая себя от умственных загрязнений, и в то же самое время продолжать совершать на уровне тела или речи действия, которые только умножают эти загрязнения.

Поэтому этический кодекс необходим как первый шаг практики. Мы берем на себя обязательства не убивать, не красть, воздерживаться от неправильного сексуального поведения, не лгать, не использовать интоксиканты. Воздерживаясь от таких действий, мы даем возможность уму достаточно успокоиться, чтобы он мог приступить к решаемой задаче.
Следующий шаг - развить некоторое мастерство управления этим диким умом, обучая его концентрироваться на одном объекте - дыхании. Мы пытаемся как можно дольше удерживать внимание на дыхании. Это не дыхательное упражнение; мы не управляем дыханием. Наоборот, мы наблюдаем естественное дыхание как есть: как оно входит, как оно выходит.

Таким образом, мы все больше успокаиваем ум, так, чтобы он больше не был подавлен сильными отрицательностями. В то же самое время, мы концентрируем ум, делая его острым и проникающим, способным быть проницательным.
Первые два шага - жить нравственной жизнью и управлять умом - очень существенны и полезны сами по себе; но они приведут лишь к самоподавлению, если не сделать третий шаг: очищение ума от загрязнений, развитие интуитивного понимания собственной природы.
Это и есть Випассана: переживать реальность в себе, регулярно и беспристрастно наблюдая каждое изменение в области ума-материи, проявляющееся как собственные ощущения. В этом - кульминация учения Будды: самоочищение путем самонаблюдения.

Практиковать это могут все и каждый. Болезнь не принадлежит никакой одной секте, поэтому и лекарство не может быть сектантским, оно должно быть универсальным. Все сталкиваются с проблемой страдания. Когда мы страдаем от гнева, это не буддийский, индусский или христианский гнев. Гнев - это гнев. Если мы гневаемся из-за беспокойства, это не христианское, индусское или буддийское беспокойство. Болезнь универсальна. Лекарство тоже должно быть универсально.

Випассана и есть такое лекарство. Никто не будет возражать против нравственного кодекса жизни, который помогает миру и гармонии. Никто не будет возражать против развития способности управлять умом. Никто не будет возражать против развития интуитивного понимания собственной действительности, с помощью которого можно освободить ум от отрицательностей. Это - униве
рсальный путь. Это не культ. Это не догма. Это не слепая вера.
Наблюдать реальность как она есть, наблюдать истину внутри себя - значит познать себя на уровне переживания реальности. Поддерживая практику, мы освобождаемся от страданий и загрязнений. От грубой, внешней, кажущейся истины мы движемся в глубину окончательной истины ума и материи.
Затем мы превосходим и это, переживая истину, которая за пределами ума и материи, вне времени и пространства, вне обусловленной сферы относительного; истину полного освобождения от всех загрязнений, всех нечистот, всех страданий. Неважно, как мы называем эту окончательную истину, но она - конечная цель каждого.

Пусть все вы познаете эту окончательную истину. Пусть все люди мира, страдающие от отрицательностей, загрязнений, нечистот, освободятся от загрязнений, от страданий. Да обретут они истинное счастье, истинный мир, истинную гармонию.
______________________________________________________

В заключении хочу Вам рассказать притчу:

Однажды к Будде пришёл юноша; он всё плакал, плакал и не мог успокоиться.
Будда спросил его:
- Что с тобою, юноша?
- Господин, вчера умер мой старик-отец.
- Что поделаешь? Коль умер, так от оплакивания он не воскреснет.
- Да, я это понимаю, господин. Оплакиванием делу не поможешь. Но я пришёл к вам, господин, с особой просьбой: пожалуйста, сделайте что-нибудь для моего покойного отца!
- Да? А что же я могу сделать для твоего покойного отца?
- Господин, ну сделайте что-нибудь. Ведь вы так могущественны; конечно, вы можете.

Смотрите: жрецы, отпускающие грехи, живущие милостыней, выполняют любые обряды в помощь усопшим. И как только на земле выполнен такой обряд, раскрываются врата царства небесного, и покойному дозволяется войти туда: ему дали пропуск. Вы, господин, так могущественны! Если вы выполните ритуал для моего отца, он не только получит пропуск, но ему будет даровано разрешение остаться там постоянно; он получит свободный доступ в небесный мир!
Прошу вас, господин, сделайте же для него что-нибудь!

Бедный простак был настолько подавлен горем, что не слышал никаких разумных доводов. Будде пришлось воспользоваться другим способом, чтобы помочь ему понять.
Он сказал юноше:
- Ладно, ступай на базар и купи два глиняных горшка. Молодой человек был рад; он подумал, что Будда согласился провести обряд для его отца.
Он побежал на рынок и вернулся с двумя горшками.
- Прекрасно, - сказал ему Будда,
- один горшок наполни топлёным маслом. Юноша так и сделал.
- А другой наполни галькой. Тот выполнил и это.
- Теперь закрой их отверстия, запечатай накрепко! Юноша послушался.
- Теперь опусти их в пруд.

Сказано - сделано: два горшка очутились под водой.
- Теперь принеси длинный шест, стукни по горшкам и разбей их!
- сказал Будда. Юноша обрадовался, думая, что Будда совершает какой-то особый обряд для его отца.

(Справка*. По древнеиндийскому обычаю, когда умирает мужчина, сын относит его мёртвое тело на площадку для сожжения, укладывает на погребальный костёр и поджигает дрова. Присутствующие на траурной церемонии устремляют свои взоры на череп усопшего, ожидая великое таинство освобождения души из тела. Никто в эти минуты не разговаривает, все соблюдают тишину, чтобы не пропустить хлопок расколовшегося черепа. Если череп раскололся, душа смогла сама найти выход наружу и покинула тело. Если нет, то сын покойного должен разбить череп ритуальным шестом с металлическим наконечником, чтобы выпустить душу.)

Так что теперь юноша подумал про себя: «Вчера тело отца было сожжено и стало золой; теперь Будда желает, чтобы я разбил эти горшки как символ». Он был очень доволен этим ритуалом.
Взяв палку, как велел Будда, он сильно стукнул по горшкам и разбил их. Масло из одного горшка сразу же всплыло и заколыхалось на поверхности, а галька высыпалась из другого горшка на дно.

Тогда Будда сказал:
- Ну вот, юноша, что мог, я сделал. Теперь зови своих жрецов и чудотворцев и проси их начать песнопенья и моленья: «О галька, поднимись! О масло, опустись!» Посмотрим, что из этого выйдет!
- О господин, что за шутки! Так разве бывает? Галька тяжелее воды, она так и останется на дне.
Она не может всплыть, господин, это закон природы.
Масло легче воды - оно непременно останется на поверхности, оно не может потонуть, господин, это закон природы!

- Ты, юноша, так много знаешь о законах природы, но природного закона так и не понял: если твой отец всю жизнь совершал дела, тяжёлые, как галька, он непременно опустится на дно, и кто же сможет поднять его? А если его поступки были лёгкими, как масло, он непременно поднимется вверх, и кто сможет стащить его вниз?

___________________________________________________

P. S Друзья «випасанутые» прошу Вас, кто прошел хотя бы один курс поставьте в комментарии +
(что б я понимал сколько Вас у меня)
Кого вдохновил этот текст, и он решил записаться на курс, запишитесь, сделайте репост этого поста и поставьте мне в комментарии ++
(после курса не забудьте мне личку прислать ваши впечатления и ощущения)
Мира Всем нам!

отчет после випасаны, ретрит, випасана, духовный путь, истина

Previous post
Up