Опрокинутая логика

Aug 13, 2014 00:57

Дети меня сегодня потрясли. Пролистала я снова Звонкина ("Малыши и математика") и приготовила мальчишкам занимательную задачку, известную миру как один из феноменов Пиаже.
Великий швейцарский психолог Жан Пиаже в своих опытах установил: маленькие дети не понимают того, что нам с вами кажется самоочевидным, - если несколько предметов как-нибудь переставить или переместить, то их количество от этого не изменится.
Процитирую описание опыта в домашнем математическом кружке из книги Звонкина "Домашняя школа для дошкольников":
«Вот первая задача. Я кладу на стол восемь пуговиц. Не дожидаясь моих указаний, мальчики все вместе кидаются их считать - ведь для них «математика» и «считать» пока синонимы. Когда шум утих, я могу сформулировать собственно задачу: «А теперь положите на стол столько же монет». Теперь на столе оказывается еще восемь монет. Мы кладем монеты и пуговицы в два одинаковых ряда, друг напротив друга. «Чего больше, монет или пуговиц?» - спрашиваю я.
Дети смотрят на меня несколько недоуменно; им не сразу удается сформулировать ответ: «Никого не больше». - «Значит, поровну, - говорю я. А теперь смотрите, что я сделаю»
И я раздвигаю ряд монет так, чтобы он стал длиннее. «А теперь чего больше?» - «Монет, монет больше!» - хором кричат ребята.
Я предлагаю Пете сосчитать пуговицы. Хоть мы их уже считали четыре раза, Петя не удивляется моему заданию и подсчитывает количество пуговиц в пятый раз: «Восемь». Предлагаю Диме сосчитать монеты; Дима считает и говорит: «Тоже восемь». - «Тоже восемь? - подчеркиваю я голосом. - Значит, их поровну?» - «Нет, монет больше!» - решительно заявляют мальчики.
...«А сколько монет надо забрать, чтобы снова стало поровну?» - «Две монеты надо забрать». Забираем две монеты; считаем: пуговиц восемь, а монет шесть. «А теперь чего больше?» - «Теперь поровну»...
У эксперимента Звонкина был логичный и счастливый конец, где дети прозрели, когда пуговиц осталось две.
А у меня было так.
Зову Тиму и раскладываю перед ним девять ягод земляники (это солдаты) и девять спичек (у каждого солдата по ружью) (тоже, кстати, находка Алесандра Звонкина). Тима констатирует, что солдат и ружей поровну. Далее решающий момент - я раздвигаю спички: "Чего больше?" "Солдат!"- без малейших колебаний отвечает мне Тима. Я в недоумении. Проверяю, не перепутал ли он, где солдаты, а где спички, но нет, он не перепутал - тычет пальцем в ягоды. Я в растерянности, не знаю, что делать, убираю пару ягод, ряд которых становится теперь еще короче, чем был, и Тима свой вердикт повторяет. Совершаю еще какие-то манипуляции, в итоге задачка ему надоедает и он уходит.
Озадаченная, я встречаю проснувшегося после дневного сна Глеба и предлагаю ему ту же загадку. И Глеб отвечает мне Ровно То Же! %-( )
ЗЫ Пойду почитаю труды Пиаже...

Здравствуй школа!, развие раннее

Previous post Next post
Up