Глупая история с глупыми певуньями-плясуньями, очевидно, скоро закончится.
Сажать их не будут. Уже все чиновники - без ряс и в рясах - дружно хором исполнили «я возмущен, я оскорблен, но сажать их не за что». Когда поет такой хор - ищите дирижера. Есть такой - и вы его знаете.
Итак, не в панк-мученицах дело. И уж тем более не в каких-то часах и прочей ерунде, о которой даже поминать смешно (а то кто-то думал, что Патриарх живет как монах-отшельник... Примерно такой же отшельник, как большинство его гонителей-бессеребренников, святых либералов).
Дело в том, что вся эта копеечная глупость есть просто частный случай очень общего вопроса. Вопроса, не имеющего никакого ответа.
Церковь стоит, на самом деле, над бездной. И хуже того - на бездне. Стоит «опираясь на противоречие». Противоречие логическое и этическое. И противоречие абсолютно неразрешимое - потому что заложено в самом фундаменте Храма.
Что есть РПЦ в России?
Все знают два ответа.
Первый ответ. Духовное ведомство, Министерство культов и ритуалов - как и всегда было, при царях и большевиках. Ведомство как ведомство - не хуже военного, почтового, полицейского. Оно и есть - духовная полиция, с помощью определенных ритуалов внушающая покорность власти. Мол, бойся полицию не только на этом, но и на том свете. А полиция - и там и тут - всегда за Власть. Церковь Кесаря-самодержца.
Второй ответ. Святое ведомство - организация, сеющая разумное, доброе, вечное. Призывающая милость к падшим и всепрощение и любовь к врагам. И делает она все это от имени Христа, словами Христа, по завету Христа.
Эти два ответа - реальный и «нормативный» - взаимоисключают друг друга.
Духовная полиция, всегда оправдывающая власть, т.е. восхваляющая госнасилие «к врагам Отечсества», есть ритуальная часть этого насилия. Православие - просто связка между Самодержавием и Народностью. Делает Самодержавие более понятным и удобным для народа, а народ - более мягким и съедобным для Самодержавия.
Ровно против этого - и прежде всего против этого - направлено Христианство. Ровно против этих книжников и фарисеев, превративших Храм в «вертеп разбойников». Их Христос и изгонял бичами. С ними - а не с панками-хулиганками - призывал бороться как с «врагами Веры».
И победоносные фарисеи правят именем Христа, попирая суть Учения - как было и будет со многими Учениями на свете...
Но те же два ответа - реальный и «нормативный» - взаимодополняют друг друга.
Если РПЦ честно, прямо, весомо, грубо, зримо откажется от Нагорной проповеди - то что же тогда эта Церковь проповедует? «Подчиняйтесь власти, выполняйте ритуалы, не думая над их смыслом - и все будет очень хорошо». Да, есть такая проповедь. Ей верят и следуют многие прихожане. Но не все. И даже те, кто следуют, все-таки помнят, что и ритуалы-то не просто так, а «от имени Христа».
Если же РПЦ будет и правда следовать Завету - тогда такой организации просто не будет на Земле. Даже не потому, что поссорится с властями земными и попадет в разряд анархистов (спасибо, если не панков). Нет, все еще куда серьезнее. Просто Завет - не от мира сего, он неисполним. Не может человек «подставлять щеку». Он может об этом помнить. Может знать, что «так надо». Может стремиться к этому. Но исполнить - не может.
«Близко к Завету» могут существовать маленькие «секты» тех же баптистов, скажем... Но для Большой Церкви, тем более для Госцеркви, Державной Церкви (вполне возможно, что именно Державную Церковь описал Достоевский, в своей «Легенде о великом инквизиторе», само собой, переведя стрелки на католицизм) тем более для ее верхов - тут уж точно никаких вариантов нет.
В результате - как всегда на свете - возникает отнюдь не «синтез», а житейский компромисс, «немножко беременность».
Как все институты общества, РПЦ - есть плод компромисса. Немножко веры + немножко конформизма + немножко корысти. И так уж как-то устроено (закон Земного тяготения), что две последних части перевешивают. Очень даже сильно перевешивают.
А поскольку многие - по инерции - предъявляют к РПЦ ожидания как к «воплощению христианства», то у них и возникает «сшибка», вечная фрустрация. (Самый ярый, до далеко не единственный пример - Толстой). В обычное время такие прихожане стараются об этом не думать... А тут - на тебе! Из-за этих чертовок приходится думать.
Какое уж тут «подставь щеку». Тут даже «око за око» нет. За 1 мин. «не тех танцев» уже больше месяца в узилище, с перспективкой на 7 лет тюрьмы... Понятно, тюрьмы не будет. Но осадок - останется.
Что ж - осадок помаленьку сотрется... В конце концов, эпизод и правда стоит не дороже самих этих панков... Осадок сотрется...
А базовое противоречие, слегка замазанное компромиссом - вот оно точно останется.
Потому что на этом непримиримом противоречии и «ритуальном компромиссе» и стоит ХХС. И «сдвинуться» с этого противоречия всерьез не может. Кто бы там не был Патриархом и на какие бы часы не смотрел.