Бекташи Нового Света

Jul 21, 2011 03:13

С бекташийским тарикатом ситуация сложная, а для не балканского наблюдателя она вообще затемнена. Нет ни одного исследования, которое бы оказалось способным ответить на вопросы, кем был основатель братства Хаджи Бекташ Вели (суннитским ортодоксом, чьё наследие искажено последующими поколениями, или гетеродоксальным баба-колдуном), как же всё-таки оценивать вклад бекташей в дело Уммы (как исламизаторов стратегически важных пространств Малой Азии и Балкан или тарикат инсургентов и еретиков) и проч. и проч.?

Есть вопросы и к доктрине бекташей, в какой-то момент то ли подпавших под влияние алевитов, то ли просто приютивших их как змею на груди. Нет достоверных оснований говорить о том, что бекташизм - это отдельностоящая религия (хотя при коммунистах их албанские представители так себя позиционировали, но тому были политические причины), но также у нас нет права совсем лишать бекташизм синкретических отпечатков, которые он в себе несёт.

Как ни посмотри и не попытайся найти тысячу и одно оправдание бекташам, каждый раз натыкаешься на какую-то задоринку, которая портит всю апологетику. Вот вроде бы аутентичные сунниты-бекташи, уважаемые и компетентные алимы, следующие данному тарикату. Но тут же рядом вьётся какой-нибудь шиитский распивающий вино гулат. Вот вроде бы ветвь, чётко принадлежащая Исламу, а вот уже тут как тут другая ветвь, которую к Исламу можно отнести лишь с большой натяжкой.

Как бы там ни было, бекташи в пору своего расцвета определённо были людьми Аллаха, проделавшими большую работу по склонению к Исламу многих народов Юго-Восточной Европы, развитию Османской цивилизации, духовному патронажу воинов-янычар. Древнейший европейский народ - албанцы - выбрали Ислам именно этого тариката. Он же оказал сильное влияние на оккультные представления Третьего Рейха. Это европейский тарикат, генологию, учение и исторический смысл которого нам ещё только предстоит осмыслить.

Сейчас мы расскажем о том, как бекташи пришли в Америку. Это случилось благодаря достопочтенному шейху Баба Рэджепу Бечири (1901 - 1995), мистику, исламскому богослову, уроженцу южно-албанской Гирокастры. Будущий шейх родился в семействе османских косоваров со строгими бекташийскими традициями, его отец Рифат Бечири служил муллой в округе Дунават. Отец, мулла Рагиб и шейх Баба Рухи Селим обучали Рэджепа классической исламской теологии и языкам. В шестнадцать лет он прошёл инициацию в тарикат Бекташийя и к двадцати годам уже достиг ранга полноценного дервиша. В этом возрасте он принял на себя обет дервишского целибата (муджаррид), который не нарушал до самой смерти. На протяжении последующей четверти века он служил в обители «Асим Баба Текке» под руководством своего дяди, шейха Баба Селима.

Когда началась Вторая мировая война, Баба Рэджеп занял позицию резкой критики албанских партизан-коммунистов. В отместку победивший режим Энвера Ходжи силой вынудил его покинуть Албанию. Шейху пришлось скитаться как апатриду по Италии, периодами оседая в «Абдуллах аль-Магавири Текке» и каирской обители ордена «Кайгусуз Султан Текке». За пару лет до своего отбытия с сестрой Зайнаб Кучи в США он там и поселился.

С 1952 г. Рэджеп в Америке, здесь он участвует в создании небольшого текке в Нью-Йорке. А в 1954 г. получает титул Баба (т.е. шейха в терминологии османских суфиев) от выдающегося богослова и духовного лидера бекташей Египта - шейха Ахмада Сирри Деде (1985 - 1965). Тот год стал годом закладки в пригороде Детройта первого камня «Первого Албанского Монастыря Бекташи в Америке». Из Каира в помощь шейху Рэджепу был прислан его стародавний друг, халифа и персональный повар - Баба Байрам Гуркучи (умер в 1973 г.).

Баба Рэджеп вместе с небольшой группой албанцев выкупил землю под текке и построил там дом. Десять лет шейх бережно развивал текке, пополняя его библиотеку, отстраивая караван-сарай (гостиницу) и майдан (просторную залу для коллективных ритуалов). В течение сорока пяти лет шейх Баба Рэджеп занимался созданием бекташийской общины с нуля на континенте, где раньше никто не знал про этот тарикат. Здесь он опубликовал бесценную для западных ориенталистов книгу «Исламский мистицизм и бекташизм» (была частично переведена на английский язык в 1984 г. Барзилем Погони), которая убедительно доказывала, что настоящий бекташизм не возможен вне Ислама. Он наладил выпуск общинного журнала «Zeri Bektashzme» и открыл загадочную традицию Бекташийи всем интересующимся, не проводя различий между просто суннитами и бекташами, мусульманами и христианами, албанцами и иноплеменниками.

Консультироваться с ним - ходящей энциклопедией исламской мистики и хранителем бекташийских тайн - регулярно наведывались серьёзные учёные-исламоведы. Некоторые из них становились мюридами шейха Баба Рэджепа (к примеру, Мухаммад аль-Ахари, Хусейн Абива, Франс Трикс). Шейх свободно изъяснялся по-албански, по-турецки, по-староосмански, по-арабски, по-персидски, по-итальянски, по-гречески и по-английски, что расширяло его аудиторию адекватно тому плавильному котлу наций, которым являются США.

Смерть шейха Баба Рэджепа унесла жизнь ещё одного представителя старой линии бекташийских устазов-переселенцев из Албании в Египет. Теперешним настоятелем американской текке является пожилой шейх Баба Арши Базадж. Могила его предшественника - шейха Рэджепа - служит объектом зиярата сотен американских и европейских бекташей. Воспитанный им Баба Фламур Шкалла планирует в скором времени открыть при текке традиционное исламское медресе для привлечения к Исламу и тарикату молодых албано-американцев, а также помочь с возвращением орденских библиотек и восстановлением десятков бекташийских обителей в Каире, Албании, Неджефе, Кербеле, Багдаде и Иране. С 1996 г. Баба Фламур возрождает некоторые старинные османские обычаи, например, «кафе-оджак» (прислуживание дервишей гостям и путешественникам в специальной кофейной комнате).

Сайт шейха Баба Рэджепа Бечири

Сайт «Первого Албанского Монастыря Бекташи в Америке»

Группа почитателей шейха Баба Рэджепа















На фото:

1. Дверь «Первого Албанского Монастыря Бекташи в Америке». Над дверью флаг, карта Албании и надпись: "Нация. Вера. Патриотизм".

2. Мавзолей (мазар) шейха Баба Рэджепа Бечири рядом с его текке.

3. Шейх Баба Рэджеп Бечири, пионер тариката Бекташийя в Северной Америке, основатель первого текке в США.

4. Баба Байрам Гуркучи, ближайший соратник, халифа и повар шейха Баба Рэджепа Бечири в США.

5. Указатель на въезде в «Первый Албанский Монастырь Бекташи в Америке».

7. Склеп (макам) шейха Баба Рэджепа Бечири в его текке. Здесь по бекташийскому обычаю всегда горят свечи и читается Коран за душу усопшего.

8. Баба Арши Базадж во время намаза, нынешний настоятель «Первого Албанского Монастыря Бекташи в Америке».

Ислам в Северной Америке, Белый Ислам, Орден Бекташи, Ислам в Арабистане, Ссылки, Суфизм, Ислам в Европе

Previous post Next post
Up