Читала своего любимого Моэма. Хорошо, что появляются его вновь переведенные романы. Все-таки это очень «мой» писатель. Итак, «Карусель».
Мне показалось, что точнее всего мысль романа выражена в словах одной из героинь - мисс Ли, которая уже появлялась в романе «Миссис Крэддок»: «Когда человек уверен, что незначительная планета, на которой он живет, и время - это все, что касается его лично, он может осмотреться по сторонам и подстроится под то, что его окружает. Он шахматный игрок с определенным числом фигур, который может ходить определенным образом. Никто не спрашивает, почему ладья ходит прямо, а слон - наискосок. Просто нужно это принять, и мудрый человек играет по этим правилам, независимо от того, чем кончится игра. Играют не ради победы, ибо победить невозможно, а ради достойной борьбы. И если человек действительно мудр, он никогда не забывает, что в конце концов это всего лишь игра и не стоит воспринимать ее слишком серьезно». Перевод, конечно, оставляет желать лучшего, но мысль, я думаю, понятна.
У каждого из нас - определенный набор фигур. Это не значит, что не надо пытаться улучшить свою жизнь, но тогда надо быть последовательным до конца, прикладывать больше сил, чтобы «обжить» новое место, отвоевывать дополнительные шахматные фигуры. Но все-таки часто, после героических (или не очень) попыток все возвращается на круги своя. И мы занимаем свое, предназначенное именно нам, место на карусели. Все герои романа имеют такое место и любая попытка «соскочить» с нее обречена на неудачу. Почти все герои романа пытались изменить свою жизнь: и Белла Лэнгтон, вышедшая замуж за поэта, не подходившего ей ни по каким общественным меркам, и миссис Кастиллион, согрешившая, чтобы оценить бескорыстную преданность своего мужа, и Бэзил Кент, разрывающийся между двумя женщинами, и его жена Дженнни, безумно любившая его, но так и не дотянувшая в силу объективных причин до его уровня, и даже пренеприятнейший Реджи Барлоу-Бассетт, вырвавшийся из цепких объятий любящей матери. Но все они, при всех своих попытках вырваться, оставались в поле притяжения карусели, и в конце концов, заняли предназначенное им место.
В принципе, я согласна с любимым писателем в том, что не надо пытаться менять мир, кроить его под себя, важно понять и соблюдать его законы и научиться «встраиваться» в него, одновременно стараясь с большей для себя пользой использовать то, чем обладаешь. Бесполезно обижаться на несправедливость жизни, когда живешь в соответствии со своими представлениями о мире, не зная, или не желая знать, как он устроен. И не стоит относиться ни к удачам, ни к неудачам слишком серьезно. Все может измениться с новым поворотом карусели.
«…глупцы скучают, когда им нечего делать. Для подавляющего большинства работа - лишь средство избежать тоски, но, разумеется. Просто абсурдно называть труд благородным только по этой причине. Напротив, вероятно, благородство в большей степени присуще праздности, которая требует многочисленных талантов, самосовершенствования и ума исключительного и тонкого склада.»
«Просто в нашей короткой жизни никогда не стоит скучать.»
«В жизни существуют три золотых правила: никогда не греши. Если согрешил, то не раскаивайся. И самое главное - если раскаялся, никогда, никогда не признавайся.»