Игры на формирование у детей целостного образа предмета

Aug 16, 2014 02:56

Выдержки из книги Марины Озеровой "О детском рисовании":

Фантазия и воображение
Рисование развивает воображение - способность мысленно представлять зрительные картины. Благодаря этому человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление.
Фантазия нужна будущему взрослому - она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое. В рисовании она развивается очень хорошо, поскольку ребенку нужно детально продумывать образ до того, как он сможет его изобразить. То, что ребенок способен перенести на бумагу, не передает всего воображаемого им мира. Именно поэтому дети часто видят в своих рисунках больше, чем нарисовано, - они фантазируют, придумывая различные истории о своих картинках. Родителей не должно раздражать такое «фантазерство»! Эту способность нужно поддерживать, не становясь скучным занудой, указывающим ребенку на несоответствия между выдуманным образом и неумелым рисунком. Наоборот, лучше включиться в игру и попытаться «увидеть» превращения образа.
...
Для создания «качественного», выразительного графического образа необходимо, чтобы ребенок владел различными способами изображения и мог самостоятельно выбрать подходящий, умел дополнять и изменять образ, не останавливаясь на шаблоне.

Игры на формирование у детей целостного образа предмета
Ребенок учится определять пространственное расположение деталей и соотносить их с другими частями целого. Можно использовать разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками, лото, головоломки на построение образных изображений из геометрических фигур. Полезно рассматривать оптические иллюзии. Классические примеры - ваза Рубина, картины Эшера, лестница Шредера, иллюзии восприятия размера или движения. К этой же серии можно отнести стереокартины и игры на распознавание образов. Все это веселые и увлекательные занятия, отлично тренирующие зрительное восприятие.

1. Упражнения на совершенствование зрительного анализа, осмысленности восприятия
- Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов (соотнести изображение предмета и его тень).

- Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов и геометрических фигур.

- Узнавание перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений.

- Поиск заданной фигуры в ряду других.

- Поиск отличий в изображениях.

- Поиск недостающих или лишних деталей в рисунках.

- Игра «Найди пару». Перед ребенком ставят несколько игрушек, предлагают найти среди них две одинаковые (по форме, цвету, размеру).

2. Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти
- Угадывание предметов на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям.

- Различение правильно и зеркально изображенных фигур.

- Выделение в предметах сходных деталей и группировка их на этой основе.

- Игра «Что было?» Перед ребенком размещают картинки или предметы для запоминания, после чего взрослый что-то незаметно убирает, а ребенок, повернувшись, угадывает отсутствующий предмет.

- Игра «Что изменилось?» (то же самое, только с запоминанием расположения объектов).

3. Упражнения на формирование зрительного образа
- Игра «Волшебный мешочек». Взрослый держит перед ребенком непрозрачный мешочек с мелкими предметами. Ребенок должен ощупать предмет, назвать его и охарактеризовать (шершавый, гладкий, деревянный, округлый и тому подобное). Эту же игру можно проводить с предметами, лежащими в миске с песком.

- «Что бывает?» Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие ему известны предметы, обладающие определенным качеством (что бывает круглое, плоское, мягкое, желтое и так далее).

- «Назови пять». Нужно назвать пять предметов, которые больше заданного (стола, комода, слона), или пять предметов, похожих по форме на заданный.

- «Что на что похоже?» В эту игру можно играть где угодно. Скажем, поток мчащихся под мостом машин напоминает реку. Один и тот же предмет полезно представлять в разных образах. Взрослый может помогать ребенку находить новые ассоциации, чтобы пошатнуть устоявшиеся стереотипы вроде «дом похож на кубик».

книги и семинары для родителей, развие раннее, игры и забавы

Previous post Next post
Up