"Традиционный ислам" по-цунарефски

Jul 29, 2012 16:38

Недавно нам был задан вопрос о том, что такое «традиционный ислам» чамов - народности, населяющей Камбоджу и Вьетнам. Воодушевляет, что люди начинают интересоваться Исламом в Юго-Восточной Азии. Бирманский геноцид рохинья только подпитывает этот интерес.

Возвращаясь к чамам, мы вспомнили об одном занятном течении, или даже этно-конфессиональной группе в составе этого народа. Известно, что чамы начали принимать Ислам с X века и когда-то даже обладали собственным государством Чампа. Конец их полуторатысячелетней государственности был положен в 1832 г., народ оказался раздроблен между Камбоджей, Вьетнамом, Лаосом и Таиландом.

Большая часть камбоджийских чамов (317 000 человек) мусульмане, незначительное меньшинство - индуисты. Во Вьетнаме, где проживает 127 000 чамов, преобладают мусульмане, но значительно и индуистское меньшинство. Всего в мире по подсчётам около 500 000 чамов. При режиме «красных кхмеров» их почти всех повырезали, сейчас камбоджийская популяция малым ходом восстанавливается. В полпотовском угаре была истреблена почти вся богословская верхушка нации, репрессии удалось пережить только двум десяткам имамов.

Как и во всей Юго-Восточной Азии здесь распространён шафиитский мазхаб. Большую поддержку в обучении и реставрации аутентичной религии чамам оказывает Малайзия, направляя в Камбоджу и Вьетнам своих проповедников, обучая чамских студентов в Куала-Лумпуре и Келантане. Таковы формы ортодоксального Ислама. Лишь микроскопическая часть чамов исповедует шиизм.

Но есть и особое, синкретичное течение, о котором мы упомянули в начале. Субэтнос чам-бани, удивительным образом впитавший и соединивший Ислам и шиваитские, брахманические традиции. Предполагается, что они результат поверхностной и оборванной приходом коммунистов исламизации местных язычников. Тем не менее, этот народ считает себя мусульманским, имеет собственные поселения (палеи), духовных лидеров (онг каем), которые занимаются разрешением споров, и мечети (санг мюгик), в которых работают талибы (акары).

Чам-бани почитают Бога Аллаха (По Аулоах), верят в ангелов, Священный Коран и иерархию сорока святых, а также джиннов (ян). Поскольку чамы и раньше находились почти в полной изоляции от остальной Уммы (не считая контактов с Молуккским султанатом и Ачехом), а затем их подкашивали многочисленные войны, потеря суверенитета, этноцид и коммунистическая диктатура, чудо, что они вообще сохранились и сохранили хоть какую-то связь с Исламом. Однако окончательное поражение чамов в сражениях с вьетами отрезало их от исламского мира уже в XV столетии.

Также в Камбодже и Вьетнаме были практически начисто уничтожены все печатные экземпляры Корана. Потому последним хранилищем для него стала память выживших имамов. Они, как смогли, восстановили, что помнили. Передача Корана какое-то время была почти политическим преступлением, велась из под полы. Имамы вынуждены были оставлять тайные шифрограммы на чамском санксрите с описанием того, как следует понимать те или иные фрагменты Писания.

По этой причине Коран чам-бани состоит из коротких сур (с 96 по 114), записанных и переписываемых от руки куфическим почерком. Неполный текст Корана ставит акаров чам-бани в сложное положение, ибо им приходится выводить практически все постановления религии из этих 18 сур.

Что касается профетологии, то чам-бани верят в Пророка Мухаммада (Мби Мухаммад), признают его в качестве посланника Аллаха, но не знают ни из какой страны мира он родом, ни к какой расе принадлежал. Примерно на равных с Пророком, мир ему и молитва, они почитают Али ибн Абу Талиба (Али Мби) и Фатиму, но затрудняются сказать, кто это такие.

Религиозная элита чам-бани имеет несколько уровней, от самого низкого до самого высокого: акары, мадины, ктипы (имам-хатыбы), эмюмтаны (имамы) и по гру (почтеннейшие гуру). Становясь акаром, человек совершает ритуальное омовение (гусль), бреет голову и облачается в белые одежды. Далее следует изучение и запоминание Корана в течение нескольких месяцев. Акары не понимают арабский язык, но свято веруют в то, что свитки Корана должны быть защищены самым тщательным образом.

Поскольку в представлениях чам-бани акары - нечто вроде монашества, задача которого отмаливать мирян, акары пристально следят за тем, чтобы не допускать грехов. Если же акар совершит какой-либо грех, ему предстоит ритуал «нгап ба», покаяние (тауба) перед Аллахом. Обычно в акары принимается один ребёнок по материнской линии из каждой семьи, который как бы «вымаливает» Рай для своих родственников. Ввиду этого рядовые чам-бани не связаны никакими ритуальными обязательствами Ислама, делегируя ибадат акарам. А сами акары не совершают хадж и не выплачивают закят. Вместо этого они распределяют благотворительный рис среди представителей своего рода.

