Сегодня я провела 3 часа в ГИБДД/ ГАИ г. Королев, т.к. мне было необходимо произвести замену водительского удостоверения в связи с изменением персональных данных (фамилии). Это в принципе немного, но при сложившихся обстоятельствах, у меня такое ощущение, что я там реально провела полжизни..
Во-первых, на территории Королевского ГИБДД/ ГАИ есть парковочные места, и приехав туда утром (было 11 часов) я успешно припарковалась и пошла оформлять заявление на замену водительского удостоверения. Выяснив, что необходим оригинал свидетельства о заключении брака (хотя был оригинал паспорт, где стоял штамп о заключении брака, и была копия свидетельства, из которых было видно, что документы - не подделка) старший государственный инспектор посоветовал принести оригинал. Я уточнила по поводу очереди, и он мне ответил, то с этим же номером в электронной очереди я могу подойти в течение дня. Надо заметить, что очереди никакой не было.
Вернувшись в ГИБДД/ ГАИ в 12 часов дня, на территорию ГИБДД меня не пропустил инспектор, выяснив цель моего визита. Сказал, что он расчищает место на парковке, т.к. с утра на территории произошло уже 2 ДТП, и мне оставить машину на парковке нельзя. Опять-таки, за пределами территории ГИБДД нормальных мест для парковки нет, и учитывая, что шел дождь, были лужи и грязь, оставлять машину далеко за пределами не совсем удобно (но видимо об удобстве граждан никто не задумывается). А вот на территории ГИБДД/ ГАИ мест для парковки достаточно, но они совсем не организованы (там нет четкой разметки), соответственно вместо того, чтобы следить и помогать посетителям удобно разместить авто (раз уж инспектор стоит у въезда на территорию), он всех разворачивает на въезде, так что я, например, была вынуждена разворачиваться практически мешая остальным автомобилистам проехать дальше. И надо заметить, что останавливал инспектор не все машины, т.к. огромные джипы, за рулем которых сидели мужчины, проезжали абсолютно спокойно. И пройдя по территории парковки, направляясь в само здание, я своими глазами убедилась, что места были.
Далее история про то, как я 2 часа ждала свою очередь сфотографироваться на новое водительское удостоверение. Предъявив свидетельство о заключении брака, документы у меня приняли быстро, причем судя по номерам билетов (кодировка Z), после меня никто за час моего отсутствия не обращался. Однако в кабинет 201 меня не приглашали. Обратившись к старшему инспектору, которому я сдавала документы (12 окно), я уточнила по времени, сколько мне ждать. Мне сразу же показали распечатку какого-то закона, предложили ознакомиться, сказали, что по закону процесс может занимать до 15 суток. Я уже готова была спросить, как же так, у меня забрали мое старое водительское удостоверение, а новое выдадут через 15 суток?!? Далее инспектор ответил, что если сегодня забрали старое удостоверение, то сегодня же и выдадут новое. Фразу про 15 суток я не совсем поняла - это такие меры воздействия на население, чтобы сразу напугать? я совершенно правомерно задала вопрос, а в ответ получила на мой взгляд хамский ответ. Я прекрасно понимаю, что я не первая задаю этот вопрос, но задаю я его исключительно потому, что забирая документы инспектор меня уведомил лишь о том, что сейчас проверят мое заявление, и пригласят сфотографировать. На мой взгляд современные технологии в проверки данный заключаются в том, чтобы сверить данные в базе. И на это вряд ли уходит 2 часа, учитывая что в очереди за мной никого не было и я отсутствовала час.
Далее ожидая свой очереди возле 201 кабинета, я увидела совершенно обычную в таких учреждениях ситуацию: граждане, имея документы на руках, заходят без очереди и оформляют ВУ за 5 минут, тогда как те, кто сдал документы по электронной очереди, сидят и ждут своего часа. Я не поняла, каким образом формируется очередь в кабинет для фотографии. Я зашла и задала вопрос, на что девушка сначала спокойно ответила, что очередь для нее формируется в порядке поступления к ней документов (и по всей видимости она сильно отличается от электронной очереди, по которой граждане сдают документы), а потом очень грубо и по хамски сказала, чтобы я закрыла дверь. Когда же моя очередь пришла, я зашла в кабинет, и дверь немного хлопнула. Мне сразу же сказала эта милая девушка, что также, как я закрываю дверь, она мне будет швырять документы на стол (извините, конечно, но я не имею никакого отношения к тому, что таким образом закрываются двери в этом гос учреждении). Далее последовала фотография и передо мной оказался бланк - для проверки данных. Информация на русском была указана правильно, а вот перевод имени на английском был написан с ошибкой (вместо Elena было написано Yelena). Я попросила изменить, т.к. уже имела опыт аренды автомобилей заграницей, и очень важно, чтобы имя в загран паспорте совпадало с именем на ВУ. Но здесь я наткнулась на совершенное безразличие человека к этой ситуации. Она мне ответила, что она уже оформила бланк, и перевод имени осуществился автоматически. Потом добавила, что если я хочу что-то изменить, мне надо снова заполнять заявление, оплачивать пошлину, и принести загран паспорт, тогда она изменит в системе. То есть изменить она может, но уже поздно. Нигде об имени на английском не задавался вопрос и про загран паспорт тоже нигде ничего не было сказано (меня об этом не спросили ни на этапе оформления заявления, ни при приеме документов). Мои вопросы и претензии были не к девушке, а к процессу, она же начала кричать (!) на меня, сказала, что у нее 5 минут на оформления каждого ВУ, и если я что-то не понимаю, это мои проблемы. После того, как я повторно задала вопрос и попросила ее понизить голос и не орать на меня, она сказала, что вызовет дежурную часть, и даже позвонила куда-то, но почему-то никто не подошел. На мой вопрос представиться, чтобы хотя бы по-человечески я могла к ней обратиться по имени, она грубо мне ответила, что она сидит здесь не для того, чтобы знакомиться со мной (простите, конечно, но я тоже не прихожу в ГИБДД/ ГАИ знакомиться с инспекторами, а представляться - это норма поведения, и очень жаль, что сотрудники ГИБДД не демонстрируют ее).
Я совершенно спокойно отношусь к очередям, и к процессам, которые у нас существуют в стране. Я понимаю, что не все еще совершенно и отлажено. Но имея действительное ВУ, предъявив все документы, и не имея очереди людей на замену удостоверений, я не думаю, что 2 часа времени - это нормальные время ожидания. Я получала права 4 года назад - это было сделано за полчаса. Я получала права в другой стране - это тоже заняло минут 30-40. В ситуации когда мне было нужно только лишь обменять действующие права, ждать 2 часа - это ненормально. Но даже пусть и так - я нигде не видела расписания, в котором бы фигурировал обед. Я нигде не видела прозрачности процесса, даже несмотря на существующую электронную очередь. И самое главное - сотрудники никак не должны хамить. Их обязанности - работать с гражданами, если мне или любому другому человеку что-то непонятно в процессе - у нас есть право уточнить и спросить про временные рамки того или иного процесса. А если с такими вопросами обращаются к ним по 10 раз в день - этот сигнал надо принимать и работать над текущим процессом, а не предоставлять распечатанный закон, который понятно никто читать не будет. Не проще ли просто написать, какой процесс и четко ставить ожидания гражданам, что процесс занимает 2-3 часа, что можно прийти в такое-то время, сфотографироваться и забрать права, а не заставлять сидеть под дверью в ожидании, когда назовут фамилию - через час, два или три.