Песни Наших Отцов

Feb 09, 2013 13:34

Чинный английский джентльмен и одна из ключевых фигур Белого Ислама - Шейх Абдульхаким Мурад (Тимоти Винтер, род. в 1960 г.) - записал прекрасную лекцию об Имаме Малике, эпониме нашего мазхаба, да будет доволен им Аллах. Это спецпроект его издательского дома "Quilliam Press", названного в честь Абдуллаха Квиллиама, шейх аль-ислама Британских островов, поверенного лица Османского Халифата в Европе.

Shaykh Abdal Hakim Murad - "Imam Malik. Sage of the City of Light"

Кстати, недавно Шейх Абдульхаким выпустил книгу "Muslim Songs of the British Isles", в которую вошёл "бриттский исламский фолк" - 22 классические песни Золотого века мусульман Британии (свадебные, праздничные, застольные, колыбельные, по случаю Мавлида и торжеств, и проч. и проч.). Некоторые из песен авторства самого Абдуллаха Квиллиама. Другие - Джеймса Ласта, Эмхёрста Тиссена, Мухаммада Али Шомали, Убайдуллаха Каннлифа, Шейха Абдульхакима Мурада Винтера.

Сайт ансамбля "Harmonia Alcorani"

Вы только вдумайтесь! Это рвёт мозг: классические, т.е. конвенционально принятые песни, многим из которых уже почти век! Их ещё в конце Викторианской эпохи распевали первые белые мусульмане Ливерпуля и Манчестера под началом своего шейх аль-ислама. Они собирались по вечерам, чтобы в тесной компании пропеть это и убаюкивали под эти напевы своих детей. Песни, выдержанные в традициях ирландского, шотландского, кельтского многоголосья, церковного хора, рождественских куплетов. Но тотально исламские, абсолютно исламские по содержанию.

Мало кто знает в России вообще про мистера Абдульхакима Мурада Винтера. А меж тем следовало бы знать. И про вклад сего достопочтенного кембриджского профессора в становление Атлантической Уммы, и про его интеллектуальную борьбу по открытию неизвестной Исламской Европы наших отцов, и про то, что он вообще-то светило в религиозных науках.

Фотогалерея Шейха Абдульхакима Винтера

Твидовый пиджак и ректорский пост в престижнейшем университете лишь дополняют его суфийский тюрбан и большое количество иджаз, полученных у учёных от Балкан до Африки. Его alma mater - это и знаменитая Вестминстерская школа, и Оксфорд, и египетский "Аль-Азхар", и Пембрукский колледж, и Лондонский университет.

Сайт Исламского колледжа при Кембриджском университете

Шейх преподаёт исламское богословие на богословском факультете Кембриджа, является деканом теологического факультета Вольфсон-колледжа, также входящего в "Кембриджскую семью", профессором востоковедения в Оксфордском университете, секретарём лондонского Мусульманского Академического Товарищества, директором Англо-Мусульманского Фонда Западной Европы, президентом Клуба Англо-Боснийской Дружбы и начальником амбициозного издательского проекта "Sunna Project". В рамках оного он проводит кропотливую научную работу, сосредоточенную на издании имамов аль-Байхаки, Ибн Хаджара аль-Аскалани, аль-Газали.

Сайт "Sunna Project"

Сайт проекта "Tesaurus Islamicus"

Недавно Шейх Абдульхаким закончил новый перевод поэмы "Касыда аль-Бурда" Имама аль-Бусыри. И это, пожалуй, высшая форма служения переводчика "звуку Ислама" из всего, что только можно вообразить.

Сайт о "Касыде аль-Бурда"

Но ещё меньше известно о том, что Шейх Абдульхаким является солистом и хормейстером ансамбля "Harmonia Alcorani". Мусульманского хора, который исполнил большую часть этих 22 песен Золотого наследия. Люди оттуда исполняют также традиционные османские иллахияты, зачастую в мелодике англиканской мессы или боевых гимнов пиктов, песен северных корсаров. Переложением с макама на макам занимается виртуоз в этой области - sidi Али Бобовски. Особого внимания заслуживают исламские распевы, положенные на традиционный музыкальный лад острова Мэн, или побасенки из "Халяльной Матушки Гусыни", где серьёзный Шейх Абдульхаким Мурад предстаёт в неожиданном амплуа сказочника из одного цеха с Вильгельмом Гауфом и Шарлем Перро. Это смотрится как фантасмагория или вымысел и в это трудно поверить, но это так. Ведь существует же!

Или, например, семья учеников Шейха Абдульхакима, в которой религиозную музыку пишет мусульманский композитор Зейнаб Кёллер (её и чужие партитуры также доступны на сайте), а Коран читает хафиз Али Кёллер. Да, это первые шаги. Но когда-нибудь именно из среды полнокровных белых мусульман выйдет свой Джон Тавенер, человек, который соединит духовную жажду европейца и блики Востока, строжайший академизм и визионерскую глубину мистика.

Я бы хотел сказать также про особый хал этих песен. Хал - состояние, которое имеют люди, их душевная магнетика. Хал отражает переменчивые величины, меняется и колеблется в зависимости от них. Но под собой он имеет свою органику, фитру. И если мы говорим о национальной душе и - шире - о европейской душе, об эгрегоре европейского духа, то ей (я смею предположить) свойственны особые ощущения. Особые переживания, которым ответствует особый, непередаваемый хал Европейского Ислама.

Поэтому я слушаю эти незатейливые песни с наворачивающимися на глаза слезами. Возможно, с годами я приобрёл странную сентиментальность. Но, скорее всего, это хал людей, наших европейских братьев, который так резонирует с моим сердцем. У нас общее пространство духа, одна волна. И мы чувствуем друг друга.

Отсюда, можно много искусственно навинчивать себя и приучать к любви раджастанских раг или майпурских каввали, но дух европейца будет тянуться и столбенеть перед родным и своим. И нет ничего прекраснее салавата, исполненного на казачий манер, как и нашида, от которого веет саксонской балладой. Тем более, когда связующей нитью, прошивающей эти культуры, становятся песни, пропетые голосами людей на пороге святости, истинными подвижниками Божьей веры.

Песня - ключ к сердце Европы. Ибо, как сказал любимый Шейхом Абдульхакимом Имам аль-Газали: "Человек, не способный откликнуться на голос музыки, имеет жестокое сердце". У Европы всё же есть ещё сердце.

У Европы есть сердце...

P.S.: посвящаю настоящую записку моему брату, кривичу Абдуллаху Байдухову - русскому суфию-маликиту со Смоленщины, экс-рок музыканту, а ныне - руководителю славянского исламского хора "Muslimane". Также посвящаю как целебный бальзам всем, кому нужно успокоение и улучшение их внутренних состояний.



На фото: Шейх Абдульхаким Мурад, он же Тимоти Винтер.

Белый Ислам, Орден Баалави, Суфизм, Атлантический Ислам, Медиа, Ссылки, Маликиты, Книги, Ислам в Европе, Норманнфронт

Previous post Next post
Up