Акары - первый слой исламского духовенства чам-бани, первые следом за мирянами. Они проводят пятничные молитвы (джамак) и таравихи (талви). Когда же акар растёт и становится мадином, на него возлагаются дополнительные организационные функции. Он руководит всеми ритуалами мечети, обучает детей Корану. Чтобы стать эмюмтаном акару предстоит на протяжении 10-15 лет изучать Коран и его экзегетику. Если он продемонстрирует экстраординарные умения и познания, то может быть отнесён к числу «сорока имамов» (эмюм пак плюх). Но такие инициации, безусловно, крайне торжественные, случаются нечасто.

В каждом селении чам-бани должен быть один «по гру», шейх, который ответственен за назначение дат Рамадана и праздника разговения. Он же совмещает в себе роль амира и кадия мусульман. Разумеется, все эти титулы весьма условны и имеют мало чего схожего с классическими социальными ролями богословов Ислама.

Поскольку сейчас идёт месяц Рамадан, будет нелишним упомянуть, как проводят его чам-бани. Их Рамадан (рамюван) переворачивает повседневность верх тормашками. Чам-бани мало чем занимаются в дневное время, но их общественная жизнь начинает кипеть в ночные часы. Своё поклонение они стараются сделать как можно более искренним и концентрируются больше на почитании «сорока имамов», а не на посте. На протяжении рамадана миряне стремятся к благочестию, чаще посещают мечеть, в последние десять дней месяца пребывают там безвылазно (итикаф).

Акары же должны весь Рамадан провести в стенах мечети, одетые в белое. С началом месяца они проводят церемониал очищения каждого дома деревни от грехов и сами читают таубу. Каждый день на разговение акар приносит в свой дом рис, которым его снабжают другие члены семейства. Традиция чам-бани особенно славит четыре дня Рамадана: первый, пятнадцатый (полнолуние), двадцатый и последний дни. В каждый из этих дней семьи приносят в мечеть рис и конфеты, молятся там и испрашивают прощения для своих предков.

У чамов вне зависимости от их религиозной принадлежности есть необычная практика. В Рамадан они приглашают к себе индуистских жрецов. Последние, что интересно признают Аллаха верховным Богом, молятся Ему и просят Его о благословении. На ту дату, когда скорее всего приходится Лайлат аль-Кадр - 27 число Рамадана - чам-бани устраивают в мечетях особый церемониал «онг троон мук троон». На него приходят индуисты, которые приносят с собой подношения Аллаху в виде фруктов и сладостей. Они и их жрецы молятся вместе с акарами. Тем самым, как считают старейшины, поддерживается гармония и межконфессиональный мир Чампа (сейчас под ним понимается чамский мироуклад, а не историческое государство).

Перед входом в мечеть нужно совершить малое омовение (напоминающее вуду). Для этого тут же стоят бочонки с семью камешками и контейнеры с водой. Раньше мечети чам-бани строились просто, их крыши выстилались тонкой горной травой, стены были из бамбука, полы валялись из обычной глины. Предполагается, что всё это имело какой-то символический смысл, понимание которого в поздние годы было утрачено. Сейчас каждая мечеть имеет цементированный фундамент, кирпичные стены и черепичную крышу. Но в них по-прежнему нет характерных для мусульманской архитектуры куполов и минаретов. И всё же мечети располагают минбарами (мембер) и ориентированы на Мекку. Тут важно отметить: мечети чам-бани открываются только во время Рамадана и для совершения джума-намазов (зам-ат). Чам-бани подобно всем остальным мусульманам выделяют день пятницы, особенно почитая т.н. «вращающуюся пятницу» (сут енг), которая случается раз в три года.

Другой важный праздник Ислама - Ид аль-Адха (Ва-ха). В него миряне чам-бани не закладывают животное, но готовят сладкие блюда и приносят их в дар служителям мечети. Так выглядит их жертвоприношение, своеобразный как бы курбан.

Конечно, феномен чам-бани не отменяет мейнстримового суннитского Ислама среди чамов. Чамские сунниты ничем не отличаются от своих полноценных единоверцев по всему миру. Но само наличие чам-бани показывает нам одно из редких полуреликтовых исламских племён, в котором сошлись разные верования и обряды. Кроме того, на их примере история являет нам, какие ужасающие мутации Дина могут происходить, когда локальная Умма изолируется от глобальной.

Такой вот «традиционный ислам» по-цунарефски. Делайте выводы.

image Click to view

image Click to view



image Click to view

image Click to view



image Click to view

image Click to view

Медиа, Секты, Буддизм, Ислам в Азии, Жёлтый Ислам

Previous post Next post
Up