Питерские дервиши тариката Ниматуллахи сделали то, о чём давно говорил амир Харун - попытались прочитать Велимира Хлебникова как предтечу «русского суфизма». Действительно, исторически духовный заряд этой темы - футуристы, ОБЭРИУты, Платонов, Хвостенко, «митьки», ранний «Аквариум», а сегодня - наверное, «АукцЫон». А потому любите и жалуйте ансамбль Kharabat. Где ещё можно будет услышать «восточные» стихи Серебряного века (Хлебников, Гумилёв) вперемешку с переводами из Джалаладдина Руми, Аннемари Шиммель, Джавада Нурбахша под гитару, фортепьяно, контрабас, перкуссии Массуда Талебани? Приезжайте в Петроград…
Страница ансамбля Kharabat И коль скоро речь пошла о пальпации метапсихологии «русского суфизма», то можно назвать ещё один уникальный опыт перезагрузки русского менталитета под мистический Ислам. Мы говорим о книге российского учёного, создателя экософии - д-ра Кима Шилина - «Русские суфии».
Аннотация гласит: «Она посвящена совершенно новой, революционной теме созидания суфизма нового уровня в его глубинной взаимосвязи с русской духовной культурой. Понятие «суфий», рассматриваемое автором в широком смысле как синоним понятия «дерзкий просветленный мудрец», позволяет увидеть черты этой просветленной мудрости в наследии многих российских гениев-творцов культуры. Работа содержит переосмысление истории суфизма и творческих биографий целой плеяды деятелей суфизма. Она нацелена не столько на осмысление прошлого, сколько на созидание будущих путей развития русской культуры, России и мира в целом. Написанная на высоком научном уровне, содержащая систему новых, нетривиальных идей и оригинальных прогнозов, книга, без сомнения, будет с увлечением прочитана всеми читателями, интересующимися духовной культурой Востока и России».
Вынося за скобки любые операции с переосмыслением суфизма в «широком контексте» (мы хорошо знаем, чем это заканчивается), всё же скажем, что здесь есть архиважный момент. Взять большую рубаху, которой для освобождающегося русского является тасаввуф, весьма наша материя, и сделать её местом бултыхания русских трикстеров. Это значит получить в столь же «широком контексте» около-исламский типаж Нового Постороннего - главного героя русской цивилизации, если смыть с неё церковную перхоть.
Кем окажется этот типаж: ориентальным прерафаэлитом, салонным полупокером и курителем гашиша, юродивым дервишем-селянином или толстовствующим русским Ходжой Насреддином - покажет время. Однако на нас где-то издалека надвигается декаданс-волна, за которой последует поэзия Железного века, непременно тоталитарная, некроидная, исламистская. Но даже этот декаданс должен быть «взят» нами примерно так же, как была «взята» восточная тема поздним Артюром Рэмбо или Нервалем.
Какими бы условными и далёкими не были опусы «русского суфизма», единственная их бесспорная ценность - провокация, порождение иной гео-культурной моды, вымывание почвы из православно-византийской и советско-имперской мифологии. Эта двуглавая змея должна быть «утоплена в чайнике вина»…
Всякой Lacerna Magica - ответ в виде Kharabat, Всякому Петербургу владимирских соборов - Северный Стамбул, Северный Исфахан.
На фото:
1. Обложка книги Кима Шилина «Русские суфии».
2. Афиша концерта ансамбля Kharabat.